12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малахова Юлия Викторовна18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

урока по окружающему миру

Тема: « Наше питание. Органы пищеварения».

 

 

 

Учитель: Малахова Юлия Викторовна

 

 

 

Дата: 14.01.2022.

Предмет: Окружающий мир.

Тема: «Наше питание. Органы пищеварения»

Школа: МБОУ МСШ

Класс: 3 Б.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Система обучения: «Школа России».

Цели урока:

Образовательные

Познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами.

Дать элементарные представления об органах пищеварения человека.

Сформировать правила правильного питания.

Развивающие

Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Развивать самостоятельность, познавательные интересы.

Воспитательные

Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью.

Воспитывать аккуратность и прилежание.

Поднимать мотивацию обучения, интерес к предмету посредством использования мультимедиа проектора.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;

- составить с детьми правила правильного питания;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;

- развивать мышление, память, умение слушать;

- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;

- формирование УУД.

1.Личностные УУД

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

2.Регулятивные УУД

принимать и сохранять заданную учебную цель,

учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

адекватно понимать оценку взрослого,

взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

обобщать полученные знания,

осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

слушать собеседника,

задавать вопросы,

контролировать действия партнёра,

эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование: учебник, м/м презентация, карточки с заданиями, сигнальные карточки, картинки с продуктами, рабочая тетрадь,

 

 

Этапы урока:

Организационный этап (1 мин)

Мотивация (1мин.)

Актуализация знаний (4 мин)

Сообщение темы и целеполагание (2 мин)

Первичное усвоение новых знаний (10 мин)

Физкультминутка (1мин)

Первичное закрепление новых знаний (3 мин)

Итог (1 мин)

Рефлексия (1 мин)

10.Домашнее задание (1 мин.)

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.

-Ребята, присядьте первыми те, кто сегодня позавтракал?

А теперь те , кто не любит завтракать и не позавтракал?

Я не зря вас спросила об этом, в течение нашего урока, вы поймете, почему я задала такой вопрос, а в конце урока сами ответите на вопрос, надо ли завтракать по утрам.

 

Приветствуют учителя

II.Мотивация

 

Прежде, чем начать наш урок, я попрошу каждого из вас повернуться к вашему соседу по парте и улыбнуться ему. А теперь улыбнитесь, пожалуйста, всем остальным одноклассникам. У вас хорошее настроение? Я рада, что у вас хорошее настроение. Мы не случайно начали наш урок с улыбки. Ведь улыбка – залог хорошего настроения, залог успеха в любой работе.

Сегодня у нас необычный урок, вы будете в роли исследователей, работа трудная, но интересная, поэтому пожмите друг другу руки и пожелайте успехов. Я тоже вам желаю успехов и удачи. Пусть вам поможет ваша сообразительность и те знания, которые вы приобрели на предыдущих уроках!

Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:

Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.

- А какие знания мы получаем на уроках окружающего мира? Чему учимся?  

- Сегодня мы продолжим совершать свои маленькие открытия, и я еще раз желаю вам успехов на пути к этим открытиям.

Девиз нашего урока : Учись, смекай ,активней будь и к знаниям откроешь путь.

 

 

 

 

 


 

 

Выполняют приветствия.

III.Актуализация знаний

Посмотрите на экран и скажите, о чем идет речь в данных высказываниях:
… дороже богатства.
… за деньги не купишь.
Где …, там и красота.
(Ответ: здоровье)
Как называются эти высказывания?
(Ответ: пословицы и поговорки)
Учитель: Давайте их прочитаем.
(Здоровье дороже богатства. Здоровье за деньги не купишь. Где здоровье, там и красота.)
Как вы думаете, почему мы начинаем урок с поговорок о здоровье? Так называется раздел учебника, который мы изучаем: «Наше здоровье». Сегодня мы продолжим разговор о здоровье человека. Но прежде, чем узнавать что-то новое, я предлагаю вам вспомнить то, что мы уже узнали на предыдущих уроках.( Тест с самопроверкой)

Самооценка
Поднимите весёлый смайлик, кто выполнил тест без ошибок и получил «5»? ). Поднимите средний смайлик, кто получил за выполнение теста «4»? .Получившие «3» - «грустный смайлик».

 

 

Отгадывают слово.

Выполняют тест.

Самопроверка.

Самооценка.

IV. Сообщение темы и целеполагание

Ребята, послушайте стихотворение про одного волшебника.

Шел по городу волшебник

По прозванию Сизый нос

И дарил всем – всем прохожим

Что в корзине нёс.

 

Нёс он фрукты и печенье,

Нёс он вкусное варенье,

Нёс колбаски и творог.

Всех обрадовать он смог.

И ребятам без разбору

Всё, всё, всё давал

И взамен за угощенье

Ничего не брал.

 

Все ему «Спасибо» говорили,

Много раз благодарили.

Но прошел всего лишь час,

У ребят, как будто враз

Заболели, заболели

Очень животы

Ах и ух, ах и ух, ы – ы – ы!

- А почему?

 

Ребята !Как вы думаете, почему у ребят разболелись животы?

- Они много съели и пища не принесла им пользу.

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и цели урока. (Ответы детей)

- Молодцы.

- Сегодня на уроке мы поговорим о правильном питании и узнаем, как работает пищеварительная система человека.

- Тема урока «Наше питание. Органы пищеварения»

 

Определяют тему урока, цель, задачи

 

V.Первичное усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Физминутка

 

Давайте сравним наш организм с какой-нибудь сложной машиной. Кожа – это обшивка, кости – каркас, мышцы – движущиеся части. Но никакая машина не может работать без энергии. Мы тоже должны «заправляться топливом», чтобы наши клетки не погибли.

 

Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить , а не живем для того , чтобы есть». А как вы думаете, зачем человек ест?

- Без пищи человек не может жить, расти , двигаться, бороться с болезнями.( На доску Цветок)

 

Вы уже подтвердили, что питание важно для человека. И не просто важно, а жизненно важно. Поднимите руки, кто из вас когда-либо испытывал чувство голода? Опишите ваши ощущения во время этого чувства (в животе урчит, слабость, плохое настроение и т.д.). Если человек голоден 2-3 дня, начинаются «голодные» обмороки, а через 10-15 дней наступает смерть.
- Сколько раз в день полезно принимать пищу?
-Какой должна быть наша пища? (вкусной, полезной, свежей, разнообразной)

Игра «Распредели»

( работа в группах)

Ребята! А какой праздник скоро будут праздновать во всех семьях? Я думаю, что вы с нетерпением ждёте этот праздник, но не только из-за подарков, но и потому что в этот день готовится много вкусной, необычной и не всегда полезной пищи. И часто люди не в меру наевшись, , получают расстройство желудка.

Вот , чтобы понять, какие продукты полезны я предлагаю вам игру. На доске расположены картинки с продуктами. Вам нужно распределить их по корзинам. 1 группа: в корзину сложит продукты, которые можно назвать полезными. 2 группа: в корзину сложит вкусные продукты, которые вам нравятся,а 3 группа не полезные продукты У вас на выполнение задания 2 минуты.

- Молодцы, сядьте на свои места.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Вывод: Посмотрите, какой вывод можно сделать?

Те продукты, которые вам нравятся, 3 группа группа отнесла в корзину с названием неполезные, вредные, т.е. не всегда то, что нам нравиться, полезно нашему организму.

- Но как, же понять, полезен продукт или нет?

- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержать в них.

- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

 

Практическая работа.

- У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте и скажите, какие питательные вещества содержаться в данных продуктах. (Ответы детей)

- (слова - жиры, белки, углеводы )

- А знаете ли вы, какую роль выполняют жиры, белки, углеводы в нашем организме?

Поработайте с учебникомс.138 сам-но и потом каждая группа расскажет, что нового вы узнали.

(Строим дом)

1 гр.Белки – вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки содержатся во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Кирпичики

2 гр.Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана. крыша

3 гр. Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты. В доме должна быть дверь, это углеводы

Молодцы! У вас получились полные, содержательные рассказы. Но для нормальной работы организма необходимы ещё минеральные вещества: фосфор, кальций, железо… А знаете ли вы, что в организме человека до 60% воды. Все обменные процессы происходят с помощью воды. Без неё человек может прожить не более 3 – 5 дней. Ну вот, ребята, мы с вами разобрали какие питательные вещества мы употребляем в пищу.

А чего не хватает у нашего домика? Окон-витамины

 

Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни

- И правда ,ребята , а про витамины мы забыли. Сейчас мы откроем учебники на странице и прочтем все о витаминах.

- Что же вы узнали о витаминах? (Ответы детей)

- Верно. Существует около 20 видов витаминов .

Наиболее распространенные – A, B, C, D, Е.

- Какие же питательные вещества человек получает с пищей ? ( белки, жиры и углеводы, витамины)

 

 

 

 

 

 

 

Ребята! А вы знаете,что 9 января, День рождение у снеговика? Снеговик приглашает Вас в честь этого на танец. Ведь танцы тоже полезны для пищеварения.

 

 

 

 

- Давайте вернёмся к этикеткам и посмотрим, какое количество жиров, белков и углеводов содержатся в каждом продукте питания.

- Откройте рабочие тетради на стр. 78, найдите задание № 2.

- Заполнять таблицу мы будем коллективно.

Таблица для практической работы

1 пр.-хлеб

2пр-молоко

3пр-макароны

4 пр.-слив.масло

 

белки

жиры

углеводы

Хлеб

8,4

4,7

50

Молоко

2,8

3,2

4,7

Макароны

10

2

70

Масло сливочное

1,7

50

18,6

 

- Какой должна быть наша пища? (Разнообразной)

- Любая пища может быть как полезной, так и вредной. Когда она может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает)

- Значит, пища должна быть не только разнообразной, но и в меру.

Ребята, как называется наша республика? А коренные жители нашей республики?

Особенностью хакасской национальной кухни является активное использование молочных продуктов.

Потребности в витаминах удовлетворяются за счет дикорастущих – кедровых орехов, разнообразных ягод, корней, съедобных трав, полевого лука, дикого чеснока(черемши).

Я хочу рассказать о талгане,как одном из самых распространённых продуктов в национальной кухне хакасов

 Талган – один из самых распространённых продуктов в национальной кухне хакасов, наряду с мясными и молочными блюдами.

Проросшее зерно пшеницы обладает мощной биоэнергетикой, которую зерна вобрали от земли, солнца, дождевой влаги – все это является великолепной поддержкой всему организму. Талган содержит то, в чем нуждается организм: белки и углеводы в оптимальном для правильного усвоения соотношении (1:5), очень важные микроэлементы цинк, магний, железо, кальций, медь, селен и др.), пищевые волокна.
Талган – действительно драгоценная еда, дающая силы, обладающая лечебными свойствами и сытная. По сытости и полноценности своей. Талган у кочевников зачастую заменял мясо, которого не было вдосталь, особенно  весной и летом. Его брали с собой в длительные походы, кормили детей, стариков, больных. Кочевники, употреблявшие, талкан, не знали боли в суставах, в позвоночнике. Раны, полученные в боях, заживали быстро. Женщины обладали прекрасной кожей, густыми волосами.

Так , что оказывается есть пища , которая есть в наших местных магазинах, которая приносит нашему организму пользу. Попробуйте обязательно!

 

 

Знакомство с пищеварительной системой организма человека.

С пищей человек получает необходимые питательные вещества.

Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?
- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.

- итак, посмотрим как это происходит. Пище проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.

- Для начала мы кладем пищу в рот, ротовую полость. . Что у нас есть во рту?

- Зубы работают как жернова: откусывают перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа.

- Язык перемешивает пищу и продвигает
её в глотку.

- ребята, а вы заметили, что в ротики постоянно мокро, почему? (там есть слюна)

- Слюна постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу.
Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.

- после того, как пища превратилась в кашицу, она отправляется по пищеводу в маленькую пещерку – желудок.

Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачек.

Желудок своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную желудочным соком пищу. желудочный сок выделяется у человека регулярно несколько раз в сутки. Поэтому лучше питаться в одно и тоже время. Тогда желудок будет работать четко по графику! Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.

А дальше начинается длинный извилистый коридор кишечника. Он тянется почти на восемь метров! Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.

Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки.

Большую роль в пищеварении играет печень. Выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения - ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ).

Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.

Вот так работает наша пищеварительная система. Давайте еще раз повторим.
 

 

Работают в группе.

Работают в парах и сам-но.

VII.Первичное закрепление новых знаний

Послушайте, какую ситуацию я однажды наблюдала:

В кафе за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек. Мальчик куда-то торопился и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно смотрел на своего соседа.

- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.

Тот удивился:

- Разве вы не видите? Я ем кашу!

- Но ведь ты же её совсем не пережевываешь.

Мальчику стало смешно.

- А зачем я её буду жевать – она и так жидкая.

- Пусть жидкая, - сказал старичок, - жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой её сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища наскоро проглоченная и необработанная слюной , попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки , которые там выделяются , не смогут ее полностью переварить . Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма

Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря. Оказывается, что кусочек черного хлеба, хорошо пережеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный второпях.

-Какой можно сделать вывод ? (нужно кушать медленно, хорошо пережевывая пищу)

А сейчас мы поиграем в такую игру верно –неверно , если правило питания-зелёная карточка, если не правило-красная карточка(карточка)

Нужно стараться есть разнообразную пищу.

Если хочешь - ешь пельмени хоть целый месяц.

Нужно стараться есть в одно и то же время.

Кушать надо тогда, когда проголодался.

Утром перед школой надо обязательно завтракать.

Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

Перед сном покушай плотно.

Ваши правильные ответы я поместила в интеллект – карту для тех детей, которые переели в стихотворении о волшебнике. Что такое интеллект- карта?

Правильные ответы:

Нужно стараться есть разнообразную пищу , чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.

Нужно стараться есть в одно и тоже время . Организм как бы привыкает к определенному режиму , и тогда пища лучше усваивается .

Утром перед школой нужно обязательно завтракать . Некоторые ребята по утрам так спешат , что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу , а то и вовсе ничего не едят . А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.

Ужинать нужно не позже , чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

Теперь вы поняли почему я в начале урока спросила завтракали ли вы?

 

Выбирают с помощью сигн. карточек.

Отвечают на вопрос, заданный вначале урока.

VIII.Итог урока

- Какое из правил вам было знакомо?

- Какие правила вы выполняете?

- Дети, что важно делать для того, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)

- Одному мудрецу задали вопрос : « Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил : « Ни то , ни другое, а здоровье . Здоровый нищий счастливее больного короля» . А другой мудрец предупреждал : «Мы замечаем , что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет.»

- Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните , что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами.

 

Отвечают на вопросы

IX.Рефлексия


 

На доске у меня вазочка.

- Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – положит в вазочку яблоко.

- А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать позднее – положите булочку


 

 

Прикрепляют на вазочку яблоко или булочку

X.Дом.задание

Дифференцированное дом.зад.

Учебник, стр.144 - 147

Рабочая тетрадь, стр. 63, № 5

Составить меню на завтрак, обед и ужин для своей семьи

 

Выбирают дом.задание на «5», «4», «3»

 

 

 

 

 

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.