Технологическая карта урока математики «Умножение многозначного числа на двузначное»
Технологическая карта урока
ФИО Терасмес Марина Владимировна
КЛАСС 4
УМК «Школа 2100», авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А.
ПРЕДМЕТ Математика
ТЕМА Умножение многозначного числа на двузначное.
ТИП Урок открытия нового знания.
ЦЕЛЬ Организовать учебную деятельность учащихся по формулированию и усвоению учащимися алгоритма действий при умножении многозначного числа на однозначное таким образом, чтобы они достигли следующих планируемых результатов.
ОБОРУДОВАНИЕ ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с выражениями ), учебник: Т.Е.Демидова « Математика» 4 класс, часть 2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Формулирует алгоритм действий при умножении многозначного числа на двузначное. Воспроизводит алгоритм умножения многозначного числа на двузначное. Применяет алгоритм умножения многозначного числа на двузначное. |
Формулирует цель учебной деятельности. Составляет план учебной деятельности. Делает выводы о результатах учебной деятельности в соответствии с поставленной целью. Оценивает то, что усвоено, осознает качество и уровень усвоения в соответствии с заданными критериями. Осознает границы применения нового знания. |
Определяет границу между знанием и незнанием. Воспроизводит и применяет изученный материал. Читает и объясняет информацию, заданную с помощью знаково-символических способов фиксации в виде схем. |
Применяет правила парной и групповой работы: распределяет роли и выполняет инструкции, участвует в диалоге, аргументирует собственные высказывания. Демонстрирует готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Ориентируется на учебную деятельность, на личностно-значимые результаты: ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. |
Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
||||||
1.Мотивация |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне посредством создания эмоциональной обстановки. |
Беседа Тренинг |
Создаёт условия для выработки на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности 1.- Проверьте готовность к уроку. 2. а)-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. - Какие эмоции вы получили от дружеских улыбок? б)- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделают 10 хороших дел. -А сколько хороших дел можно сделать за урок? 3. Девиз нашего урока : «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Вы с ним согласны? 4.На доске схема: «Надо -хочу -могу» Предлагает сделать высказывание, которое начинается с данных слов и настраивает на учебную деятельность |
1.Проверяют готовность к уроку. 2. Высказываются: а)- Получили хорошее настроение, позитив. б)- Смогу активно работать, не отвлекаться, работать дружно. 3. Хором читают по экрану и отвечают. 4. Высказываются: Надо открыть что-то новое, научиться чему –то новому. -Хочу узнать новое, научиться новому, чтобы все у меня получилось. - Могу применять новые знания в жизни, активно работать, хорошо себя вести |
Ориентируются на учебную деятельность, на личностно-значимые результаты посредством создания эмоциональной обстановки. |
Наблюдение за высказываниями учащихся |
||||||
2Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Актуализировать известные приемы умножения, зафиксировать затруднения в деятельности при выполнении задания на новый способ умножения |
Диалог Индивидуальная работа |
1.Демонстрирует учащимся слайд с ошибочным порядком действий на уроках открытия новых знаний. Организует диалог по составлению плана урока при открытии нового знания. 1.-Вспомним, какие шаги мы делаем при открытии нового знания? - Ваше мнение по плану нашего урока? 2. Первый наш шаг - «Вспоминаем то, что важно для урока». а)- Посмотрите внимательно на экран, исследуйте записи в первом треугольнике и предложите работу, которую необходимо выполнить. б)-Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения. 1) 7·9= 63 2) 36·3 3)123 · 0 4) 45· 100 5) 23· 20 6) 72· 43 |
1.Знакомятся с содержанием слайда. Указывают на ошибки в порядке шагов (действий) на уроке при открытии нового знания, называют правильную последовательность этапов урока. 2.а) Высказывают свое мнение по поводу предстоящей работы: -Нужно найти значения произведений. б)Объясняют и применяют известные приемы умножения: 1) табличное умножение; 2) внетабличное умножение ( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число); 3) умножение на нуль (при умножении любого числа на нуль получается нуль); 4) увеличение числа в 10,100,1000 раз ( к первому множителю приписываем столько нулей, сколько их во втором); 5) приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями 6) затрудняются |
Составляют порядок шагов (действий) на уроке при открытии нового знания Составляют план учебной деятельности. Аргументируют собственные высказывания Применяют известные способы нахождения произведений. |
Наблюдение за высказываниями учащихся |
||||||
3.Выявление места и причины затруднения. |
Выявить и зафиксировать причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения задания такого типа. |
Диалог с учащимися |
Ведет подводящий диалог: - Почему вы затруднились назвать произведение в шестом треугольнике? -Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше? - У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения? - Хорошо, если вычислите на калькуляторе и получите готовый ответ, вы пополните копилку ваших знаний? |
Высказываются: - Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы. - Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце. Высказывают собственное мнение: - устно - на калькуляторе - столбиком. - Нет. |
Анализируют возникшую ситуацию, выявляют место и причины затруднения и определяют границы знания – незнания. |
Наблюдение за высказываниями учащихся |
||||||
4.Постановка целей учебной деятельности, формулирование темы урока.
|
Построить проект выхода из затруднения: сформулировать цели, темы урока; построить план достижения цели. |
Диалог учителя с учащимися |
Организует целеполагание : - Время определить основной вопрос урока. - Какую цель ставим перед собой? - Сформулируйте тему урока. -Как будем действовать? -Вы предложили устно выполнить вычисления. - Как именно? Организует подводящий диалог: - Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа? - Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа. - Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Составляется схема-опора) |
Формулируют цель: - Мы должны научиться умножать многозначные числа на двузначные числа. . Формулируют тему урока: - Умножение многозначного числа на двузначное. - Воспользуемся известными приемами и умножим устно. Выполняют вычисление устно, используя известные приемы. Высказывают свое предположение об использовании известного алгоритма умножения на однозначное число. Повторяют алгоритм умножения на однозначное число. |
Определяют и формулируют цель учебной деятельности, темы урока. Разрабатывают план учебной деятельности. Аргументируют собственные высказывания. |
Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся |
||||||
5.Реализация построенного проекта |
Организовать построение нового способа действия и зафиксировать его в речи и в знаковой форме (с помощью схемы- опоры). |
Групповая работа |
Создает проблемную ситуацию 1.Предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его, основываясь на данный алгоритм. - Кто смог решить ? - Подошла ли к вашему заданию данная схема? - Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? - Почему сложно было справиться с заданием? - Какую цель поставим дальше? -Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? 2.Организует групповую работу по « открытию» нового знания. -Эту работу я предлагаю выполнить в группах. (Вспомните правила работы в группе). Можно пользоваться карточками-помощницами. 1.Сформулировать недостающие шаги в алгоритме. 2.Составить опорный сигнал. Учитель организует устную презентацию опорных схем, разработанных в группах.
Организует применение нового способа для решения задачи, вызвавшей затруднение ранее: -Решите пример, опираясь на полученный вами схему-опору. - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? Учитель демонстрирует эталон. Организует рефлексию применения нового алгоритма. - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение правильно. - Сравните полученный алгоритм со своим решением.
- Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели? |
Применяют известный алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Делают вывод о том, что данный алгоритм не подходит. Высказываются о недостающем шаге в алгоритме. - Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число
-Узнать алгоритм умножения на двузначное число. -Уточнять уже известный. Применяют правила групповой работы: распределяют роли и выполняют инструкции, определяют недостающие шаги в алгоритме и составляют опору-схему. Демонстрируют разработанные схемы – опоры, воспроизводят устно алгоритм. Сверяют с эталоном ( в учебнике и на доске). Выполняют умножение многозначного числа на двузначное. Проверяют по эталону на доске. Соотносят свой результат с правильным. Высказывают свое мнение по поводу достижения цели. |
Преобразует информацию в виде текстов, схем, с помощью знаково-символических способов фиксации Оценивают то, что усвоено, осознают качество. Делают выводы о результатах учебной деятельности в соответствии с поставленной целью. |
Самоконтроль, самооценка |
||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием. |
Усвоить учащимися алгоритма умножения многозначного числа на двузначное действия при решении типовых задач. |
Парная |
Организует работу в парах по первичному закреплению с проговариванием во внешней речи. Организует работу в парах. а) с.94, № 3. Объясни по данным записям, как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. |
Комментируют в парах выполнение умножение по записям в учебнике |
Воспроизводят алгоритм многозначного числа на двузначное.
Демонстрирует готовность слушать собеседника и вести диалог |
Наблюдение за работой в парах. |
||||||
Физкультминутка |
||||||||||||
7. Самостоятельная работа со взаимоконтролем с проверкой по эталону. |
Проверить способность к умножению многозначных чисел на двузначные числа |
Индивидуальная |
Организует самостоятельную работу со взаимоконтролем по эталону на доске. - Как проверить, что вы усвоили новый способ ?
Поработаем с карточками №1. На ней записаны примеры. ( 984 ·17 583 · 38) Предлагает спрогнозировать предполагаемый результат своей работы: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Передайте карточку соседу. Организует взаимоконтроль по эталону (Выводит ответы к заданию на экран).
- Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? |
- Самостоятельно поработать. Прогнозируют результат и выполняют задание самостоятельно.
Взаимопроверка по готовым ответам с доски. |
Прогнозируют результат своей учебной деятельности, осуществляют взаимоконтроль. Вырабатывают критерии Оценивают то, что усвоено, осознают качество и уровень усвоения в соответствии с заданными критериями. |
Взаимоконтроль, прогнозируемая самооценка |
||||||
8. Включение нового в систему знаний и повторения. |
Применить новый способ действия при решении уравнения. |
Фронтальная индивидуальная |
Организует включение нового знания в систему ранее изученного: - При выполнении, каких заданий вы сможете использовать новое знание? Организует дифференцированные задания (решение уравнений) Красная – (сложное) х-783=58*45 Желтая - среднее) х : 12 =336 Зеленая – (легкое) 5 · х = 3190 - Выберите уравнение, которое вы в силах выполнить. Организует проверку по эталону. |
При решении задач, уравнений. Выбирают и выполняют задание. Сверяют решение с образцом на слайде. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. |
Осознают границы применения нового знания. Оценивают то, что усвоено, осознают качество и уровень усвоения в соответствии с заданными критериями. |
Самоконтроль, самооценка |
||||||
9. Рефлексия учебной деятельности. |
Оценить результаты собственной деятельности. Организовать осознание метода построения границ применения нового знания. Разноуровневое домашнее задание |
Фронтальная беседа |
Организует рефлексию учебной деятельности: -Какую цель ставили перед собой? - Кто из вас считает, что он достиг цель?
- Расскажите алгоритм умножения. - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? - Оцените свою работу на уроке, используя цветовые модели. Зелёный цвет – уровень мастера, того, кто научился умножать на двузначное число, и может объяснить это другому человеку. Жёлтый цвет – уровень знатока, того, кто научился умножать на двузначное число, но пока еще не может объяснить прием другому человеку. Красный цвет – уровень того, кто еще не уверен в своих возможностях.
Проводит инструктаж домашнего задания. 1) С 94, № 4 (2-я строка) – обязательный для всех 2) С. 95, № 6– предлагаю тем, кто не боится трудностей. 3) Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на двузначное – для тех, кто любит творить. Благодарит ребят за работу. |
Высказываются: -Научиться умножать на двузначное число, применяя алгоритм. Соотносят свой результат учебной деятельности с целью урока. Воспроизводят алгоритм умножения многозначного числа на двузначное. Осознают границы применения нового знания. Выбирают и записывают домашнее задание. |
Оценивают то, что усвоено, осознают качество и уровень усвоения в соответствии с заданными критериями.
Аргументирует собственные высказывания. |
Критериальное оценивание, самооценка |
Карточка № 1 Запиши примеры в столбик и реши их.
984 ·17
583 · 38 |
Алгоритм умножения (карточка-помощница)
Умножаю первый множитель на число единиц….. |
Получу первое неполное произведение… |
Умножу первый множитель на число десятков…. |
Получу второе неполное произведение….. |
Начну подписывать второе неполное произведение под десятками. |
Сложу неполные произведения. |
Читаю ответ… |