12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Васильевна Чикачек102
Россия, Оренбургская обл., Акбулак
2

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Мориц «Разговаривали вещи». X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»», 3 класс



Технологическая карта урока

Учитель: Чикачек Елена Васильевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

УМК: «Гармония»

Тема урока: Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Тип урока: Урок чтения и осмысления произведения

Технологии: Технология деятельностного метода, ТРКМ, ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технология учебного диалога.

Формы организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор О. В. Кубасова

Ресурсы: презентация PowerPoint, составленная учителем к уроку

Цель урока: Формирование комплекса читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения X. К. Андерсена «Пятеро из одного стручка»

Образовательная: формировать умения выделять главную мысль произведения, давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков, находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения, составлять словесный план произведения.

Развивающая: развивать навыки правильного и осознанного чтения, память, внимание, речь учащихся.

Воспитательная: воспитывать организованность, умение работать в парах и группах, нравственные качества ребёнка.

Планируемые результаты формирования УУД:

Личностные: формирование положительной мотивации к обучению; проявление инициативы в познавательной деятельности; стремление к ЗОЖ; формирование нравственно-этических ориентиров.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока; контроль своих действий по ориентированию в тексте учебника; контроль процесса и результата деятельности, внесение коррективов; осознание возникновения затруднений, стремление к их преодолению.

Познавательные: ориентироваться в содержании текста; прогнозирование развитие событий; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; структурировать информацию; понимать представленную информацию.

Коммуникативные: умения вступать в общение, аргументированно выражать свою точку зрения, слушать другого; умение работать в паре; умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение осуществлять совместную деятельность, умение работать в группе, осознавая себя членом классного коллектива.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты формирования УУД

I.Организационный момент

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

1. Проверка готовности.

2. Общая установка на урок.

– Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь.

– Садитесь. Проверьте порядок на своих партах.

– Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Жан-Жака Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

– Тогда все у вас будет хорошо.

– Ну что ж, приступим. За работу.

Приветствуют учителя и гостей стоя.

Садятся за парты.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: формирование положительной мотивации к обучению.

II. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

1. Речевая разминка

– Итак, чтобы разговаривать,

надо выговаривать

все правильно и внятно,

чтоб было всем понятно.

1. Работа со скороговорками.

– Мы сейчас сделаем нашу речевую разминку.

– У вас на партах у каждого есть скороговорки. Я даю вам полминутки, чтобы вы отработали ее произношение четко, понятно и быстро.

(5-6 учащихся читают свои скороговорки)

– У кого лучше получилось прочитать пословицу?

– Мы продолжаем дальше.

2. Интонационное чтение (текст с окошками)

Я сейчас готовить буду.

Соберу на стол посуду.

– Ваша задача – прочитать эти строки с интонацией радости, вдохновения.

– Молодцы. А теперь – с интонацией удивления.

– Ну а теперь задание гораздо сложнее: прочитайте эту строфу по-японски (справа налево).

– У кого получилось удачнее всех?

– Теперь отложите листочки.

 

Познавательные: понимание представленной информации, стремление грамотно читать

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

– Как вы думаете, случайно ли я выбрала для нашей речевой разминки это двустишие?

– Какой раздел начинает стихотворение Юнны Мориц «Разговаривали вещи»? «Жизнь дана на добрые дела»

– Дома вы подготовились читать стихотворение Юнны Мориц выразительно. Послушаем.

– Так какие же слова выражают главную мысль этого стихотворения?

– На что похоже стихотворение Ю. Мориц?

(на сказку)

– Какие признаки сказки вы увидели? Какой прием часто используется в сказках (олицетворение)

Отвечают на вопросы учителя.

Читают выразительно стихотворение.

Определяют главную мысль

.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: умение ориентироваться в содержании текста.

Коммуникативные:

вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого.

3. Постановка учебной задачи.

– С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

– Кто автор этой сказки?

– Понравилась вам сказка? Чем?

 Как вы думаете, случайно или нет попала эта сказка в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

– Сегодня мы продолжим работу над сказкой. Какие цели поставим?

• Повторим…

• Узнаем…

• Будем учиться…

– Какими для этого мы должны быть?

Прогнозирование.

Отвечают на вопросы.

Формулируют задачи урока.

Регулятивные: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу.

III. Учебно-познавательная деятельность.

Обобщение результатов анализа произведения

1. Мотивация перечитывания и анализа произведения

2. Составление плана

1. Фронтальная беседа.

– Назовите, пожалуйста, какие персонажи нам встретились в сказке? Кто из них главные герои?

– Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история? Прочитайте.

– Как называется этот литературный прием?

– Что думали об окружающем мире горошины, сидя в стручке?

– О чём мечтали горошины?

– Почему у них вдруг появилась такая мечта?

Горошины, сидящие в стручке, поняли, что не всегда должно быть зелено или желтовато вокруг них. Мир огромен, он не ограничивается рамками.

– Что стало причиной путешествия горошин по свету?

2. Работа в парах.

– Давайте поработаем с текстом и понаблюдаем за характерами горошин, все ли они одинаковые?

На партах у вас лежат таблички: соедините горошины предлагаемым характером, подтвердите свой ответ словами из текста.

– Приготовьтесь читать слова выразительно, соответственно характеру горошины.

– Куда попала пятая горошина? Кто там жил?

– Как они жили? Зачитайте.

– Скажите, пожалуйста, о ком мы сейчас очень подробно с вами беседовали?

– Как можно эту часть сказки назвать?

1. Мечта горошин

ФИЗМИНУТКА

3. Сравнительная характеристика изменений, происходящих с героями.

– Давайте теперь поговорим о девочке.

– Какой мы видим ее? Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась?

– Когда зародилась надежда на выздоровление? Прочитайте.

– Какое чудо произошло?

– Почему можно назвать это чудом? (это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки)

– Кем стал для девочки росток гороха?

(у девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь)

– Давайте понаблюдаем, какие изменения происходили с горошиной? Как изменялась девочка вместе с ней?

Горошина

Девочка

- мох укрыл

- худенькая

- тщедушная

- не жила и не умирала

- пустила ростки

- славно растет

- побеги росли и ползли вверх

- расцвела

- говорила как будто живее

- сама приподнималась

- долго сидела

- блестели глазки

- встала с постели

- с сияющими глазами, румяная и веселая

– Как вы думаете, какая черта характера помогла девочке выздороветь?

– Когда бедная женщина поверила, что ее дочь поправится, прочитайте? («смотри-ка, да она скоро зацветет!»)

– Поверила ли мать, что может произойти чудо?

– Кого еще сделал росток горошка счастливым?

– Как можно эту часть сказки назвать?

2. Выздоровление девочки.

4. Фронтальная беседа.

– А другие горошины, как сложилась их судьба?

– Вернемся к характеристике наших горошин и попробуем проследить их судьбу.

 

– Как можно эту часть сказки назвать?

3. Судьба горошин

В жизни дается шанс, но не все им могут с толком воспользоваться. Мальчик с бузинной трубочкой запустил все горошины в мир, но только одна сумела оказаться полезной.

– Посмотрите внимательно на доску и скажите, над чем мы работали сегодня весь урок?

– Что получилось? Для чего нужен план?

 

Отвечают на вопросы

Находят слова и читают.

Читают вслух по команде учителя логически завершенные отрывки.

.

Называют выбранные слова. Отвечают на вопросы.

На доске устанавливают соответствия.

Называют выбранные слова.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Устанавливают соответствия.

Личностные: проявление инициативы в познавательной деятельности.

Познавательные: читают и слушают, извлекая необходимую информацию, соотнося с имеющимися знаниями.

Регулятивные: контроль своих действий по ориентированию в тексте учебника;

Контроль и анализ сделанных предположений.

Познавательные: понимают представленную информацию, стремятся хорошо читать.

Коммуникативные: умеют работать в паре, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умеют осуществлять совместную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: стремятся к ЗОЖ.

Познавательные: умеют структурировать информацию.

Личностные: формирование нравственно-этических ориентиров.

Регулятивные: контроль своих действий по ориентированию в тексте учебника.

Личностные: формирование нравственно-этических ориентиров.

Регулятивные: контроль своих действий по ориентированию в рассказе учебника.

Коммуникативные: умения вступать в общение, аргументированно выражать свою точку зрения.

 

3. Решение учебной задачи

7. Творческое задание

– Что нам надо было выяснить, работая над произведением?

– Так почему же сказка Андерсена попала в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

– Каждая сказка нас чему-то учит. Чему учит сказка «Пятеро из одного стручка»?

Счастье состоит в том, что нужно дарить людям радость и вселять надежду!

5. Работа в группах

– А сейчас я предлагаю повернуться и поработать в группах. На столах лежит заготовка. Ваша задача – составить синквейн, ключевым словом в котором будет «Сказка» и «Горошина».

Ответы детей.

Работают в группах

 

Познавательные: умеют строить осознанное речевое высказывание в устной форме.

IV.Подведение итогов. Рефлексия.

 

– Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока.

– Чего удалось нам достичь? Свои ответы начните словами

Сегодня на уроке я (понял, научился)

– У вас на столе лежит самая полезная горошина, нарисуйте то состояние души, с каким вы сегодня заканчиваете урок и поднимите их вверх.

– Я очень рада, что урок вы заканчиваете с улыбкой.

– Кто внес большой вклад в наш урок? (Оценивание ответов)

Высказывают свое мнение

Коммуникативные: прислушиваются к ответу других, высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные: оценивают свою готовность, обнаруживают незнание. Реально оценивают свои знания и умения.

V. Домашнее задание.

Творческое задание

– Ребята, для работы дома я вам предлагаю два задания на выбор. 1. Пересказ сказки по составленному плану.

2. Пересказ сказки от лица горошины.

Записывают домашнее задание

 


Презентация к уроку литературного чтения
PPTX / 1.4 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.