Технологическая карта урока истории в 8 классе «Семибоярщина. Освобождение России от иноземных захватчиков»
Технологическая карта урока ФГОС ОВЗ.
Блок целеполагания
Учебный предмет |
История отечества |
Предметная область |
Человек и общество |
Класс |
8 |
Учебник |
«История России» учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2014 год. |
Тема урока |
Семибоярщина. Освобождение России от иноземных захватчиков. |
Тип урока |
комбинированный |
Общедидактическая цель |
-создать условия для актуализации знаний, восприятия и первичного осознания блока новой учебной информации; |
Задачи |
|
воспитательные |
- воспитывать у уч-ся интерес к изучению истории своего Отечества, упорство в достижении целей, готовность к сотрудничеству с учителем, друг с другом через организацию коммуникативной деятельности; -способствовать воспитанию информационной культуры в процессе работы с различными источниками информации (учебник, презентация, иллюстрации, опоры); -формировать активную гражданскую позицию. |
коррекционно-развивающие |
-корригировать связную устную и письменную речь через формулирование полных ответов на вопросы, составление связного рассказа по плану, работу с неполными предложениями; восприятие, произвольное внимание, память через работу с историческими датами, иллюстрациями, опорами, понятиями; мышление через анализ текста учебной статьи, установление причинно-следственных связей, обобщение, построение рассуждений. |
образовательные |
- уточнить представления учащихся о времени, причинах и признаках начала Смутного времени в России; -формировать у обучающих представление о жизни русских людей в период Смутного времени; -познакомить с периодом Семибоярщины, событиями по освобождению страны от иноземных захватчиков. |
Инструментальный блок.
Основные понятия |
- предметные (Смутное время, самозванцы, Семибоярщина, народное ополчение); - метапредметные (День народного единства, бесчинства, патриотизм). |
Межпредметные связи |
чтение, география, математика. |
Формы организации деяельности |
фронтальная, парная, индивидуальная. |
Технология |
ИКТ |
Ресурсы |
- для учителя: мультимедийная презентация, учебник, иллюстрация памятника Минину и Пожарскому в Москве; -для обучающихся: учебник, карточки с планом (комплект на пару), «лента времени», речевые опоры. |
Организационно - деятельностный блок.
Этап урока |
Цель этапа |
Методы и приёмы. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Коррекци онная работа |
Планируемые результаты |
|
Базовые учебные действия (компонент жизненной компетенции) |
Предметные результаты (академический компонент) |
||||||
Органи зацион ный момент. |
Подготовка учащихся к работе на уроке. Эмоцио нальный настрой. |
Метод стимули- рования/ приём «Сядет тот, кто …». |
-Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. -Психологический настрой. -Предлагает сесть тем, кто помнит изучаемый век. |
-Приветствуют учителя. -Проверяют готовность к уроку. -Эмоциональный отклик. -Припоминают изучаемый век. |
Повторе ние вслух изучаемого века. |
Личностные внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
Знать и называть изучаемый век. |
Актуал зация. |
Проверка уровня усвоения пройден ного материала |
беседа/ -приём «Доскажи словечко». -приём «Обобщи». -приём «Убери лишнее» |
-Предлагает дополнить имена знакомых исторических личностей. Слайд 1. -Предлагает обобщить имена по парно, найдя общее. Слайд 2. -Предлагает связать последнее понятие с изучаемым веком. -Организует работу по повторению признаков Смутного времени. Слайд 3. -Предлагает сделать вывод. |
-Дополняют имена исторических личностей. (…Грозный, Дмитрий…, Лжедмитрий …, …Невский, Ярослав …, … II). -Называют имена попарно, определяют общими понятиями. -Припоминают, кто такие самозванцы, время и причины их появления. -Читают признаки, убирают лишнее. -Делают вывод, что страна оказалась на краю гибели. |
Правиль ное чтение имён. Помощь в формулировании общих понятий. Помощь в ответах на вопросы. Речевая опора «Таким образом…» |
Познавательные анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. Регулятивные принимать учебную задачу и осуществлять действие в соответствии с ней, адекватно воспринимать указания учителя по исправлению допущенных ошибок. |
Знать и правильно называть имена изученных исторических личностей. Уметь давать родовое понятие (правители страны, полководцы, самозванцы). Знать и понимать значение понятий «самозванец, Смутное время», уметь называть признаки Смутного времени. |
Целеполагание. |
Подготовка к изучению нового материала Совмест ная постанов ка цели урока. |
Частично-поисковая беседа |
-Сообщает о скором праздновании Дня народного единства. -Предлагает с опорой на тему урока (записана на доске) определить связь между историей праздника и изучаемыми событиями. -Просит сформулировать цель урока. |
-Слушают учителя, высказывают предположения. -С помощью темы и опорных вопросительных слов формулируют цель урока. |
Наводящие вопросы учителя. Словесная опора «Что …? Когда…? Как…?» |
Личностные формировать познавательный мотив, осознавать значимость исторических знаний в жизни. Коммуникативные умение участвовать в беседе, строить понятное высказывание. |
Знать дату Дня народного единства и согласия. Уметь формулировать вопросительные предложения с опорой. |
Осозна ние и осмысление блока новой учебной инфор мации. |
Выбор способа и средств реализации учебной деятель ности.
Построе ние и фиксация нового знания. |
-приём «Способ действия» -работа в парах с деформированным планом (последовательностью историчес ких событий) |
-Обращает внимание на большой объём новой информации в учебнике. -Предлагает выбрать оптимальный способ работы на уроке по изучению нового. -Предлагает деформированный план исторических событий начала 17 века. Слайд 4. -Организует работу в парах по восстановлению последовательности событий. -Предлагает проверить план. Слайд 5. |
-Просматривают материал параграфа. -Предлагают способы работы на уроке. -Доказывают необходимость представить новый материал в виде плана, организовать работу в парах. -Читают последовательность событий. -Читаю текст учебника, совместно в паре восстанавливают на парте последовательность событий (план), используя карточки. -Сверяют свой план с эталоном, корректируют. |
Помощь в поиске параграфа. Комменти рует предложе ния учеников, наталкивая на оптималь ный способ работы. Исправляет ошибки. Помощь в процессе работы. |
Познавательные умение выполнять задание по словесной инструкции; извлекать нужную информацию с учётом цели. Регулятивные концентрировать волевые усилия для выполнения задания, определять последователь ность действий, тормозить ненужные реакции, осуществлять самоконтроль и коррекцию. Коммуникативные управлять поведением партнёра в совместной деятельности, умение полно и точно излагать свое мнение. |
Уметь ориентироваться в учебнике. Знать, понимать и уметь объяснять, что такое «Семибоярщина, патриотизм, ополчение». Называть организаторов народного ополчения – Минина и Пожарского, дату освобождения страны от захватчиков. |
Закрепление изучен ного. |
Примене ние нового знания в типовых заданиях. Включение нового знания в систему знаний. |
Самостоя тельная работа/ -приём «Самый вниматель ный». -рассказ по цепочке -работа с «лентой времени» -беседа |
-Собрав карточки у учащихся, предлагает записать план в тетрадь, дополняя пункты нужными словами по памяти. Слайд 6. -Организует краткий пересказ изученного по плану по цепочке. -Предлагает отметить новую дату, посчитать, сколько примерно лет длилось Смутное время. |
-Записывают план в тетрадь, вставляя нужные слова, сверяют с эталоном. -Проговаривают изученные события по цепочке. -Отмечают дату на «ленте времени», участвуют в беседе. |
Помощь в процессе работы. Помощь в процессе работы. |
Регулятивные способность к волевому усилию, преодолению трудностей. Коммуникативные умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка. Познавательные анализ, моделирование. |
Знать конкретные факты изучаемого события. Уметь составлять связный рассказ по плану. Уметь работать с «лентой времени», считать примерную длительность исторического события. |
Итог урока, рефлек сия |
Соотнесе ние целей урока и его результа тов, самооценка работы на уроке. |
-беседа -приём «неоконченное предложе ние» |
-Предлагает вернуться к целям урока, сделать вывод, достигли целей или нет. -Даёт начала предложений для оценки своей работы. Слайд 7. |
-Вспоминают цели, делают вывод об их достижении. -Дополняют предложения. |
Комментирует работу учащихся на уроке, помогая объективной оценке самих себя. |
Познавательные обобщение полученных на уроке знаний. Регулятивные умение действовать в соответствии с инструкцией. Личностные формирование активной позиции ребёнка. |
Уметь строить повествовательное предложение. |
Домашнее задание |
-Предлагает обязательное задание для всех и дополнительное. |
-Слушают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |