Технологическая карта урока математики в 4 классе «Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное»
Технологическая карта урока математики
Класс: 4
УМК: «Перспектива»
Тема: «Письменное умножение трехзначного числа на однозначное»
Предмет, класс, автор учебника: математика, 4 класс, Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука
Цель урока: создание условий для формирования умения умножать трехзначное число на однозначное; вывести алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ)
Задачи:
- подвести к умению выполнять умножение в столбик трехзначного числа на однозначное;
- повторять табличное умножение, нумерацию многозначных чисел, распределительное свойство умножения (умножение суммы на число); - развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции
Планируемые результаты обучения:
- предметные: выполнять умножение в столбик трехзначного числа на однозначное; повторять табличное умножение, нумерацию многозначных чисел, распределительное свойство умножения (умножение суммы на число); развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции;
- метапредметные: выполнять задания по образцу; помнить и удерживать в памяти алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное и многозначного на однозначное; находить закономерности; участвовать в диалоге, задавать вопросы в ходе поиска информации.
- личностные: уметь анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе; понимать практическую значимость уроков математики.
Оборудование: учебник, электронное приложение к учебнику, компьютер, телевизор.
Литература:
Дорофеев Г.В. Математика. Учебник. 4 класс. Часть 1.
Дорофеев Г.В. Математика. 4 класс. Электронное приложение к учебнику «Математика».
Дорофеев Г.В. Математика. Методические рекомендации. 4 класс
Узорова О.В., Нефедова Н.А.2500 задач по математике. 1-4 классы.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |
1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Цель: - проверка готовности обучающихся - создание мотивации к учебной деятельности | 2мин | (Слайд 1) - Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах этого философа. Удачи! В добрый путь по знаниям. Урок математики мы начинаем, тайны её открывать продолжаем. | Обучающиеся приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность к уроку. | Регулятивные УУД: Умение включаться в учебную работу Коммуникативные УУД: Умение воспринимать и понимать речь учителя. |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности. Цель: - Повторение уже изученного материала, активизация знаний, мотивация к последующей работе. - подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. - создание проблемной ситуации | 10 мин | - Сегодня на уроке мы откроем еще одну математическую тайну, а для этого мы проведем урок – исследование. - Что значит исследовать? (Подвергнуть научному изучению; наблюдать для выяснения и изучения чего-то нового.) - А кто же такой исследователь? (Это человек, который занимается научным исследованием.) - Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя. Для того чтобы исследование прошло результативно, вам понадобиться умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу. - Необходимо составить план нашего исследования. (Слайд 2) Итак, на уроке мы должны: У – узнать… (тему исследования) Р – рассказать…(об открытии) О – объяснить … (где можно применить открытие) К – коллективно, дружно работать Девиз нашего урока: Думайте, ищите, творите, развивайтесь! (Слайд 3) - Приступаем к исследованию. У нас на столах лежат дневники наблюдений (оценочные листы), как у настоящих ученых. Здесь вы будете фиксировать всю информацию по ходу работы. - Запишите дату в тетрадях. - Нам нужно определить тему нашего исследования, но, к сожалению, слово зашифровано. Узнать его можно выполнив тест-контроль. Приступаем к выполнению. Тест-контроль - Увеличьте 5 в 7 раз. -Уменьшите 27 в 9 раз. -Во сколько раз 6 меньше 30? -Чему равно произведение чисел 8 и 6? -Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42? - По 53 взять 2 раза. - Увеличьте 90 на 42. -На сколько, 80 больше 21? -Увеличьте 6 в 20 раз. (Слайд 4) На слайде: 35 3 5 48 7 106 132 59 120 - Обменяйтесь тестами, выполним проверку. - Оцените работу соседа. (зел. кружок – без ошибок, желтый – 1 ошибка, голубой - более 1 ошибки). -Поднимите руки те, кто справился с тестом и не допустил ошибок. -У кого есть ошибки, как вы будете с ними справляться? - Исследование числового ряда: 35 3 5 48 7 106 132 59 120 - Если вы расположите числа в порядке убывания, то узнаете, какое слово зашифровано. (Слайд 5) УМНОЖЕНИЕ -Предмет нашего исследования «Умножение» | Обучающиеся находят значения выражений, записывают их в таблицу в порядке возрастания и разгадывают зашифрованное словосочетание, формулируют тему урока. Взаимопроверка | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение взаимодействовать с учителем. умение слушать других; Познавательные: умение находить ответ на вопрос, быстро выполнять задания; формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: саморегуляция, мобилизация сил и энергии; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, |
3 | «Открытие» нового знания. Цель: «открытие» нового через учебное действие. | 10 мин | -Давайте вернёмся к нашему ряду чисел. На какие группы можно разбить данные числа? -Что вы можете сказать о числах 1 группы? 2 группы? 3 группы? -Какую работу мы можем выполнять с трехзначными числами? -Представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых. -Поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте работы друг друга. Если сосед справился с заданием – поставьте ему в оценочный лист 1 балл, не справился – 0 баллов. -Какие умения мы использовали при выполнении этого задания? -Где нам могут пригодиться эти умения? -Используя эти умения, найдите произведение чисел 132 и 3. Какие числа мы умножали? -Так как теперь будет звучать тема нашего исследования? Дополните: «Умножение трехзначного числа на однозначное». (Слайд 6) - А какую цель мы поставим перед собой? Цель исследования: научиться умножать трёхзначное число на однозначное удобным способом. (Слайд7) - Зачем нам надо знать, как умножать трехзначное число на однозначное? Где нам это пригодится в жизни? | Обучающиеся дополняют тему урока, определяют проблему и формулируют цель урока. Взаимопроверка | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение взаимодействовать с учителем. умение слушать других; Познавательные: умение находить ответ на вопрос, быстро выполнять задания; формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: саморегуляция, мобилизация сил и энергии; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, |
| Физкультминутка | 2 мин | - Ребята, давайте немного отдохнём. Видео | Встают, выполняют упражнение | |
4 | Выявление места и причины затруднения. Цель: усвоение учащимися нового знания через способы действия. | 6 мин | Работа в парах - Решите пример 132 ∙ 3 более удобным способом. -Теперь один представитель выйдет к доске запишет свой способ и обоснует ответ. - Как называется такая запись? Почему записали 3 под 2? Как обозначили знак умножения? - Что обозначает черта? – Что же вызвало у вас затруднение? | Учащиеся в парах находят свои способы записи и решения примера. Объясняют ответ. Самооценка деятельности | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
5 | Построение проекта выхода из затруднения Цель: закрепление пробного учебного действия по новой теме. | 7мин | - Давайте посмотрим, какие способы вы нашли. Кто готов поделиться открытием? - Выход на алгоритм (открытие). В результате появляется запись примера в столбик. (Слайд 9) - А сейчас, ребята, зайдем на «ЯКласс» и посмотрим материал по нашей теме урока. Составим алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное? (Слайд 10) Пишу… Умножаю единицы… Умножаю десятки… Умножаю сотни… Читаю число. | Обучающиеся делятся способами решения, составляют алгоритм. | Познавательные УУД: - представлять информацию в виде таблиц. Регулятивные УУД: - формирование самоконтроля. Личностные: - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
6 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: закрепление учебного действия по новой теме. | | - Используя составленный алгоритм, найдите значения выражений. - У кого возникли трудности поднимите ? знак. - Над чем нужно поработать в дальнейшем? - Кто все понял и может объяснить другому поднимите ! знак (оценочный лист) | Обучающиеся решают выражения самостоятельно и сравнивают с эталоном. | Познавательные УУД: - умение решать самостоятельно с помощью алгоритма. Регулятивные УУД: - формирование самоконтроля. Личностные: - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
7 | Включение в систему знаний и повторение Реализация проекта Цель: формирование системы знаний. | 5 мин | Фронтальная работа - Ребята, до вас на доске уже кто-то поработал. Пожалуйста, посмотрите внимательно. Что хотите сказать? 243 103 * 2___ * 2___ 223 2 0 3 - Где нам может пригодиться умение умножать трехзначное число на однозначное? - Выполнение заданий на платформе «Учи.ру» https://uchi.ru/teachers/groups/288858/subjects/1/course_programs/3/lessons/27865 | Учащиеся внимательно рассматривают примеры, записанные на доске, находят допущенные ошибки и исправляют их, объясняя своё решение вслух поэтапно, у доски. | Коммуникативные УУД: - умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать; Регулятивные УУД: - формирование само- и взаимоконтроля. |
8 | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | 3 мин | Наше исследование подходит к концу. Давайте вернемся к плану нашего исследования. (Слайд 2) -Что нового вы сегодня узнали? - О каком математическом открытии рассказали? - Объяснили, где можно воспользоваться этим открытием? - Результативно ли прошло наше исследование? Как доказать? - Под каким девизом мы сегодня работали? Помог ли он в исследовании нашей темы? -Тот, у кого еще есть вопросы и сомнения поднимите - ? -Кто хорошо понял новый вычислительный прием, поднимите карточку с - ! -Пора подводить итоги, друзья! Исследовали умножение мы не зря. В дальнейшей работе вам пригодятся ваши знания. -А теперь оцените свою работу на уроке – Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 11) Урок окончен. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные:установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |