Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Окружающий мир
1 класс класс
Тема: Где живут слоны? | Тип: урок открытия нового знания | ||
Цель: познакомить детей с растительным и животным миром саванн и тропических лесов, показать различия индийского и африканского слонов. | |||
Задачи- расширять кругозор учащихся; - развивать логическое мышление, воображение, монологическую речь, произвольное внимание, память; - воспитывать любовь к природе; - познакомить с жаркими районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира. | |||
Предметные: - овладение начальными сведениями о жарких районах Земли и их животном мире, приводить примеры животных; - нахождение на глобусе линии экватора; - называть вещи, необходимые для путешествия в жаркие районы. | Метапредметные: Познавательные ууд: - формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать по признакам; - формировать умение на основе анализа делать выводы. Регулятивные ууд: - проводить мыслительные операции и принимать решение; - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; - умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя. Коммуникативные ууд: - умение вести диалог, слушать учителя, оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в парах, в группах.Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение уважительно относиться к мнению своих одноклассников; умение работать в команде. | Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - понимать учебную задачу урока; - высказывать свою точку зрения; - оценивать свои достижения. . | |
Ресурсы урока: Для учителя: проектор, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, карта полушарий, глобус Для учеников:учебник, тетрадь, лист самооценки, лист со справочной информацией, глобус для каждой группы, пластилин | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. - Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей работы на уроке. Поднимите руку, кто пришёл на урок с отличным настроением. Желаю, чтобы настроение к концу урока было отличным у всех! | Улыбаются друг другу, желают успеха. УУД: Личностные: создание условий для развития мотивации к обучению, инициативы для изучения предмета | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, создаёт ситуацию актуализации опыта ученика, сообщает о групповой работе; создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») а) Постановка учебной проблемы Приём создания проблемной ситуации. - Угадайте загадки от Мудрой Черепахи: 1)Два мощных имеет клыка, 2) Очень страшный этот зверь, 3) Самый сильный, самый умный 4) Я с иголочки одет, Чёрный фрак и белый верх, На двух лапках я хожу, И по снегу, и по льду! ( Пингвин) 5) Живет он там, где холода, И ловит рыбу из-под льда. Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и нырять.(Белый медведь) 6) Серый, толстый, южный зверь… Лишний хвостик? Ты не верь! Он ушами мух гоняет, Носом воду набирает.(Слон) На доске, по мере угадывания загадок, появляются картинки с изображением животных. б)Игра «Кто, где живёт» - А вот и первый вопрос от Муравьишки-Вопросика. Он интересуется, где живут эти животные. Расселите животных по месту их обитания (Северный Полюс, , Южный Полюс) Чего мы не знаем? | Вспоминают всё, что знают по данной теме,выполняют задания учителя, определяются в своих мотивах и целях. Обучающиеся отгадывают загадки "Расселяют животных по месту обитания Дети сомневаются, куда расселить слона, льва, крокодила предлагают разные варианты его расселения. Делают вывод о теме и задачах урока УУД: Личностные:создание условий для развития мотивации к обучению, инициативы для изучения предмета. Познавательные: стимулирование интереса обучающихся к изучению темы. Коммуникативные: восприятие слова учителя как поставленной задачи. Регулятивные:умение удерживать внимание при восприятии информации. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Практическая работа -Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины. -Эта линия называется экватор. -Прочитайте, что такое экватор? -А сейчас обратимся к карте, будем работать в группах. ( У каждой группы детей лежат образцы карт) -Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом? Зеленым? -Именно в эти места мы сегодня и отправимся. Постановка учебной задачи -Как вы думаете, что мы можем узнать, отправляясь в сегодняшнее путешествие? -Каждый из вас высказал свою цель, и все они будут ступеньками главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой? -Верно! Мудрая Черепаха согласна с вами. Итак, в путь! Изучение новой темы -Саванна. Найдите ее еще раз на карте. Прежде чем, я вам расскажу о саванне, скажите, какой вы себе ее представляете. Посовещайтесь в группах -, дети высказывают свои предположения) Рассказ учителя(Слайд № 3,4) Саванна-это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья. До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей, и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни, в которых запасается вода. Саванна- удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром. -Как вы думаете, можно ли в этой местности встретить животных? -Что вы знаете о тропических лесах? Рассказ учителя В этих лесах всегда жарко и дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы... В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.. А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы, банановые деревья, авокадо, ананасы и много других растений. Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще. У:Вот какие интересные районы нашей Земли мы посетили. Давайте еще раз вспомним их названия ФИЗМИНУТКА Первичное закрепление( групповая работа) -Как называются открытые места в жарких странах? - Как называются густые влажные леса в жарких странах? -Какие животные населяют эти районы, вы расскажите мне сами, выполняя задания в группах. План 1.В каком районе вы побывали? 2.Какая была погода? 3.Какие растения были вокруг? 4.Каких животных встретили? ( Сначала выслушиваются ответы о саванне - первая группа отвечает, вторая дополняет, потом выслушиваются ответы о тропических лесах) Исследовательская работа -Напомните, какова была главная цель нашего урока? -Как мы теперь ответим на этот вопрос? Сейчас мы проведем исследование и посмотрим, похожи ли африканский и индийский слоны, и если не похожи, то чем? ( каждая группа учеников получает картинки с изображением слонов и проводит сравнение) Д: У африканского слона уши больше и круглее, у индийского — меньше и заострены внизу. Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая, у индийского — выпуклая. Бивни у африканского слона длиннее. Обобщение Сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова. Вставьте их. На Земле есть районы, где круглый год _____________ Там живут___________________________________ А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод, который сделала Мудрая Черепаха и сравните со своими текстами. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием Творческая работа Предлагается слепить из пластилина слона У: Какого вида слон у вас получился? | Работают в группах, рассматривают глобус, карту, ищут экватор, природные зоны: саванны и тропические леса Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, определение темы и формулирование задач. Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний в рамках учебного диалога. - формировать готовность слушать учителя и вести диалог Познавательные: построение логических рассуждений. Предметные: нахождение на глобусе линии экватора. Учащиеся ставят учебную задачу Посовещаются в группах -,высказывают свои предположения Посовещаются в группах -,высказывают свои предположения Регулятивные:умение определять последовательность действий для достижения результата. Познавательные:выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач. Коммуникативные:умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками; Личностные: самоопределение, умение планировать собственную деятельность. Предметные: - овладение начальными сведениями о жарких районах Земли и их животном мире, приводить примеры животных. Учащиеся работают по рисункам в учебнике: первая и вторая группа — по рисунку на стр. 14,третья и четвертая - на стр. 15. Нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану. План 1.В каком районе вы побывали? 2.Какая была погода? 3.Какие растения были вокруг? 4.Каких животных встретили? Предметные:различать животных саванны и тропических лесов. Регулятивные:формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные:- уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.- уметь внимательно слушать одноклассников, следить за их активностью. Учащиеся отвечают на вопросы каждая группа учеников получает картинки с изображением слонов и проводит сравнение -У африканского слона уши больше и круглее, у индийского — меньше и заострены внизу. Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая, у индийского — выпуклая. Бивни у африканского слона длиннее. Предметные: - знать отличие африканских слонов от индийских. Регулятивные:принимать и сохранять задачи учебной деятельности; Познавательные:умение действовать по аналогии; Коммуникативные:осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе; Личностные:осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию. дети выполняют задание | ||
Рефлексия деятельности | |||
Предлагается оценить работу на уроке по плану: Я знал… Я узнал… Мне бы хотелось больше узнатьо…. | Личностные: - уметь анализировать, делать вывод, формулировать высказывание. Предметные: - использование начальных сведений о жарких районах Земли. |