Технологическая карта урока русского языка «Повторение изученного по теме "Причастие"» (7 класс)

6
2
Материал опубликован 26 June 2017 в группе

Цель урока: повторение и обобщение изученного материала по теме «Причастие».

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь применять на практике орфографические и пунктуационные правила;

- уметь определять роль причастий в художественном тексте.

Личностные: 

- уметь проводить самооценку учебной деятельности.

Метапредметные:

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленными целями и задачами, оценивать результаты своей работы (регулятивные УУД);

- уметь слушать собеседника, выражать и отстаивать своё мнение (коммуникативные УУД);

- уметь систематизировать изученный материал, работать с различными источниками информации (познавательные УУД).

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. учебник русского языка для 7 класса.

Использованные источники:

Бунин И. А. Собрание сочинений в 4 томах. М., - Правда. 1988 г.

http://ru.wikipedia.org/wiki - И. А. Бунин. Википедия – свободная энциклопедия;

http://www.tretyakovgallery - Государственная Третьяковская Галерея;

http://images.yandex - иллюстрации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой учащихся на продуктивную работу на уроке.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу на уроке.

2. Мотивация

Эпиграфом к уроку я выбрала строчки из рассказа писателя «Преображение». И.А. Бунин очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений:

Ты видишь – я твоей красы не позабыл И, сердцем чист, твой мир благословляю, Обетованному, отеческому краю Я принесу остаток гордых сил.

Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции.

Сегодня на уроке мы с вами будем «собирать» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях Бунина приметы родного края – САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВУ.

Активное слушание, формулирование темы урока. Запись даты, темы урока.

3. Актуализация знаний


 


 


 

Проверка домашнего задания

А сначала давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица).

Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии:

I. Причастие как часть речи:

1) Общее значение.

2) Признаки глагола у причастия.

3) Признаки прилагательного у причастия.

II. Действительные и страдательные причастия.

III. Склонение причастий.

IV. Образование причастий.

V. Синтаксическая роль в предложении.

4. Целеполагание

Учитель предлагает учащимся сформулировать цель урока, заполнить таблицу «ЗХУ» (1 и 2 столбики).

Учащиеся определяют цель своей деятельности, заполняют первые 2 столбика таблицы «ЗХУ»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

     


 


 


 

.

5. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону


 

Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий.

1) Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.

2) А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.

3) Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы – и запах антоновских яблок.

4) И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.

5) Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.

6) Свернувш.еся и почерневш.е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.

7) А лес стоит в оцепененье,

Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.

8) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворож.(н,нн)ый тишиной.

Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый.

Задание 2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания (запятые не расставлены). Объяснить написание причастий. Составить схемы предложений.

1) Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре(н,нн)ой на солнце.

2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне(н,нн)ый туманом.

3) Окрестные поля усе.(н,нн)ые копнами голы и желты.

4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.

5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.

Задание 3. Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями». Цифровой диктант.

1) Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.

2) Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не) обозримые поля вокруг.

3) Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.

4) Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.

5) Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.

6) В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.

7) Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом».

Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов.

Задание 4 «Картинная галерея». Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них.

1) Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль.

2) Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури.

3) Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле.

4) Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, звучно откликался им.

6) Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо.

7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.

Задание 5 «Проба пера».

А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно).

Высоко полный месяц стоит

В небесах над туманной землёй,

Бледным светом леса серебрит,

Напоённые белою мглой.

Ты ждала меня в вашем уже поредевшем саду.

Крепко пахнет грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой.

На бугре, среди мокрой гниющей листвы стояла изба.

Учащиеся выполняют предложенные задания, объясняют лексическое значение слов, проверяют выполнение заданий (учащиеся по цепочке выразительно читают предложения, объясняют правописание слов, постановку знаков препинания, остальные учащиеся проверяют и вносят исправления в тетради), заполняют таблицу:

САД

ЛЕС

ПОЛЕ

ЛИСТВА

       


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся соотносят поэтические строчки И.А. Бунина и пейзажи русских художников: 1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И. И. Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г. Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И. И. Левитан «Золотая осень».

Учащиеся делают вывод о роли причастий в художественном тексте.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты, используя собранные материалы, полученный текст сравнивают с оригиналом.


 

6. Рефлексия деятельности


 

Учитель предлагает учащимся сделать вывод по теме урока, оценить свою деятельность на уроке, заполнить 3 столбик таблицы «ЗХУ», комментирует и оценивает работу учащихся на уроке.


 

Учащиеся делают вывод по теме урока, оценивают свою работу, заполняют 3 столбик таблицы «ЗХУ»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

     


 

7. Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

11 August 2017

Большое спасибо!

10 July 2021

Похожие публикации