Урок чтения в 3 классе «Ю. Мориц "Разговаривали вещи". X.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"»

Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учитель: Чикачек Елена Васильевна
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
УМК: «Гармония»
Тема урока: Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Тип урока: Урок чтения и осмысления произведения
Технологии: Технология деятельностного метода, ТРКМ, ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технология учебного диалога.
Формы организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор О. В. Кубасова
Ресурсы: презентация PowerPoint, составленная учителем к уроку
Цель урока: Формирование комплекса читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения X. К. Андерсена «Пятеро из одного стручка»
Образовательная: формировать умения выделять главную мысль произведения, давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков, находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения, составлять словесный план произведения.
Развивающая: развивать навыки правильного и осознанного чтения, память, внимание, речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать организованность, умение работать в парах и группах, нравственные качества ребёнка.
Планируемые результаты формирования УУД:
Личностные: формирование положительной мотивации к обучению; проявление инициативы в познавательной деятельности; стремление к ЗОЖ; формирование нравственно-этических ориентиров.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока; контроль своих действий по ориентированию в тексте учебника; контроль процесса и результата деятельности, внесение коррективов; осознание возникновения затруднений, стремление к их преодолению.
Познавательные: ориентироваться в содержании текста; прогнозирование развитие событий; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; структурировать информацию; понимать представленную информацию.
Коммуникативные: умения вступать в общение, аргументированно выражать свою точку зрения, слушать другого; умение работать в паре; умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение осуществлять совместную деятельность, умение работать в группе, осознавая себя членом классного коллектива.
Ход урока
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты формирования УУД |
||||||
I.Организационный момент |
1. Общая готовность детей к уроку. 2. Концентрация внимания детей. |
1. Проверка готовности. 2. Общая установка на урок. – Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. – Садитесь. Проверьте порядок на своих партах. – Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». – Тогда все у вас будет хорошо. – Ну что ж, приступим. За работу. |
Приветствуют учителя и гостей стоя. Садятся за парты. Проверяют готовность к уроку. |
Личностные: формирование положительной мотивации к обучению. |
||||||
II. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха |
1. Речевая разминка |
– Итак, чтобы разговаривать, надо выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. 1. Работа со скороговорками. – Мы сейчас сделаем нашу речевую разминку. – У вас на партах у каждого есть скороговорки. Я даю вам полминутки, чтобы вы отработали ее произношение четко, понятно и быстро. (5-6 учащихся читают свои скороговорки) – У кого лучше получилось прочитать пословицу? – Мы продолжаем дальше. 2. Интонационное чтение (текст с окошками) Я сейчас готовить буду. Соберу на стол посуду. – Ваша задача – прочитать эти строки с интонацией радости, вдохновения. – Молодцы. А теперь – с интонацией удивления. – Ну а теперь задание гораздо сложнее: прочитайте эту строфу по-японски (справа налево). – У кого получилось удачнее всех? – Теперь отложите листочки. |
Познавательные: понимание представленной информации, стремление грамотно читать |
|||||||
2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания |
– Как вы думаете, случайно ли я выбрала для нашей речевой разминки это двустишие? – Какой раздел начинает стихотворение Юнны Мориц «Разговаривали вещи»? «Жизнь дана на добрые дела» – Дома вы подготовились читать стихотворение Юнны Мориц выразительно. Послушаем. – Так какие же слова выражают главную мысль этого стихотворения? – На что похоже стихотворение Ю. Мориц? (на сказку) – Какие признаки сказки вы увидели? Какой прием часто используется в сказках (олицетворение) |
Отвечают на вопросы учителя. Читают выразительно стихотворение. Определяют главную мысль . Отвечают на вопросы. |
Познавательные: умение ориентироваться в содержании текста. Коммуникативные: вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого. |
|||||||
3. Постановка учебной задачи. |
– С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? – Кто автор этой сказки? – Понравилась вам сказка? Чем? Как вы думаете, случайно или нет попала эта сказка в раздел «Жизнь дана на добрые дела»? – Сегодня мы продолжим работу над сказкой. Какие цели поставим? • Повторим… • Узнаем… • Будем учиться… – Какими для этого мы должны быть? |
Прогнозирование. Отвечают на вопросы. Формулируют задачи урока. |
Регулятивные: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу. |
|||||||
III. Учебно-познавательная деятельность. Обобщение результатов анализа произведения |
1. Мотивация перечитывания и анализа произведения 2. Составление плана |
1. Фронтальная беседа. – Назовите, пожалуйста, какие персонажи нам встретились в сказке? Кто из них главные герои? – Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история? Прочитайте. – Как называется этот литературный прием? – Что думали об окружающем мире горошины, сидя в стручке? – О чём мечтали горошины? – Почему у них вдруг появилась такая мечта? Горошины, сидящие в стручке, поняли, что не всегда должно быть зелено или желтовато вокруг них. Мир огромен, он не ограничивается рамками. – Что стало причиной путешествия горошин по свету? 2. Работа в парах. – Давайте поработаем с текстом и понаблюдаем за характерами горошин, все ли они одинаковые? На партах у вас лежат таблички: соедините горошины предлагаемым характером, подтвердите свой ответ словами из текста. – Приготовьтесь читать слова выразительно, соответственно характеру горошины. – Куда попала пятая горошина? Кто там жил? – Как они жили? Зачитайте. – Скажите, пожалуйста, о ком мы сейчас очень подробно с вами беседовали? – Как можно эту часть сказки назвать? 1. Мечта горошин ФИЗМИНУТКА 3. Сравнительная характеристика изменений, происходящих с героями. – Давайте теперь поговорим о девочке. – Какой мы видим ее? Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась? – Когда зародилась надежда на выздоровление? Прочитайте. – Какое чудо произошло? – Почему можно назвать это чудом? (это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки) – Кем стал для девочки росток гороха? (у девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь) – Давайте понаблюдаем, какие изменения происходили с горошиной? Как изменялась девочка вместе с ней?
– Как вы думаете, какая черта характера помогла девочке выздороветь? – Когда бедная женщина поверила, что ее дочь поправится, прочитайте? («смотри-ка, да она скоро зацветет!») – Поверила ли мать, что может произойти чудо? – Кого еще сделал росток горошка счастливым? – Как можно эту часть сказки назвать? 2. Выздоровление девочки. 4. Фронтальная беседа. – А другие горошины, как сложилась их судьба? – Вернемся к характеристике наших горошин и попробуем проследить их судьбу.
– Как можно эту часть сказки назвать? 3. Судьба горошин В жизни дается шанс, но не все им могут с толком воспользоваться. Мальчик с бузинной трубочкой запустил все горошины в мир, но только одна сумела оказаться полезной. – Посмотрите внимательно на доску и скажите, над чем мы работали сегодня весь урок? – Что получилось? Для чего нужен план?
|
Отвечают на вопросы Находят слова и читают. Читают вслух по команде учителя логически завершенные отрывки. . Называют выбранные слова. Отвечают на вопросы. На доске устанавливают соответствия. Называют выбранные слова. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Устанавливают соответствия. |
Личностные: проявление инициативы в познавательной деятельности. Познавательные: читают и слушают, извлекая необходимую информацию, соотнося с имеющимися знаниями. Регулятивные: контроль своих действий по ориентированию в тексте учебника; Контроль и анализ сделанных предположений. Познавательные: понимают представленную информацию, стремятся хорошо читать. Коммуникативные: умеют работать в паре, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умеют осуществлять совместную деятельность.
Личностные: стремятся к ЗОЖ. Познавательные: умеют структурировать информацию. Личностные: формирование нравственно-этических ориентиров. Регулятивные: контроль своих действий по ориентированию в тексте учебника. Личностные: формирование нравственно-этических ориентиров. Регулятивные: контроль своих действий по ориентированию в рассказе учебника. Коммуникативные: умения вступать в общение, аргументированно выражать свою точку зрения. |
||||||
3. Решение учебной задачи 7. Творческое задание |
– Что нам надо было выяснить, работая над произведением? – Так почему же сказка Андерсена попала в раздел «Жизнь дана на добрые дела»? – Каждая сказка нас чему-то учит. Чему учит сказка «Пятеро из одного стручка»? Счастье состоит в том, что нужно дарить людям радость и вселять надежду! 5. Работа в группах – А сейчас я предлагаю повернуться и поработать в группах. На столах лежит заготовка. Ваша задача – составить синквейн, ключевым словом в котором будет «Сказка» и «Горошина». |
Ответы детей. Работают в группах |
Познавательные: умеют строить осознанное речевое высказывание в устной форме. |
|||||||
IV.Подведение итогов. Рефлексия. |
– Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока. – Чего удалось нам достичь? Свои ответы начните словами Сегодня на уроке я (понял, научился) – У вас на столе лежит самая полезная горошина, нарисуйте то состояние души, с каким вы сегодня заканчиваете урок и поднимите их вверх. – Я очень рада, что урок вы заканчиваете с улыбкой. – Кто внес большой вклад в наш урок? (Оценивание ответов) |
Высказывают свое мнение |
Коммуникативные: прислушиваются к ответу других, высказывают и аргументируют свою точку зрения. Регулятивные: оценивают свою готовность, обнаруживают незнание. Реально оценивают свои знания и умения. |
|||||||
V. Домашнее задание. |
Творческое задание |
– Ребята, для работы дома я вам предлагаю два задания на выбор. 1. Пересказ сказки по составленному плану. 2. Пересказ сказки от лица горошины. |
Записывают домашнее задание |