12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лихачева Ирина Владимировна35 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока истории отечества в соответствии с ФГОС ОВЗ
Технологическая карта урока ФГОС ОВЗ.
Блок целеполагания
Учебный предмет | История отечества |
Предметная область | Человек и общество |
Класс | 8 |
Учебник | «История России» учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2014 год. |
Тема урока | Семибоярщина. Освобождение России от иноземных захватчиков. |
Тип урока | комбинированный |
Общедидактическая цель | -создать условия для актуализации знаний, восприятия и первичного осознания блока новой учебной информации; |
Задачи | |
воспитательные | - воспитывать у уч-ся интерес к изучению истории своего Отечества, упорство в достижении целей, готовность к сотрудничеству с учителем, друг с другом через организацию коммуникативной деятельности; -способствовать воспитанию информационной культуры в процессе работы с различными источниками информации (учебник, презентация, иллюстрации, опоры); -формировать активную гражданскую позицию. |
коррекционно-развивающие | -корригировать связную устную и письменную речь через формулирование полных ответов на вопросы, составление связного рассказа по плану, работу с неполными предложениями; восприятие, произвольное внимание, память через работу с историческими датами, иллюстрациями, опорами, понятиями; мышление через анализ текста учебной статьи, установление причинно-следственных связей, обобщение, построение рассуждений. |
образовательные | - уточнить представления учащихся о времени, причинах и признаках начала Смутного времени в России; -формировать у обучающих представление о жизни русских людей в период Смутного времени; -познакомить с периодом Семибоярщины, событиями по освобождению страны от иноземных захватчиков. |
Инструментальный блок.
Основные понятия | - предметные (Смутное время, самозванцы, Семибоярщина, народное ополчение); - метапредметные (День народного единства, бесчинства, патриотизм). |
Межпредметные связи | чтение, география, математика. |
Формы организации деяельности | фронтальная, парная, индивидуальная. |
Технология | ИКТ |
Ресурсы | - для учителя: мультимедийная презентация, учебник, иллюстрация памятника Минину и Пожарскому в Москве; -для обучающихся: учебник, карточки с планом (комплект на пару), «лента времени», речевые опоры. |
Организационно - деятельностный блок.
Этап урока | Цель этапа | Методы и приёмы. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекци онная работа | Планируемые результаты | |
Базовые учебные действия (компонент жизненной компетенции) | Предметные результаты (академический компонент) | ||||||
Органи зацион ный момент. | Подготовка учащихся к работе на уроке. Эмоцио нальный настрой. | Метод стимули- рования/ приём «Сядет тот, кто …». | -Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. -Психологический настрой. -Предлагает сесть тем, кто помнит изучаемый век. | -Приветствуют учителя. -Проверяют готовность к уроку. -Эмоциональный отклик. -Припоминают изучаемый век. | Повторе ние вслух изучаемого века. | Личностные внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | Знать и называть изучаемый век. |
Актуал зация. | Проверка уровня усвоения пройден ного материала | беседа/ -приём «Доскажи словечко». -приём «Обобщи». -приём «Убери лишнее» | -Предлагает дополнить имена знакомых исторических личностей. Слайд 1. -Предлагает обобщить имена по парно, найдя общее. Слайд 2. -Предлагает связать последнее понятие с изучаемым веком. -Организует работу по повторению признаков Смутного времени. Слайд 3. -Предлагает сделать вывод. | -Дополняют имена исторических личностей. (…Грозный, Дмитрий…, Лжедмитрий …, …Невский, Ярослав …, … II). -Называют имена попарно, определяют общими понятиями. -Припоминают, кто такие самозванцы, время и причины их появления. -Читают признаки, убирают лишнее. -Делают вывод, что страна оказалась на краю гибели. | Правиль ное чтение имён. Помощь в формулировании общих понятий. Помощь в ответах на вопросы. Речевая опора «Таким образом…» | Познавательные анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. Регулятивные принимать учебную задачу и осуществлять действие в соответствии с ней, адекватно воспринимать указания учителя по исправлению допущенных ошибок. | Знать и правильно называть имена изученных исторических личностей. Уметь давать родовое понятие (правители страны, полководцы, самозванцы). Знать и понимать значение понятий «самозванец, Смутное время», уметь называть признаки Смутного времени. |
Целеполагание. | Подготовка к изучению нового материала Совмест ная постанов ка цели урока. | Частично-поисковая беседа | -Сообщает о скором праздновании Дня народного единства. -Предлагает с опорой на тему урока (записана на доске) определить связь между историей праздника и изучаемыми событиями. -Просит сформулировать цель урока. | -Слушают учителя, высказывают предположения. -С помощью темы и опорных вопросительных слов формулируют цель урока. | Наводящие вопросы учителя. Словесная опора «Что …? Когда…? Как…?» | Личностные формировать познавательный мотив, осознавать значимость исторических знаний в жизни. Коммуникативные умение участвовать в беседе, строить понятное высказывание. | Знать дату Дня народного единства и согласия. Уметь формулировать вопросительные предложения с опорой. |
Осозна ние и осмысление блока новой учебной инфор мации. | Выбор способа и средств реализации учебной деятель ности.
Построе ние и фиксация нового знания. | -приём «Способ действия» -работа в парах с деформированным планом (последовательностью историчес ких событий) | -Обращает внимание на большой объём новой информации в учебнике. -Предлагает выбрать оптимальный способ работы на уроке по изучению нового. -Предлагает деформированный план исторических событий начала 17 века. Слайд 4. -Организует работу в парах по восстановлению последовательности событий. -Предлагает проверить план. Слайд 5. | -Просматривают материал параграфа. -Предлагают способы работы на уроке. -Доказывают необходимость представить новый материал в виде плана, организовать работу в парах. -Читают последовательность событий. -Читаю текст учебника, совместно в паре восстанавливают на парте последовательность событий (план), используя карточки. -Сверяют свой план с эталоном, корректируют. | Помощь в поиске параграфа. Комменти рует предложе ния учеников, наталкивая на оптималь ный способ работы. Исправляет ошибки. Помощь в процессе работы. | Познавательные умение выполнять задание по словесной инструкции; извлекать нужную информацию с учётом цели. Регулятивные концентрировать волевые усилия для выполнения задания, определять последователь ность действий, тормозить ненужные реакции, осуществлять самоконтроль и коррекцию. Коммуникативные управлять поведением партнёра в совместной деятельности, умение полно и точно излагать свое мнение. | Уметь ориентироваться в учебнике. Знать, понимать и уметь объяснять, что такое «Семибоярщина, патриотизм, ополчение». Называть организаторов народного ополчения – Минина и Пожарского, дату освобождения страны от захватчиков. |
Закрепление изучен ного. | Примене ние нового знания в типовых заданиях. Включение нового знания в систему знаний. | Самостоя тельная работа/ -приём «Самый вниматель ный». -рассказ по цепочке -работа с «лентой времени» -беседа | -Собрав карточки у учащихся, предлагает записать план в тетрадь, дополняя пункты нужными словами по памяти. Слайд 6. -Организует краткий пересказ изученного по плану по цепочке. -Предлагает отметить новую дату, посчитать, сколько примерно лет длилось Смутное время. | -Записывают план в тетрадь, вставляя нужные слова, сверяют с эталоном. -Проговаривают изученные события по цепочке. -Отмечают дату на «ленте времени», участвуют в беседе. | Помощь в процессе работы. Помощь в процессе работы. | Регулятивные способность к волевому усилию, преодолению трудностей. Коммуникативные умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка. Познавательные анализ, моделирование. | Знать конкретные факты изучаемого события. Уметь составлять связный рассказ по плану. Уметь работать с «лентой времени», считать примерную длительность исторического события. |
Итог урока, рефлек сия | Соотнесе ние целей урока и его результа тов, самооценка работы на уроке. | -беседа -приём «неоконченное предложе ние» | -Предлагает вернуться к целям урока, сделать вывод, достигли целей или нет. -Даёт начала предложений для оценки своей работы. Слайд 7. | -Вспоминают цели, делают вывод об их достижении. -Дополняют предложения. | Комментирует работу учащихся на уроке, помогая объективной оценке самих себя. | Познавательные обобщение полученных на уроке знаний. Регулятивные умение действовать в соответствии с инструкцией. Личностные формирование активной позиции ребёнка. | Уметь строить повествовательное предложение. |
Домашнее задание | -Предлагает обязательное задание для всех и дополнительное. | -Слушают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |