ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий природный мир»
Филиал ОГКОУШ №39.
Тема: «Домашние животные. Значение домашних животных в жизни человека».
Класс: 8б.
Дата проведения:
Учитель: Лебединская Елена Геннадьевна.
Цель: уточнить и расширить представление обучающихся о домашних животных (внешний вид, питание, детёныши, польза, место обитания).
Задачи:
1)образовательная: расширить и углубить знания о домашних животных и их детенышей (особенности внешнего вида, питание, польза, жилище, детёныши). Активизировать пассивный и активный словарь обучающихся.
2)коррекционно-развивающая: развивать элементы логического мышления, память, внимание, уточнить и активизировать словарный запас учащихся по теме «Домашние животные», способствовать развитию связной речи, познавательной, творческой активности детей.
3)воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение учащихся к животным.
Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний).
Методы: словесные, наглядные, практическая деятельность, использование технических средств (просмотр презентации).
Формы: фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных, презентация, разрезные картинки, карточки со словами «животные», «конюшня», «коровник», смайлики, простые карандаши.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся, БУД
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Личностная
1.Организационный этап
Приветствие.
-Здравствуйте, ребята! Все к уроку готовы? Начинаем урок с хорошим настроением. Пусть оно сохранится у нас на весь день. Настраиваемся на активную работу.
Дети приветствуют учителя словесно или с помощью жеста.
Учащиеся сидят и смотрят на учителя.
Активизация внимания во время речи учителя.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня 26 ноября. Какой день недели? (День недели – вторник). Ребята, у нас сегодня необычный урок, в классе присутствуют гости.
Сейчас у нас будет урок «Окружающего природного мира». А о ком мы с вами будем говорить на уроке, вы узнаете,
послушав стихотворение.
- Итак, о ком говорится в стихотворении? Правильно. О ком мы сегодня будем говорить на уроке? О домашних животных.
(На доске появляется словосочетание «домашние животные»).
-Почему животные домашние? (А домашние они потому, что живут в доме человека или рядом с ним. Люди заботятся и ухаживают за ними. За это домашние животные помогают человеку в жизни. - Сегодня на уроке мы будем обобщать, закреплять знания о домашних животных.
Учащиеся наблюдают за происходящим.
Совместно с учителем делают вывод.
Дети слушают учителя, отвечают на вопросы, слушают стихотворение в исполнении обучающегося.
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся выполняют действия по словесной инструкции учителя.
Проявляют активность и самостоятельность во время выполнения задания.
Проявляют выраженный интерес к происходящему.
3. Актуализация знаний
- Ребята, мы уже сказали, что домашние животные живут рядом с человеком.
-Я вас приглашаю на прогулку в деревню на скотный двор к хозяину.
Здесь живет хозяин. У него большой двор и много домашних животных.
Внимание на экран.
-Давайте прислушаемся к звукам, которые раздаются на скотном дворе. Кого мы можем услышать? Чьи звуки?
Звучит аудиозапись звуков домашних животных.
- Вы определяете животное по издаваемым звукам и поднимаете карточку с изображением животных, сидя за партой. Я вывешиваю картинки с изображением домашних животных на доску.
Вы правильно определили по звукам домашних животных.
-Итак, ребята, когда корова подаёт голос, она что делает? - мычит.
Свинья что делает? – хрюкает. Лошадь что делает? – ржёт.
Овца и коза что делают? – блеют.
Собака что делает? - лает.
Кошка что делает? - мяукает.
- Молодцы, мы услышали, какие звуки издают домашние животные.
- Давайте вспомним историю появления домашних животных.
- Давным – давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а волчата привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Потом человеку стали служить домашние козы, овцы, свиньи, коровы. Лошади, кошки, гуси, куры и другие домашние животные появились гораздо позже. Предками домашних коз являются ныне живущие горные и степные бараны, домашних свиней – дикие кабаны. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Учащиеся смотрят на слайд с изображением скотного двора, определяют по звукам домашних животных, находят соответствующую картинку и показывают.
Обучающиеся слушают историю появления домашних
Дети слушают речь учителя, называют домашних животных.
Учащиеся слушают речь учителя.
Учащиеся выполняют задание учителя, определяют по звукам домашних животных, работают с раздаточным материалом.
Учащиеся выполняют действия по словесной инструкции учителя.
Проявляют активность и самостоятельность во время выполнения задания.
Проявляют выраженный интерес к происходящему.
4. Обобщение и систематизация знаний
Внешний вид. Строение тела животного. Учитель показывает на картинки с животными (на доске):
-Ребята, внимательно посмотрите на картинки с изображением домашних животных и скажите, что общего во внешнем виде домашних животных? Давайте посмотрим на экран.
На слайде схема строения тела животного. — Тело животных покрыто шерстью; у них четыре ноги (лапы), туловище, голова, хвост.
-Итак, у животных есть голова, туловище, ноги (лапы), хвост.
Дидактическая игра «Чья тень?».
- Следующее задание будет таким: необходимо рассмотреть картинки, которые я вам раздам, определить животных и их тени, и провести линию от животного к его тени. (Учащиеся выполняют задание за партами). Учитель помогает выполнить задание учащимся.
-Ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
-Посмотрите на экран.
Жилище домашних животных. У всех домашних животных на скотном дворе есть свои дома. Давайте вспомним, где именно живут домашние животные.
-Итак, где живет корова? («В коровнике»).
Словарная работа. На доске появляется слово «Коровник».
-Где живет собака? («В конуре, (будке»).
-Где живет лошадь? («В конюшне»).
Словарная работа. На доске появляется слово «конюшня».
-Где живет кошка? («В доме, во дворе дома»).
-Где живет коза? («В сарае»).
-Где живет овца? «В сарае»).
-Где живет свинья? («В свинарнике»).
-Кто же строит жилища домашним животным?
Вывод: домашним животным жилище строит человек.
Кто, чем питается?
- Ребята, давайте накормим домашних животных. Подберем к картинке с продуктами питания определенное животное.
Домашние животные и их детеныши. -Ребята, у всех животных рождаются детёныши. Посмотрите на экран. Назовите животное, изображенное на слайде, и детеныша животного.
- Кто это? (Лошадь). - А как зовут детеныша лошади? (жеребёнок). А несколько детенышей? (жеребята).
- Лошадь большая. А жеребёнок и жеребята какие? (маленькие).
- Правильно, ребята, лошадь большая, а жеребята маленькие.
- Кто это? Правильно –кошка.
- А кто рядом с ней? - котёнок, котята.
Кошка большая, а котята маленькие.
-Кто это? Свинья.
– А кто рядом с ней? (поросёнок, поросята). – Ко из них большой, а кто маленький? -Свинья большая, поросята маленькие.
- Кто это? Правильно, корова.
– А кто рядом с ней? - Телёнок, телята.
Корова большая, а телёнок, телята маленькие.
- Кто это? -(Коза). – Как называется детеныш козы? (Козлёнок, козлята).
Правильно, ребята, коза большая, а козлята маленькие.
- Кто это? - Собака.-– А как зовут детеныша собаки? - Щенок, щенки.
– Собака большая, а щенки маленькие.
- Кто это? - Овца.-– А как зовут детеныша овцы? - Ягнёнок, ягнята.
– Овца большая, а ягнята маленькие.
-Ребята, кто же заботится о детёнышах животных?
-Правильно, человек помогает домашним животным заботится о детёнышах.
Помоги найти детёныша.
- Ребята, Давайте поможем родителям найти своих детенышей. Я раздаю листочки с изображением домашних животных и их детёнышей. Надо провести дорожку от родителей к их малышам. (Учащиеся выполняют задание за партами). Учитель помогает выполнить задание учащимся.
-Ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
-Посмотрите на экран.
Польза домашних животных.
- Ребята, давайте вспомним, какую пользу приносят домашние животные.
- Собака помогает человеку охранять границы нашей страны, дома, защищает, помогает слепым людям передвигаться, пасёт скот, спасает тонущих людей.
- Лошадь перевозит грузы.
- Корова даёт мясо и молоко, из которого делают масло, кефир, творог, сыр, йогурт.
- Овца даёт мясо и молоко, из которого делают творог, сыр. Из овечьей шерсти делают ткани и вяжут теплые вещи, а из овечьих шкур – дубленки и шапки.
- Коза дает мясо, молоко, шерсть
- Свинья даёт человеку мясо, из которого делают колбасу, сосиски.
- Кошка ловит мышей и дарит человеку радость общения.
-А что человек даёт домашним животным? - Строит тёплое жилище: будку, хлев, сарай; кормит животных, ухаживает за домашними животными и их детёнышами: моет, чистит, убирает.
Учащиеся смотрят на слайд с изображением схемы строения тела домашних животных.
Обучающиеся вместе с учителем проговаривают названия частей тела домашнего животного.
Совместно с учителем делают вывод.
Учащиеся самостоятельно выполняют за партами задание учителя: определяют животных и их тени, проводят линию от животного к его тени. Проверяют правильность выполнения задания.
Учащиеся смотрят на слайд с изображением жилища домашних животных.
Обучающиеся подбирают к продуктам питания определённое животное.
Обучающиеся рассматривают на слайдах домашних животных и их детёнышей.
Учащиеся самостоятельно выполняют за партами задание учителя: определяют животных и их детёнышей, проводят линию от родителя к малышу. Проверяют правильность выполнения задания.
Учащиеся рассматривают слайды с изображением домашних животных.
Обучающиеся проговаривают названия частей тела домашних животных.
Учащиеся слушают речь учителя.
Учащиеся слушают учителя и отвечают на его вопросы.
Учащиеся слушают речь учителя, называют животных, определяют, чем питаются животные.
Учащиеся слушают речь учителя.
Обучающиеся называют домашних животных и их детёнышей.
Учащиеся слушают речь учителя.
Учащиеся слушают учителя и отвечают на его вопросы.
Учащиеся выполняют задание учителя за партами, показывают части тела животного.
Учащиеся сидят за партами и выполняют задание учителя по словесной инструкции.
Учащиеся выполняют требования учителя.
Учащиеся сидят за партами и выполняют задание учителя по словесной инструкции.
Повторяют двигательные упражнения за учителем для снятия напряжения; переключаются от одного вида деятельности к другой.
Учащиеся сидят за партами и выполняют задание учителя по словесной инструкции.
Учащиеся сидят за партами и выполняют задание учителя по словесной инструкции.
Учащиеся выполняют требования учителя.
Проявляют активность и самостоятельность во время выполнения задания.
Проявляют активность и самостоятельность во время выполнения задания.
Проявляют выраженный интерес к происходящему.
Познавательная мотивация.
Проявляют выраженный интерес к происходящему.
Проявляют радость и активность во время выполнения физических упражнений.
Проявляют выраженный интерес к происходящему.
Проявляют активность и самостоятельность во время выполнения задания.
Проявляют выраженный интерес к происходящему.
Познавательная мотивация.
5. Применений знаний и умений в новой ситуации
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний». Рассмотрите картинки на экране, назовите лишнее животное, объясните, почему оно лишнее:
- Свинья-медведь-кошка-лошадь; (медведь -лишнее животное, т.к. дикое). -Проверим, правильно мы ответили?
- Корова-овца-белка-собака; (белка – лишнее животное, т.к. дикое). -Проверим, правильно мы ответили?
- Собака-лиса-коза-корова; (лиса– лишнее животное, т.к. дикое). -Проверим, правильно мы ответили?
- Кошка-белка-корова-овца; (белка – лишнее животное, т.к. дикое). -Проверим, правильно мы ответили?
- Коза-медведь-лиса-ёж; (коза – лишнее животное, т.к. домашнее). -Проверим, правильно мы ответили? -Молодцы! Правильно ответили.
Дидактическая игра «Считаем и называем». -Посмотрите на экран.
-Кто здесь изображен? – Правильно, коровы. Давайте их сосчитаем.
- Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров, шесть коров. Молодцы!
(-Кто изображен на следующем слайде? -Телята. Давайте и их сосчитаем и назовём. -Один телёнок, два телёнка, три телёнка, пять телят. -Молодцы! Справились с заданием.
Настольная игра «Разрезные картинки».
У вас на партах лежат разрезные картинки с изображением домашних животных.
Вам задание: сложите картинку из частей так, чтобы получилась целая картинка.
–Назовите животных, изображенных на картинках.
«Узнай по описанию». -Ребята, я описываю животное, а вы должны угадать, о ком я рассказываю.
- Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; даёт молоко и мычит. (Корова). - Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом. (Собака). - Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь). - Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (Коза). - Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде – пятачок. (Свинья). -Молодцы, справились с заданием.
Обучающиеся определяют лишнее животное на слайдах.
Учащиеся считают и называют (- Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров, шесть коров).
Учащиеся
собирают разрезную картинку, называют домашнее животное и показывают её учителю.
Учащиеся
по описанию определяют домашнее животное.
Обучающиеся называют лишнее животное и объясняют свой выбор.
Учащиеся считают и называют (- Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров, шесть коров.)
Учащиеся
называют домашнее животное на разрезной собранной картинке и показывают её учителю.
Учащиеся
по описанию называют домашнее животное.
Учащиеся сидят за партами и выполняют задание учителя по словесной инструкции.
Учащиеся сидят за партами и выполняют задание учителя по словесной инструкции.
Учащиеся сидят за партами и выполняют задание учителя по словесной инструкции.
Учащиеся сидят за партами и выполняют задание учителя по словесной инструкции.
Проявляют активность во время выполнения задания.
Проявление активности во время выполнения задания.
Проявляют активность и самостоятельность во время выполнения задания.
Проявляют активность во время выполнения задания.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия)
-О ком мы сегодня говорили на уроке?
-Что мы учились делать?
Кому понравилось на уроке. - поднимите радостный смайлик, кому не понравилось на уроке –поднимите грустный смайлик.
На этом наш урок закончился. Всем спасибо!
Учащиеся вспоминают основные и интересные моменты, которые были на уроке. Актуализируют свои знания.