Урок математики в 3 классе «Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное число»
Пояснительная записка к презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №112 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Урок математики в 3 классе
«Письменное умножение
трехзначного числа на однозначное число»
Подготовила:
Горбачева Елена Александровна,
учитель начальных классов
Тема. Письменное умножение трехзначного числа на однозначное число.
Цель. В совместной деятельности с учащимися составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число. Совершенствовать устные вычислительные навыки в пределах 1000. Закрепить умение решать составные задачи.
Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания; познавательной активности. Развивать вычислительные навыки, умения решать задачи, внимание, речь, мышление. Развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности на разных этапах урока.
Создавать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Воспитывать культуру учебного труда. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Карточки, мультимедийная презентация https://yadi.sk/d/QCDQPx_tCwErXg
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Подтянулись, улыбнулись.
Друг на друга посмотрели.
И тихонько дружно сели.
–
Я желаю, чтобы урок принёс вам радость.
В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и считать
И о многом узнавать.
II. Мотивация учебной деятельности.
– Ребята, сегодня мы отправимся на морскую прогулку. Мы познакомимся с удивительными морскими животными.
По морям, по волнам поплывём к новым знаниям, будем умножать трёхзначные числа на однозначные, решать задачи. Чтобы узнать новое, вам нужно проявить взаимовыручку, умение быстро принимать решение.
На каждом корабле ведут бортовой журнал, в который записывают всё, что произошло во время путешествия. Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал. Записи делайте аккуратно.
Вы будете работать в группах.
Давайте вспомним правила работы в группе.
Будьте доброжелательны друг к другу.
Умейте слушать других.
Говорите по очереди, не перебивая друг друга.
Работайте дружно, сообща.
III. Актуализация опорных знаний
Повторение. Нумерация многозначных чисел.
– Итак, вы готовы? Отправляемся в путь! Вот наше судно. Оно вам нравится?
Давайте дадим нашему кораблю название.
Запишите числа.
Запишите число, в котором 9 сотен, 1 десяток.
Запишите число, в котором 30 десятков и 3 единицы.
Запишите число, в котором 7 сотен, 6 десятков и 9 единиц.
Запишите число, в котором 50 десятков и 7 единиц.
Запишите число, в котором 42 десятка.
Запишите число, в котором 7 сотен и 3 единицы.
Запишите их в порядке возрастания. Назовите слово.
910, 303, 769, 507, 420, 701. ДРУЖБА
Устный счет. Решение примеров – устное умножение трехзначного числа на однозначное число.
– Сегодня мы откроем новое знание. А любое открытие человек делает на основании имеющихся знаний.
– Любая в математике работа, не обходится без устного счета. Предлагаю вам зарядку для ума.
Над морем кружатся чайки. Давайте решим примеры.
400 ⋅ 2 200 ⋅ 4 8 ⋅ 110 240 ⋅ 4
5 ⋅ 120 4 ⋅ 110 160 ⋅ 3 110 ⋅ 6 250 ⋅ 5
Карточки для 5 и 6 группы
1 вариант
110 · 6 – 300 600 – 50 · 6
240 : 4 + 40 320 – 320 : 4
120 · 3 : 6 180 : 3 + 400
2 вариант
240 : 3 + 300 400 – 40 · 5
110 · 5 + 20 210 – 210 : 7
120 · 2 : 6 150 : 3 + 200
IV. Изучение нового материала
Открытие нового знания
1) Постановка проблемы.
– Посмотрите, у нас на пути каменная глыба с крутыми склонами и острыми выступами. Это скала. Нам необходимо обогнуть её.
При столкновении с ней корабль может получить повреждение, чтобы этого избежать, надо справиться с заданием.
300 · 3 301 · 3
320 · 2 321 · 3
– Что общего в этих примерах?
(Все числа трёхзначные, их нужно умножить на однозначное число.)
– Какой прием нужно применить для решения примеров данного вида?
(Устный прием умножения и деления трехзначных чисел).
– Какие примеры вы сможете решить легко и быстро? Почему?
– Почему вы считаете, что 4 пример решить сложнее?
(Мы такие не учились решать.)
Все эти примеры можно решить устно?
– Кто хочет научиться решать такие примеры?
– Предположите, какая тема урока у нас сегодня.
– Наша цель урока - научиться умножать трёхзначное число на однозначное.
– Чтобы достичь цели урока нужно определить алгоритм, по которому будем работать; найти опасные места, в которых можно допустить ошибки; применять полученные знания на практике.
Объяснение.
В сотрудничестве с учителем раскрывают алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число в столбик. 321 · 3
Сравни записи решения.
321 ⋅ 3 = 300 ⋅ 3 + 20 ⋅ 3 + 1 ⋅ 3 = 900 + 60 + 3 = 963
Рассуждай так:
1. Умножаю 1 единицу на 3, получаю 3 единицы. Пишу 3 под единицами.
2. Умножаю 2 десятка на 3, получаю 6 десятков. Пишу 6 под десятками.
3. Умножаю 3 сотни на 3, получаю 9 сотен. Пишу 9 под сотнями.
4. Читаю ответ: 963.
3) Составление алгоритма.
Алгоритм:
Записываю множители в столбик.
Умножаю единицы.
Единицы ответа пишу под единицами.
Умножаю десятки.
Записываю десятки под десятками.
Умножаю сотни.
Читаю ответ.
– Скалу мы благополучно обогнули.
V. Формирование навыка письменного умножения многозначного числа на однозначное число
Загадка
Они играют и шалят
Перед носом корабля.
Над водой мелькают спины,
— Мчатся шустрые…
Дельфины общительные и дружелюбные животные. Всего в Мировом океане обитает 40 видов дельфинообразных. Два самых известных представителя дельфинов – афалина и дельфин-белобочка. Афалины особенно многочисленны у восточных берегов США, а также в Средиземном и Черном морях. Дельфины-белобочки обитают в умеренных и теплых водах Тихого океана.
Примеры. Нас встречают дельфины. Поиграем с ними в мяч.
Дельфины выскакивают из воды или плывут, почти стоя на хвостовом плавнике и всматриваются вдаль. Увидев корабль, они окружают его со всех сторон и, словно приветствуя матросов, начинают высоко выпрыгивать из воды.
123 · 3 443 · 2 122 · 4
213 · 3 221 · 4 143 · 2
VI. Гимнастика для глаз под музыку.
https://useraudio.net/search/дельфины-говорят
VII. Повторение. Решение задачи
Постановка задания.
Прочитайте. Решите задачу.
Один дельфин за 1 день может съесть 30 килограммов рыбы.
Сколько кг рыбы съедят …. дельфинов за …. дней?
Самостоятельная работа в группах.
Проверка работы.
VIII. Творческое задание. Геометрический материал
Составление фигуры. Работа в группах.
– Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.
Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры.
– Звуки, издаваемые дельфинами, похожи на обычную «трескотню», однако учеными доказано, что это полноценный животный язык. Это не удивительно, ведь они одни из самых умных животных на Земле. Послушайте пение дельфинов. http://boobooka.com/zvuki/zvuki-zhivotnyx/zvuki-delfinov/
Периметр фигур. Задание по выбору групп.
Найдите периметр двух треугольников и сравните полученные результаты.
Найдите периметр двух четырёхугольников и сравните результаты.
IХ. Итог урока
Это важно знать!
– Ежегодно 23 июля наша планета отмечает Всемирный день китов и дельфинов (World Whale and Dolphin Day). Этот праздник был учрежден в 1986 году, когда Международная китобойная комиссия (International Whaling Commission: IWC), после 200 лет беспощадного истребления, ввела запрет на китовый промысел.
Еще один из главных факторов исчезновения китов, дельфинов и других морских млекопитающих — это их отлов для дельфинариев, океанариумов и цирков.
– Ребята, как вы думаете, почему был учрежден праздник?
– Всемирный день китов и дельфинов - скорее не праздник, а крик о помощи. 23 июля – день, когда есть повод собраться и провести акции в защиту дельфинов, китов и других млекопитающих моря. В этот день объединяются экологи всего мира, чтобы еще раз предостеречь: ничто не вечно, и мы можем потерять частицу живой природы, которая уйдет безвозвратно и сделает наш мир беднее.
Особое значение этот день имеет для России, поскольку в морях нашей страны обитает несколько десятков видов китов, дельфинов и тюленей. Многие из них находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу Российской Федерации и Международного союза охраны природы.
Подведение итога.
– С поставленными заданиями мы справились. Много нового узнали.
Прошу поделиться впечатлением от проделанной работы. Продолжите предложение.
– Сегодня я узнал… – Было интересно…
– Я выполнял задания… – Я научился…
Подошёл к концу наш урок. Спасибо за активную работу.
VII. Домашнее задание (по выбору)
С. 88, примеры 1.
Составить и решить 5 примеров на умножение трехзначного числа на однозначное число.
ЛИТЕРАТУРА
Истoминa Н.Б. Мeтoдика oбучeния мaтeмaтикe в нaчaльных классах. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2001. — 288 с. — (Педагогическое образование).
Дельфины и 25 фактов о них: самые интересные открытия ученых о водных млекопитающих [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://joinfo.ua/leisure/animals/1229556_Delfini-25-faktov-nih-samie-interesnie-otkritiya.html (дата обращения: 20.04.2019).
Всемирный день китов и дельфинов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный_день_китов_и_дельфинов (дата обращения:18.04.2019).
Немного о дельфинах (к Всемирному дню китов и дельфинов). Блог центральной библиотеки для детей имени Шуры Кобера и Вити Хоменко города Николаева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kinderlibrary.wordpress.com/2012/07/23/немного-о-дельфинах-к-всемирному-дню-к/ (дата обращения: 22.04.2019).