12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павловский Виталий Сергеевич123
Моё педагогическое кредо: "преподавание — искусство отдавать". Учу детей понимать окружающий мир, быть организованными, толерантными и творческими личностями. В своей педагогической деятельности стараюсь идти в ногу со временем.
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

Технологическая карта урока по Основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе


Дата: 24.11.20

Тема урока: Классификация ЧС техногенного характера

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: традиционный (комбинированный)

Цели урока: обобщить знания учащихся о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и основных причинах их возникновения, дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера

Оборудование : компьютер, проектор

Ресурсы урока: учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-х классов под редакцией А.Т. Смиртнова, Б.О. Хренникова- М.: Просвещение, 2017



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент


Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя совместной

деятельности на уроке.

Приветствуют учителя, выполняют самопроверку готовности к уроку


2 . Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.

Демонстрация двух слайдов презентации о ЧС 1 слайд –природного ( землетрясение, потоп) и 2 слайд- техногенного характера (авария на АЭС, транспортная авария с выбросом химически опасных веществ).

Что вы увидели на слайдах презентации?

Как называются такие ситуации?

В чём у них общее? В чём различие?

При помощи диалога с учащимися, наводящих вопросов, учитель помогает учащимся сформулировать тему урока и поставить цели и задачи урока.


Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера..

ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия , которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера

Учитель показывает и комментирует слайды презентации .

В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Основными причинами аварий (катастроф) являются: просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий; некачественное строительство или отступление от проекта;

непродуманное размещение производства;

нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

Учащиеся смотрят слайды презентации, отвечают на наводящие вопросы учителя, выдвигают свои гипотезы. Сами формулируют тему урока, цели и задачи.


Записывают тему урока в тетрадь.































Отвечают на вопрос об отличии аварии от катастрофы.

3. Актуализация знаний.

Учитель предлагает ученикам привести примеры наиболее известных крупнейших техногенных чрезвычайных ситуаций и аварий в России за последние несколько десятилетий.

Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года

В результате испытаний новой системы аварийного энергоснабжения на предприятии произошел взрыв реактора, породивший выброс в атмосферу множества радиоактивных веществ. Вокруг АЭС была создана 30-километровая зона отчуждения.

Трагедия «Курска» 12 августа 2000 года

Атомная подводная лодка затонула в Баренцевом море во время военно-морских учений из-за взрыва в торпедном аппарате. Погибли все 118 членов экипажа;

Гибель самолета Ту-154 под Иркутском 4 июля 2001 года

При заходе на посадку самолет неожиданно развернуло на 180 градусов, после чего рухнул на поле и сгорел. Погибли все 145 человек, находившиеся на борту.

23 февраля 2006 г. в Москве рухнули кровля и часть железобетонных конструкций здания Басманного рынка. Общая площадь обрушения составила 3 тыс. кв. м. Погибли 68 человек - граждане Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Грузии, 39 человек были госпитализированы с ранениями разной степени тяжести. Крыша обрушилась из-за обрыва поддерживавших ее тросов, вызванного коррозией металла и внеплановой пе

рестройкой здания. 

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года

Гидроагрегат №2 не выдержал гидродинамических нагрузок, в машинный зал хлынула вода. В результате все десять гидроагрегатов вышли из строя, погибли 75 человек.

Пожар в клубе «Хромая лошадь» в Перми

5 декабря 2009 года
Погибшие: 156
Пострадавшие: 78
Причина: неправильное использование пиротехники

Гибель теплохода «Булгария» на Волге 10 июля 2011 года

Из-за перегруза судна и открытых иллюминаторов, в которые залилась вода при повороте, возник крен и теплоход затонул. Погибло 122 человека.

Разлив дизельного топлива в Норильске 29 мая 2020 года

На ТЭЦ-3 в Норильске разгерметизировался бак резервного топлива. Вытекло более 20 тысяч тонн нефтепродуктов, которые попали в почву и в реку Амбарная. Причиной разлива топлива стала ненадлежащая эксплуатация и изношенность оборудования на предприятии.

Ученики участвуют в беседе с учителем и одноклассниками, приводят свои примеры ЧС. Слушают выступление заранее подготовленного учащегося с презентацией о наиболее известных техногенных ЧС в России.

Определяют границы знания и незнания.



Физкультминутка


Встают из-за парт и выполняют разминку для глаз, рук, ног, шеи и головы

4..Изучение нового материала(«открытие» нового знания)





Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам

масштабу распространения

темпу развития

природе происхождения

Оценка ЧС природного и техногенного ха­рактера, определение границ зон ЧС и адекватного реагирования на них, осуществляется в соот­ветствии с законода­тельными актами РФ:

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера»;

Постановлением правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классифика­ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Предлагает учащимся записать кратко в тетради общую классификацию ЧС техногенного характера: масштабу распространения,

темпу развития, природе происхождения, изучив дополнительный материал.

Предоставляет учащимся печатный материал для ответа на поставленные вопросы (на каждый стол).

Дополнительная информация:

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают локальными (объектовыми), местными, территориальными, региональными, федеральными.

Критерии классификации ЧС техногенного характера:

количества людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

размера материального ущерба;

границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

К локальным (объектовым) чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами.

К местным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района).

К территориальным чрезвычайным ситуациям относятся такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования).

К региональным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации.

К федеральным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации.

Существует также понятие - глобальная чрезвычайная ситуация, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по происхождению.

Транспортные аварии (катастрофы):


аварии товарных поездов пассажирских поездов;

аварии речных и морских грузовых судов;

аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;

авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;

авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;

аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автокатастрофы);

аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях;

на магистральных трубопроводах и др.

Пожары, взрывы, угроза взрывов:

пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

пожары (взрывы) на транспорте;

пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально - бытового, культурного значения;

пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

пожары (взрывы) на радиационно- опасных объектах;

обнаружение неразорвавшихся боеприпасов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

аварии с выбросом (угрозой выброса)АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);

аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;

образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

аварии с химическими боеприпасами и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):

аварии на атомных станциях;

аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;

аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

утрата радиоактивных источников и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;

аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

утрата БОВ и др.

Внезапное обрушение зданий, сооружений:

обрушение элементов транспортных коммуникаций;

обрушение производственных зданий и сооружений;

обрушение зданий и сооружений жилого, социально - бытового и культурного значения.

Аварии на электроэнергетических системах:

аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

аварии на коммунальных газопроводах.

Аварии на очистных сооружениях (ОС):

аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Гидродинамические аварии:

прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;

прорывы плотин с образованием прорывного паводка;

прорывы плотин и т.д., повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях



Предоставляет группам дополнительный печатный материал для ответа на поставленные вопросы на каждый стол.

Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития. Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на:

внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);

стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.),

умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);

плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы.

Выступает в роли консультанта. Заслушивает ответы учеников.

Ученики знакомятся с дополнительной информацией, предложенной учителем. Анализируют ее. Кратко записывают в тетрадях классификации ..

Работают в парах. Обсуждают полученные ответы, сравнивают их с эталоном ( на слайдах презентации)

Дают самооценку своей деятельности.









6.Первичное осмысление и закрепление изученного.

Включение нового знания в систему знаний.


Даёт задания группам на определение типа ЧС в зависимости от ситуации. Текст заданий демонстрируется на слайдах презентации.

Вам даны ситуации. Необходимо определить вид ЧС , масштаб распространения и тяжести последствий , темп развития.

1 . Авария на хладокомбинате привела к утеч­ке аммиака. Управление по делам ГО ЧС города передало сообщение об эвакуации населения, проживающего вблизи хладокомбината.(авария с выбросом аварийно химически опасных веществ, стремительная, местная)

2. Из-за взрыва бытового газа обрушилась часть жилого дома, погибли жильцы, многие были ранены, несколько человек оказались заблокиро­ваны в магазине подвального помещения (внезапное обрушение зданий и сооружений, локальная, внезапная)

3. В результате цунами и землетрясения была повреждена атомная электростанция. Произошел мощнейший взрыв с выбросом радиации, есть угроза соседним странам.(глобальная, авария с выбросом радиоактивных веществ, умеренная).

Учащиеся работают в группах, обмениваются мнениями. осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в обсуждении, при необходимости исправляют ошибки.

Дают оценку деятельности группы по её результатам.



.




5. Рефлексия деятельности и оценивание

(Самостоятельная

работа с проверкой

по эталону.

Самоанализ и

самоконтроль).


Рефлексия проводится в виде тестового задания ( в печатном варианте)

1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС техногенного характера;

г) стихийным бедствиям.

2. Авария – это ЧС

а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б) связанная с угрозой выброса опасного вещества;

в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

3. Чем отличается катастрофа от аварии:

а) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

б) воздействием поражающих факторов на людей;

в) воздействием на природную среду.

4. Из перечисленных опасных событий выберите те, которые носят техногенный характер-

а) лесной пожар уничтожил деревянные постройки;

б) из-за наводнения сошел с рельсов поезд;

в) землетрясение привело к утечке газа из магистрального газопровода;

г) ураган разрушил здание;

д) утечка пожароопасного вещества на заводе привела к пожару.

5. К чрезвычайным ситуациям техногенного характера не относятся:

а) Извержения вулканов

б) Землетрясения

в) Гидродинамические аварии

г) Природные пожары

д) Наводнения

е) Транспортные аварии

ж) Аварии на радиационно - опасных объектах (РОО)

Учитель подводит общий итог урока и в соответствии с критериями выставляет отметки.

Отвечают на вопросы теста. Оценивают свои знания («+» за правильный ответ), подводят итоги. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Какая была цель урока?

Смогли мы ее достичь?

Что нового вы узнали на уроке?

Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.


6. Домашнее задание.

Учитель комментирует домашнее задание: Изучить главу 5 модуль 1 стр.100-105, выучить основные термины по теме урока.

Задания на выбор:

Заполнить с помощью сведений из Интернета таблицу на стр. 106.

Привести примеры ЧС техногенного характера В Ярославской области.

Составить кроссворд по ЧС техногенного характера.

Учащиеся выбирают задание, предложенное учителем с учётом своих индивидуальных возможностей.


























Список литературы

1. В. А. Макашев, С. В.Петров «Опасные ситуации техногенного характера

и защита от них»: учебное пособие ; М., ЭНАС, 2008

2.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников и др.; под общ. Ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2007

3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь:8 кл.; под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2017

4.Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 мая 2007 г. №304, последняя редакция)

5.Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника/ под общ. Редакцией С К. Шойгу. – М., 2004

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.