ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Модуль № 2 «Основы военной подготовки» Тема 2.1Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка)

0
0
Материал опубликован 22 January

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Модуль № 2 «Основы военной подготовки»

Тема 2.1Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка) Класс 1 курс СПО

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНА

ФИО разработчика (введите свои ФИО):

Беспалова А.А.

Место работы/регалии разработчика (введите свои место

ГПОУ ЯО ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И

работы и/или регалии):

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, преподаватель ОБЗР

Дата (введите дату заполнения разработчиком данного описания):

24.06.2024

.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Предмет (укажите название учебного предмета):

ОБЗР

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

1 КУРС СПО

Номер урока (укажите номер урока согласно УТК):

3

Тема урока (укажите тему урока согласно УТК):

Модуль 2 «Основы военной подготовки»

Тема 2.1Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка)

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

комбинированный урок

Адаптация для детей с ОВЗ (выберите «да» или «нет» из списка. Для варианта «да» укажите дополнительно вид ОВЗ)

нет

Планируемые результаты:


Для учителя

Для ученика

Личностные (по ФОП ООО или ФОП СОО)

сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооруженные Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота; ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооруженных Сил Российской Федерации, достижениям государства в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;

сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убежденность и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

Ты узнаешь: алгоритм выполнения строевых приемов в движении без оружия; строевые приемы в движении без оружия; технику строевых приемов

Ты научишься Выполнять: движение строевым шагом; Движение бегом, походным шагом; Движение с изменением скорости движения; Повороты в движении; Выполнение воинского приветствия на месте

и в движении.

Метапредметные (по ФОП ООО или ФОП СОО)


понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;


ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);


оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;


осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.





Предметные (по ФОП ООО или ФОП СОО)

сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; формирование представления о военной службе; сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;

сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно- технического прогресса в условиях современного боя;

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Строевая подготовка, строевой устав РФ

Базовые понятия, единые для школьного образования (укажите одно или несколько соответствующих понятий - при их наличии):

Строевая подготовка

Тренировка

Шеренга

Фланг

Краткое описание (введите аннотацию к уроку):

Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки ВС РФ, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности обучающихся. Она закаляет волю, способствует соблюдению порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

В зависимости от специфики предметной области, типа урока и других факторов разработчик может использовать все или некоторые из предложенных блоков, а также все или отдельные из предложенных модулей в рамках блоков.


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Модуль 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

1.1 Защита Отечества является долгом и обязанностью всех граждан. Строевая подготовка основана на глубоком понимании необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

Заинтересовать обучающихся, сделать акцент на важность данной темы.

Подготовиться к занятию.

Модуль 1.2. Актуализация опорных знаний

1.2Что такое Отечество, Государство, с вашей точки зрения? Оте́чество, отчи́зна — родная страна.

Государство это организация общества.

Вспоминаем ранее изученный материал (Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны), выполняем связку с новой.

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

1.2.1 Задаем наводящие вопросы, анализируем, озвучиваем тему урока, определяем задачи.


Активное участие в обсуждении.

1.2.2



Модуль 1.3. Целеполагание

1.3 развитие технологии критического мышления с использованием различных приемов и стратегий

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):



БЛОК 2. Освоение нового материала

Модуль 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

2.1Ознакомиться с основными понятиями и определениями

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

2.2

Вовлекать детей в учебный процесс, создание всех условий для усвоения ЗУН.

Активное участие в беседе с преподавателем, делать записи в тетради, делать выводы.

2.3




Модуль 2.2. Проверка первичного усвоения

2.2Контрольные вопросы:

Назовите основы строевого обучения. Что такое строевая стойка?

Расскажите алгоритм воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):



БЛОК 3. Применение изученного материала

Модуль 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

3.1.1 Диагностическая работа –тест из 29 вопросов

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):



3.1.2.




3.1.3




Модуль 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

3.2

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):




3.2.1




3.2.2





БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Назовите команды, по которым выполняются повороты на месте. Что такое походный шаг?

Что такое строевой шаг?


Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):









БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Модуль 5.1. Самооценивание, рефлексия

5.1. «Рефлексивные координаты».

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

Учащимся предлагается 3 координатных луча: общее впечатление, изученный материал, работа на уроке.


Модуль 5.2. Домашнее задание

5.2Повторить конспект.

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

Развернутый ответ с критериальным оцениванием



Приложение 2

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Модуль 2 «Основы военной подготовки»

Тема 2.1Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка)


Основы строевого обучения.

Строй и управление ими.

Строевая стойка.

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

Выход из строя и возвращение в строй. подход к начальнику и отход от него

Введение

Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки ВС РФ, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности обучающихся. Она закаляет волю, способствует соблюдению порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.

Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий в чрезвычайных ситуациях и современном бою.

Первоначальное внимание вопросам строевой выучки должно уделяться в общеобразовательных учреждениях, так как основой подготовки к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у обучающихся способность быстро, точно и единодушно исполнять волю командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.

Строевая выучка дисциплинирует, вырабатывает быстроту и четкость действий при работе с вооружением и на технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, а так же на общеобразовательных уроках.

Умения правильно выполнять строевые приемы необходимы каждому студенту в порядке обучения в вузе при нахождении военной кафедры. Статья третья «Положения о военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)

негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования требуют проводить такую работу с гражданами, проходящих обучение на военных кафедрах или военнообязанных и общевоинскими уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, и направлена на твердое усвоение гражданами теоретических положений, предусмотренных программой обучения, и выработку у них практических навыков в применении, выполнении своих должностных ‚обязанностей в соответствии с полученной специальностью, на формирование у граждан моральной и психической готовности к защите Отечества, верности конституционному и военному долгу, воспитание дисциплинированно и чувства ответственности за принадлежность к Вооруженным Сил Российской Федерации.

Методика строевого обучения развивает положения Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначена для выработки единых взглядов на организацию, последовательности проведения и оценки строевой подготовки студентов учебных подразделений.

Учебный вопрос №1 Основы строевого обучения


Строевая подготовка — предмет обучения сугубо практический. Здесь каждый прием нужно отрабатывать многократными тренировками, которые не прекращаются и после его усвоения, иначе в его выполнении будут потеряны ранее приобретенные навыки, четкость и красота выполнения.

Строевая подготовка является самостоятельным предметом обучения и органически входит во многие другие предметы обучения, оказывая влияние на развитие знаний, умений, навыков и психологической устойчивости, необходимых личному составу в современном бою. Поэтому в основу строевого обучения положены руководящие принципы советской и русской педагогики.

Высокая строевая выучка преподавателя БЖД имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и методически правильно обучать учащихся.

Преподавателю недостаточно владеть высоким методическим мастерством, хорошей теоретической подготовкой и практическими навыками, ему важно еще уметь активизировать познавательную деятельность своих обучаемых, а этого можно достичь повышением качества строевого обучения, воспитанием у студентов творческого мышления и оказанием помощи в овладении наиболее рациональными приемами в ходе обучения.

В обучении очень важно указать известное с неизвестным, теорию с практикой, устанавливать наиболее эффективные формы и методы строевого обучения.

Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости результатов с повышением духа состязательности. Это создает необходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.

Каждое строевое упражнение должно являться новой ступенью в деле совершенствования строевой выучки обучающихся. Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, проводимых в ходе занятий. Интенсивность, непрерывность действий с полным напряжением сил — вот требования, предъявляемые к строевым занятиям сегодня.

Практика показывает, что высокий уровень строевой выучки может быть достигнут:

целеустремленным и правильным планированием строевой подготовки, четкой организацией и методически правильным проведением всех занятий;

сознательным изучением и последующим совершенствованием приемов каждым обучающимся в строгом соответствия с требованиями Строевого устава;

регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и плановых занятий по строевой подготовке;

совершенствованием навыков в строевом обучении на всех занятиях, при построениях и передвижениях в повседневной жизни;

самостоятельными тренировками обучающимися строевых приемов;

постоянным контролем и высокой требовательностью со стороны преподавателя.

Методы обучения — это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения.

В строевом обучении в основном применяются следующие методы:

теоретическое положение;

показ;

тренировка;

самостоятельное изучение.

Теоретическое положение Строевого Устава РФ всегда занимало и занимает важное место в учебном процессе.

Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является демонстрация.

Показ может быть личный или при демонстрации учебных кинофильмов.

Тренировка - это многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов в целях выработки и совершенствования навыков и умений.

Для более качественного изучения сложных строевых приемов, таких, как строевой шаг, повороты в движении, и др., занятия должны неоднократно повторяться. Нельзя переходить к изучению очередного учебного вопроса, пока качественно не будет отработан предыдущий. Если по какой-либо причине один из учебных вопросов данного занятия опущен или не усвоен, он должен быть отработан в часы самостоятельной подготовки или перенесен па очередное занятие.

Одиночная подготовка является наиболее ответственным разделом строевого обучения. Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении — на увеличенных дистанциях, с тем, чтобы командиру отделения отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого обучаемого. Занятия по одиночной строевой подготовке должны проводиться на специально оборудованной площадке или на строевом плацу.

Хорошая одиночная строевая подготовка обеспечивает успех обучения студентов действиям в составе подразделения.

Для успешного усвоения основных положений строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую очередь знать все элементы строя, порядок выполнения команд, обязанности студентов перед построением и в строю.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную, но может быть и только исполнительной.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде студенты, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение

<<смирно>>, а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее исполнение.

Чтобы привлечь внимание студента, в предварительной команде при необходимости называют его фамилию. Громкость голоса при подаче команд зависит от протяженности строя, а рапорт всегда отдается четко, без резкого повышения голоса.

В заключение командир поясняет, что для отмены приема или для прекращения его подается команда «Отставить» рассказывает, что по этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выполнения приема.


Учебный вопрос №2 Строй и управление ими

Строй – установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей, для их совместного действия в пешем порядке и на машинах.

Шеренга – строй в котором военнослужащие размещаются один возле другого на одной линии, на установленных интервалах.

Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя название флангов не меняется. Фронт – сторона строя в которую военнослужащие обращены лицом (машины – лобовой частью). Интервал – расстояние по фронту между военнослужащими, машинами, подразделениями и частями. Дистанция – расстояние в глубину между военнослужащими, машинами, подразделениями и частями.

Глубина строя – расстояние от первой шеренги (впередистоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего).

Двухшеренговый строй – строй в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащему другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки положенной ладонью на плечо впередистоящего военнослужащего). Шеренги называют: «первой», «второй». При повороте строя название шеренги не меняется. Ряд – двое военнослужащих, стоящих в двух шеренговом строе в затылок один к другому.

Колонна – строй в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машин) одно за другим на дистанции установленной уставом или командиром. Колонны применяются для подразделений и частей в развернутом или походном строю.

Развернутый строй – строй в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одно или двух шеренговом строю (в линию машин или колонн) на установленных уставом или командиром интервалах). Применяются для проведения проверок, смотров, а так же в других случаях.

Походный строй – строй в котором подразделения построены в колонну или подразделения в колоннах, построены одно за другим на дистанциях установленных уставом или командиром.

На первом занятии по строевой подготовке надо показать элементы строя, дать уставные определения, рассказать о незнании элементов строя и основных команд по управлению строем.

Строй — установленное уставом размещение учащихся, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке (рис. 1) и на машинах.

После построения в развернутый одношереножный строй командир объясняет, показывает и дает определения флангу и фронту строя, тыльной стороне строя, интервалу и ширине строя.

Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту. Интервал — расстояние по фронту между студентами, под разделениями и частями.

Командиру необходимо подчеркнуть, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находятся обучаемые, интервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.

Ширина строя — расстояние между флангами.

t1737529235aa.png

Рис.1. Одношереножный строй (шеренга) и его элементы


После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир выстраивает отделение в двухшереножный строй и дает его определение.

Двухшереножный строй (рис. 2) учащиеся одной шеренги расположены в затылок учащимся другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего).


t1737529235ab.png Рис. 2 Двухшереножный строй и его элементы


Командир предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемый второй шеренги, вытянув левую руку кладут ладонь на плечо впереди стоящего. Если за обучаемым первой шеренги не стоит в затылок обучаемый второй шеренги, такой ряд называется полным; последний ряд всегда должен быть полным.

При повороте двухшереножного строя кругом учащийся полного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.


двух.

Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу, чтобы показать разомкнутый строй, командир размыкает


Двухшереножный строй и поясняет, что в разомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фронту

один от другого на интервалах в один шаг или же на интервалах, указанных командиром.

Затем командир ставит перед обучаемыми вопросы, проверяя, как они усвоили пройденный материал. Убедившись в том, что обучаемые усвоили положения развернутого строя и его элементы, командир приступает к тренировке.

В ходе тренировки, убедившись, что отработанные положения усвоены, командир приступает к показу и пояснению походного строя.

t1737529235ac.png Походный строй (рис. 3) — подразделение построено в колон ну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром.


Рис.3. Походный строй в колонну по два

Командир, построив обучаемых в колонну, объясняет, что колонна — это строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре человека и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в походный или развернутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два, взвод — по одному, по два, по три, а взвод из четырех отделений

— в колонну по четыре.

Направляющий — учащийся (подразделение, машина), движущийся головным в колонне в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные.

Замыкающий — учащийся (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Глубина строя — расстояние от первой шеренги до последней шеренги, а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин до последней линии машин.

Для наглядности при показе элементов строя целесообразно построить одно из отделений перед строем взвода (роты) и показать на нем все элементы строя.

После показа походных строев и их элементов командир проверяет усвоение изучаемого материала, задавая контрольные вопросы. Убедившись, что подчиненные усвоили данный раздел, командир переходит к изучению следующего вопроса.

Строевой расчет. При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Строевой расчет заключается в расчете учащихся на подразделения (батальоны, роты, взводы и отделения) и в определении места каждого студента в строю.

Расчет производится по команде «По порядку — РАССЧИТАЙСЬ». По этой команде расчет начинается с правого фланга: каждый называет свой номер, быстро поворачивая голову к стоящему слева от него, и быстро ставит ее прямо; левофланговый голову не поворачивает.

Строевой расчет во взводах производится в следующем порядке: командиры отделений выстраиваются в одной шеренге перед серединой строя лицом к нему. Остальной личный состав взвода выравнивается, и производится расчет по общей нумерации, как указано ранее, после чего командир взвода производит расчет по отделениям, называя, например: пятый ряд — левый фланг первого отделения, десятый ряд — левый фланг второго отделения и т.д. Левофланговые первых шеренг в отделениях при наименовании отделений вытягивают руку вперед. Затем по команде командира взвода: «Первое и второе отделение, НАПРАВО, первое — десять, второе — пять шагов вперед, ШАГОМ — МАРШ», отделения принимают указанный интервал (дистанцию).

По команде командира взвода «Командиры отделений ВСТАТЬ В СТРОЙ», назначенные командиры отделений становятся на правых флангах своих отделений и поворачиваются кругом. Затем производится расчет взвода в отделениях на первый второй. Командиры отделений в расчет не входят.

Учебный вопрос №3 Строевая стойка


Строевая стойка (рис. 4) принимается по команде «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО». По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

t1737529235ad.png t1737529235ae.png



Рис. 4. Строевая стойка Рис. 5. Положение снятого головного

убора:

а - фуражки; 6 - фуражки полевой хлопчатобумажной; в - шапки-ушанки


Строевая стойка на месте принимается и без команды: при отдании и получении приказа, при докладе, во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации, при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.

По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение. При необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.

Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО».

Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ», а для надевания -

«Головные уборы (головной убор) - НАДЕТЬ». При необходимости одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды.

Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке кокардой вперед (рис. 5).

Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях «на ремень», «на грудь» и «у ноги» - левой. При снятии головного убора с карабином в положении «на плечо» карабин предварительно берется к ноге.

Повороты на месте. Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО»,

«Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ».

Повороты кругом (на 1/2 круга), налево (на 1/4 круга), пол-оборота налево (на 1/8 круга) производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; направо и пол-оборота направо - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке. Повороты выполняются в два приема:

первый прием - повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу;

второй прием - кратчайшим путем приставить другую ногу.

Движение. Движение совершается шагом или бегом.

Движение шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см. Движение бегом осуществляется с темпом 165-180 шагов в минуту. Размер шага - 85-90 см. Шаг бывает строевой и походный.

Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.

Походный шаг применяется во всех остальных случаях.

t1737529235af.pngДвижение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом - МАРШ» (в движении «Строевым - МАРШ»), а движение походным шагом - по команде «Шагом - МАРШ».

Рис. 6. Движение строевым шагом



По предварительной команде подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.

При движении строевым шагом (рис. 6) ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить ее твердо на всю ступню.

Руками, начиная от плеча, производить движения около тела: вперед - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти; назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.

При движении походным шагом ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободные движения около тела.

При движении походным шагом по команде «СМИРНО» перейти на строевой шаг. При движении строевым шагом по команде «ВОЛЬНО» идти походным шагом.

Движение бегом начинается по команде «Бегом - МАРШ».

При движении с места по предварительной команде корпус слегка подать вперед, руки полусогнуть, отведя локти несколько назад; по исполнительной команде начать бег с левой ноги, руками производить свободные движения вперед и назад в такт бега.

Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой ноги на землю. По этой команде правой

ногой сделать шаг и с левой ноги начать движение бегом.

Для перехода с бега на шаг подается команда «Шагом - МАРШ». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде сделать еще два шага бегом и с левой ноги начать движение шагом.



t1737529235ag.png



Рис. 7. Шаг на месте

Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом - МАРШ» (в движении - «НА МЕСТЕ»).

По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15-20 см от земли и ставить ее на всю ступню, начиная с носка; руками производить движения в такт шага (рис. 7). По команде «ПРЯМО», подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом. При этом первые три шага должны быть строевыми.

Для прекращения движения подается команда.

Например: «Рядовой Петров - СТОЙ».

По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю правой или левой ноги, сделать еще

один шаг и, приставив ногу, принять строевую стойку.

Для изменения скорости движения подаются команды: «ШИРЕ ШАГ», «КОРОЧЕ ШАГ», «ЧАЩЕ ШАГ»,

«РЕЖЕ ШАГ», «ПОЛШАГА», «ПОЛНЫЙ ШАГ».

Для перемещения одиночных военнослужащих на несколько шагов в сторону подается команда.

Например: «Рядовой Петров. Два шага вправо (влево), шагом - МАРШ».

По этой команде сделать два шага вправо (влево), приставляя ногу после каждого шага. Для перемещения вперед или назад на несколько шагов подается команда.

Например: «Два шага вперед (назад), шагом - МАРШ».

По этой команде сделать два шага вперед (назад) и приставить ногу.

При перемещении вправо, влево и назад движение руками не производится.

Повороты в движении. Повороты в движении выполняются по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра- ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кругом - МАРШ».

Для поворота направо, пол-оборота направо (налево, пол-оборота налево) исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой (левой) ноги. По этой команде с левой (правой) ноги сделать шаг, повернуться на носке левой (правой) ноги, одновременно с поворотом вынести правую (левую) ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

Для поворота кругом исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде сделать еще один шаг левой ногой (по счету раз), вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету два), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счету три).

При поворотах движение руками производится в такт шага.


Учебный вопрос №4 Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении


Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения.

Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) повернуться в его сторону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову.

Если головной убор надет, то, кроме того, приложить кратчайшим путем правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча (рис. 8). При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора остается без изменения (рис. 9).

Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.

t1737529235ah.png t1737529235ai.png




Рис. 8. Выполнение воинского приветствия на месте

Рис. 9. Выполнение воинского приветствия в движении



Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника (старшего), голову поставить прямо и продолжать

движение руками.

При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги на землю повернуть голову и приложить правую руку к головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра (рис. 9); пройдя начальника (старшего), одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.

При обгоне начальника (старшего) воинское приветствие выполнять с первым шагом обгона. Со вторым шагом голову поставить прямо, и правую руку опустить.

Если у военнослужащего руки заняты ношей, воинское приветствие выполнять поворотом головы в сторону начальника (старшего).


Учебный вопрос №5 Выход из строя и возвращение в строй. подход к начальнику и отход от него


Для выхода военнослужащего из строя подается команда.

Например: «Рядовой Иванов. ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ НА СТОЛЬКО-ТО ШАГОВ» или «Рядовой Иванов. КО МНЕ (БЕГОМ КО МНЕ)».

Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: «Я», а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает:

«Есть». По первой команде военнослужащий строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю. По второй команде военнослужащий, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит (подбегает) к нему и, остановившись за два-три шага, докладывает о прибытии.

Например: «Товарищ лейтенант. Рядовой Иванов по вашему приказу прибыл» или «Товарищ полковник.

Капитан Петров по вашему приказу прибыл».

При выходе военнослужащего из второй шеренги он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего, который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг вправо, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на свое место.

При выходе военнослужащего из первой шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги.

При выходе военнослужащего из колонны по два, по три (по четыре) он выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит военнослужащий, он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя военнослужащего и затем становится на свое место.

При выходе военнослужащего из строя с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина в

положении «на плечо», который при начале движения берется в положение «к ноге».

Для возвращения военнослужащего в строй подается команда.

Например: «Рядовой Иванов. СТАТЬ В СТРОИ» или только «СТАТЬ В СТРОЙ».

По команде «Рядовой Иванов» военнослужащий, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается лицом к начальнику и отвечает: «Я», а по команде «СТАТЬ В СТРОЙ», если он без оружия или с оружием в положении «за спину», прикладывает руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.

Если подается только команда «СТАТЬ В СТРОЙ», военнослужащий возвращается в строй без предварительного поворота к начальнику.

При действии с оружием после возвращения в строй оружие берется в то положение, в котором оно находится у стоящих в строю военнослужащих.

При подходе к начальнику вне строя военнослужащий за пять-шесть шагов до него переходит на строевой шаг, за два-три шага останавливается и одновременно с приставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору, после чего докладывает о прибытии (ст. 69). По окончании доклада руку опускает.

При подходе к начальнику с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина в положении

«на плечо», который берется в положение «к ноге» после остановки военнослужащего перед начальником. Рука к головному убору не прикладывается, за исключением случая, когда оружие находится в положении «за спину».

При отходе от начальника, получив разрешение идти, военнослужащий прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом.

При отходе от начальника с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина, который из положения «к ноге», если необходимо, берется военнослужащим в другое положение после ответа «Есть».

Начальник, подавая команду на возвращение военнослужащего в строй или давая ему разрешение идти, прикладывает руку к головному убору и опускает ее.

Приложение 3


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один из правильных ответов


  1. Строем называется.

а Строй – размещение военнослужащих, подразделений для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

б Строй – установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

в Строй – установленное Уставом или командиром размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

г Строй – установленное Уставом или командиром размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий.

д Строй – установленное командиром размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

  1. Шеренгой является.

а Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены в затылок друг другу, а подразделения одно за другим на дистанции установленной Уставом или командиром.

б Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены на установленных интервалах.

в Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

г Шеренга – построение, в котором военнослужащие размещены в затылок друг другу, а подразделения одно за другим на дистанции установленной Уставом или командиром.

д Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии, а подразделения одно возле другого на дистанции установленной Уставом или командиром.


  1. Флангом называется.

а Фланг — сторона противоположная фронту. б Фланг — правая (левая) оконечность строя.

в Фланг — сторона строя в которую военнослужащие обращены лицом.

г Фланг — сторона строя противоположна тылу.

д Фланг — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом, а машины лобовой частью.


  1. Фронт является.

а Фронт — правая (левая) оконечность строя. б Фронт — сторона противоположная тылу.

в Фронт – сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом. г Фронт - сторона строя противоположна флангу.

д Фронт – это построение военнослужащих при котором они обращены в одну сторону.


  1. Тыльной стороной строя называется.

а Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.

б Тыльная сторона строя — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом. в Тыльная сторона строя — правая (левая) оконечность строя.

г Тыльная сторона строя — сторона строя противоположна флангу.

д Тыльная сторона строя — это построение при котором военнослужащие обращены лицом в одну сторону.

  1. Интервалом называется.

а Интервал — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. б Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. в Интервал — расстояние между флангами.

г Интервал — расстояние в глубину между шеренгами. д Интервал — расстояние между колоннами.


  1. Шириной строя является.

а Ширина строя — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. б Ширина строя — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. в Ширина строя — расстояние между флангами.

г Ширина строя — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. д Ширина строя — расстояние между колоннами по фронту.

  1. Глубиной строя называется.

а Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего)

б Глубина строя — расстояние между флангами.

в Глубина строя — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. г Глубина строя — расстояние в глубину между шеренгами.

д Глубина строя — расстояние между колоннами в глубину.

  1. Дистанцией называется.

а Дистанция — расстояние между флангами.

б Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями. в Дистанция — расстояние от первой шеренги до последней.

г Дистанция — расстояние в глубину между шеренгами. д Дистанция — расстояние между колоннами в глубину

Двухшереножным строем является.

а Двухшереножный строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги стоят за военнослужащими другой шеренги.

б Двухшереножный строй — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на дистанции одного шага.

в Двухшереножный строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего).

г Двухшереножный строй — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на определённой дистанции.

д Двухшереножный строй — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на дистанции одного шага.


  1. Рядом называется.

а Ряд — строй в котором военнослужащие расположены один возле другого.

б Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. в Ряд — строй в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу.

г Ряд — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на дистанции одного шага.

д Ряд — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на определённой дистанции.


  1. Колонной называется.

а Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной линии, на установленных интервалах.

б Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной линии.

в Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

г Колонна — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому.

д Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на определённой дистанции.

  1. Развёрнутым строем является.

а Развернутый строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги.

б Развернутый строй — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

в Развернутый строй — строй, в котором подразделения построены в колонну или подразделения построены один за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

г Развернутый строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего).

д Развернутый строй — строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной линии.


  1. Походным строем называется.

а Походный строй — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю.

б Походный строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой.

в Походный строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего).

г Походный строй — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром. д Походный строй — строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.


  1. Направляющим называется.

а Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне. б Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся первым в колонне.

в Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся во главе колонны. г Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся в центре колонны.

д Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении.

  1. Замыкающий является.

а Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся первым в колонне.

б Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в колонне. в Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся во главе колонны.

г Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся в центре колонны.

д Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.


  1. Управление строем осуществляется.

а Управление строем осуществляется командами и приказаниями, подаваемые голосом и с помощью средств внутренней связи.

б Управление строем осуществляется голосом в виде приказов и команд.

в Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.

г Управление строем осуществляется командами и приказаниями, подаваемые голосом и с помощью технических средств связи.

д Управление строем осуществляется командами и приказами, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером.


  1. Чтобы принять положение строевой стойки необходимо.

а Стоять свободно, ослабив правую или левую ногу но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. б Стоять прямо, без напряжения.

в Стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

г Стоять прямо, без напряжения, плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка.

д Стоять прямо, без напряжения, ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра.

  1. Положение “ВОЛЬНО”:

а Стать свободно, но не сходить с места.

б Ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать. в Ослабить в колене правую или левую ногу, не ослаблять внимания и не разговаривать.

г Стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

д Стать свободно, не ослаблять внимания и не разговаривать.


  1. Поворот кругом на месте осуществляется:

а Повороты кругом производятся в сторону левой руки на правом каблуке и на левом носке.

б Повороты кругом производятся против часовой стрелки на правом каблуке и на левом носке. в Повороты кругом производятся в сторону правой руки на левом каблуке и на правом носке

г Повороты кругом производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке. д Повороты кругом производятся в по часовой стрелки на правом каблуке и на левом носке

  1. Поворот на лево осуществляется:

а Производятся против часовой стрелки на правом каблуке и на левом носке. б В сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.

в В сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке.

г В сторону правой руки на левом каблуке.

д Производятся в по часовой стрелки на правом каблуке и на левом носке


  1. Темп строевого шага составляет:

а 100- 110 шагов в минуту.

б 110- 120 шагов в минуту.

в 120- 130 шагов в минуту. г 90-100 шагов в минуту.

д 110- 130 шагов в минуту.


Размер строевого шага составляет: а 60 – 70 см.

б 80 – 90 см.

в 60 – 90 см.

г 70 – 90 см.

д 70 – 80 см.

  1. Движение бегом осуществляется с темпом:

а 140 – 170 шагов в минуту. б 150 – 165 шагов в минуту. в 140 – 165 шагов в минуту. г 165 – 180 шагов в минуту. д 170 – 185 шагов в минуту.

  1. Размер шага при движении бегом:

а 90 — 100 см.

б 60 — 70 см.

в 70 — 90 см.

г 70 — 80 см.

д 85 — 90 см.

  1. При движении строевым шагом нога с оттянутым вперед носком выноситься на высоту:

а 20 – 25 см.

б 15 – 25 см.

в 10 – 20 см.

г 15 – 20 см.

д 20 – 30 см.

Выполнение воинского приветствия в движении осуществляется:

а За 3 – 6 шагов.

б За 4 – 5 шагов.

в За 1 – 2 шага.

г За 2- 3 шага.

д За 3 – 4 шагов.

По какой команде принимается строевая стойка

а "Становись" или "Смирно" б "Заправиться"

в "Равняйсь"

г "Встать в строй" д "Руки по шву"


При выходе военнослужащего из строя по первой команде он.

а Услышав свою фамилию, поворачиваются лицом к начальнику

б Выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю

в Слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего

г Выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо /налево/ д Сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.