Урок русского языка по подготовке к ОГЭ «Подготовка к сжатому изложению» (2 часа)
Ф.И.О. учителя: Битиева Фатима Яковлевна
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тип рока: урок развития речи, урок применения знаний и умений
Тема урока: « Подготовка к сжатому изложению» (2 часа)
Цель - подготовка учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста
Задачи
Образовательные:
а) учить верно определять тему и основную мысль текста;
б) учить овладевать навыками сжатия текста;
в) формировать умение выделять микротемы.
2. Развивающие:
а) работать над развитием речи учащихся;
б) развивать умение выдерживать стилевое единство в работе;
в) развивать умение без искажений передавать содержание исходного текста, используя разные способы сжатия.
3. Воспитательные:
а) воспитывать любовь к русскому слову;
б) воспитывать нравственные представления учащихся.
Ресурсы: текст прослушивания, мультимедийный проектор,
экран, презентация, учебник.
Форма урока – фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Орг. Момент (2 мин. Целеполагание | Проверяют готовность к уроку | Приветствует учащихся. Настраивает на учебный процесс. Конструирует учебное пространство, проверяет готовность учеников. Сформулируйте, пожалуйста, учебную цель. Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке. | Проверка готовности к уроку (наличие необходимых принадлежностей на урок). Как вы понимаете смысл высказывания Пьера Буаста? Слайд 2. «Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя – это сказать многое в немногих словах.» | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, планирование учебного пространства |
Этап мотивации (10 мин.) | Выполняют тестовые задания в парах; -повторяют понятия текст, тема и микротема; -определяют типы связи предложений в тексте | -Создает проблемную ситуацию, -помогает выявить проблему; -помогает сформулировать проблему и цель; -оказывает поддержку; -актуализирует ранее изученное | Задание по структуре деформированного текста. Слайд 3. - С какой проблемой столкнулись? - Попробуйте сформулировать для себя цель своей деятельности на уроке. | Личностные: самоопределение; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение выявить проблему. Регулятивные: развитие умений работы с электронными образовательными ресурсами сети Интернет; фиксация затруднения,целеполагание, постановка учебной задачи, прогнозирование результата, коррекция. |
Этап актуализа- ции знаний (3 мин.) Лингвистическая разминка. | Отвечают на вопросы. | Организует анализ учебной задачи. Фиксирует ответы учеников. Организует обсуждение. Что такое изложение? Какие виды изложения вам известны? Какова цель изложения? Какие приёмы сжатия текста вы помните? | Слайды 4-6 Приёмы сжатия текста. | Регулятивные: самоконтроль и самокоррекция. Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, анализ, аргументация своей точки зрения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Личностные: осознание значимости учебного сотрудничества. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
Работа с текстом изложения (15 мин.) | Прослушивают текст изложения. Извлекают необходимую информацию из прочитанного текста. Составляют план изложения. Определяют основную и второстепенную информации. Работают в парах, обсуждаютмикротемы текста, приемы сжатия. | Организует первичное прослушивание текста изложения. Организует прослушивание текста по частям. Организует текстоведческий анализ текста. | Текст для прослушивания Приложение. | Познавательные: понимание информации устного сообщения; определение основной и второстепенной информации, информационная перераборка прочитанного текста Личностные: признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; оценивание и самооценивание. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. |
Самостоятельная работаучащихся (35 мин.) | Воспроизводят в письменной форме прослушанный текст с заданной степенью сжатия. | | | Личностные: участие в творческом процессе; стремление к речевому самосовершенствованию; Познавательные: развитие навыка переработки информации и понимания текста Регулятивные: развитие способности к самоуправлению своей деятельностью, самооценивание в учебной деятельности Коммуникативные: создание вторичного текста соответствующего стиля и жанра с заданной степенью свернутости. |
Рефлексия (12 мин.) | Чтение учениками своих работ. Оценивание работ сверстников. Анализ причин неудач. | Создает ситуацию, требующую самооценивания и оценивания учебной деятельности. Организует обсуждение работ учащимися, направляет комментирование достоинств и недостатков | | Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Регулятивные: развитие действий оценивания; контроль и коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий |
Домашнее задание (3 мин.) | Анализируют информацию, прогнозируют свою деятельность; осуществляют самоконтроль при выполнении домашнего задания. | Объясняет необходимость выполнения разноуровневого задания. | Разделить текст на абзацы, применяя разные виды компрессии, сжать текст | Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствоватьимеющиеся,осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Регулятивные: прогнозирование деятельности и контроль; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. развитие умений работы с электронными образовательными ресурсами сети Интернет. |
Приложение 1
Текст изложения на уроке.
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жить человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабление семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
(По Ю.М. Нагибину)
Текст изложения
(домашняя работа)
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут вспоминать люди, в том числе дети, жесточайшие её факты. Но никогда они не должны перестать волноваться, узнавая о них. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. По-моему, помнить свою историю нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком.