Технологическая карта урока геометрии в 7 классе «Параллельные прямые»
Евреинова Елена Анатольевна, МБОУ гимназия «УВК №1», г.Воронеж
Технологическая карта урока
Учебный предмет: математика
Класс: 7
УМК: Л.Г. Атанасян
Тема урока: Параллельные прямые.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Цель урока:
систематизировать, обобщить, проверить и оценить знания обучающихся по изученной теме;
формировать умения и навыки применения теоретических знаний при решении задач;
прививать интерес к предмету, формировать коммуникативные навыки и волевые качества личности;
развивать любознательность обучающихся, познавательный интерес к математике;
учить проводить доказательные рассуждения, используя ИКТ (презентации, слайды, Интернет, тексто вые редакторы.);содействовать рациональной организации труда;
развивать творчество школьников.
Задачи урока:
а) повторение основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения уч-ся (предмет ный результат).
б) создание учебно-методических условий, способствующих оптимальному восприятию данного учебного материала;
в)закрепление навыков в решении задач по данной теме(метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к математике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Технология обучения: педагогическая мастерская.
Формы организации деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет, листы ватмана, цветные карандаши.
Ход урока (Работа мастерской) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | |||||||||
1. Организационный момент. | ||||||||||||||
Индуктор. | Учитель приветствует учащихся и в качестве индуктора предлагает картину с примером параллельных прямых. | Ученики должны высказать свои ассоциации , вызванные этой картиной и привести свои примеры из жизни. | Должны сформулировать тему уроку и «неточное» определение параллельных прямых. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя ,высказывают свое мнение | Целеполагание | Умение настраиваться на учебное занятие | |||||||
2. Деконструкция. | ||||||||||||||
Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | ||||||||
3. Реконструкция (поиск и создание новых вариантов ответа, текста) | ||||||||||||||
1.Какие из прямых m, n, p, изображенных на рисунке, являются параллельными? Ответ объясните.
Вопрос:существуют ли другие варианты ответов? 2.Один из углов при параллельных прямых и секущей равен 110о. Вычислите остальные углы. | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Учитель задает вопрос «Какие признаки параллельных прямых применялись при решении задачи?» Учитель задает вопрос: существуют ли другие варианты ответов? | Выполняют самостоятельно задание. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают признаки параллельности прямых. | Компетенция обучающихся по теме: «Параллельные прямые». | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. | |||||||
4. Самоконструкция (диалог ученика с самим собой) | ||||||||||||||
Параллельные прямые в природе и архитектурных строений.
| Задает вопросы учащимся, Даёт задание поработать с картинками.Найти на них параллельные прямые . | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Делают вывод о том, что в природе и в быту очень много параллельности. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | |||||||
5. Социоконструкция (выполнение задания в группе, коллективное построение знаний) | ||||||||||||||
Попробуйте представить себя на месте архитектора и выполнить следующий проект: изобразить дом своей мечты с помощью параллельных прямых. | Даёт учащимся задания выполнить в группах .
| Выполняют практическое задание. | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. | Участвуют в работе по группам во фронтальном режиме. | уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности выполненных заданий обучающихся. Самоконтроль понимания заданий. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. | |||||||
6. Афиширование (вывешивание | ||||||||||||||
Формулировка условий заданий. | Выполняют проекты .Выбирают лучший.
| Повторяют правило построения параллельных прямых с помощью чертежного угольника. | Участвуют в обсуждении проектов и комментируют способы построения. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | ||||||||
7.Исторические сведения | ||||||||||||||
Исторические сведения об Евклиде и аксиоме параллельных прямых. | Учитель дает задание заранее выполнить сообщение о исторической справке ученого Евклида. | Ученики делают сообщения | Выделяют главную информацию | Взаимодействуют с учителем | Слушают сообщение | Делают выводы | Умение слушать и запоминать. | |||||||
8.Домашнее задание | ||||||||||||||
Творческое домашнее задание: подобрать материал об архитектурных сооружениях , выполненных в форме параллельных прямых и подготовить краткие сообщения о них. | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. | |||||||
8. Итог урока | ||||||||||||||
1.Составить задачи с использованием параллельных прямых, свойств и признаков. 2.Составить задачи с применением аксиомы параллельных прямых. | Формулирует вопрос | Составляют задачи. | Формирование исследовательской деятельности | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | |||||||
9. Рефлексия | ||||||||||||||
Каждый ученик в конце каждого занятия должен ответить себе на вопросы: 1.Что нового вы приобрели на данном занятии? 2. Хорошо ли вы запомнили понятие параллельных прямых, их свойства и признаки? 3.Сможете ли вы в природе или быту найти параллельные прямые? 4.Как вы чувствовали себя на уроке? Что вам было интересно?
| Проводит рефлексию, анализирует. | Рефлексируют. | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |