12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новик Олеся Алексеевна17
Россия, Саратовская обл., Энгельс
3

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Текст. Обучение связи предложений в тексте», 4 класс

Технологическая карта урока

по русскому языку.

4 Б класс. УМК «Гармония»

Дата: 21.05.2019

Тема: «Текст. Обучение связи предложений в тексте»

 

Новик Олеси Алексеевны,

учителя первой квалификационной категории

МОУ «Школа нового века» Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

Тема: Обучение связи предложений в тексте.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Уточнение представлений об особенностях текста, развитие умения передавать содержание текста на основе понимания его главной мысли.

Задачи: 1. Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний в рамках темы «Связь предложений в тексте»;
2. Создать условия для развития  образно-эмоциональной сферы обучающихся, общего кругозора, познавательного интереса, мотивации учения, письменной и речевой культуры, памяти, воображения;

Формируемые УУД

Личностные:

ü формирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка

ü мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания

ü осознание языка как основного средства человеческого общения;

Регулятивные:

ü уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;

ü уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

ü уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

ü выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

ü фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

 

Познавательные:

ü структурирование знаний;

ü осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

ü находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения;

ü ориентироваться в информационном материале учебника;

ü  осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные:

ü планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

ü уметь оформлять свои мысли в устной форме;

ü слушать и понимать речь других;

ü включаться в диалог с учителем.

Планируемые результаты

Предметные:

осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

использовать представленную информацию для получения новых знаний;

способствовать мотивированию учащихся к изучению новой темы.

·         Метапредметные: формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

·         развивать умение работать с информацией;

·         формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

·         Личностные: создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний;

·         воспитывать интерес к урокам русского языка.

 

Ресурсы урока: учебник Русский язык, 4 класс, Часть 2, Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.,ПК, мультимедийный проектор, доска, презентация,  карточки с разрезными пословицами и заданиями для работы по группам, фонограмма песни «Голуби»(Ваенга), листы с текстом, голуби для рефлексии
       

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный  момент

 

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

- Положите правую руку себе на сердце… Почувствуйте его биение… Я хочу, чтобы ваши сердца сегодня на уроке работали в унисон, то есть вместе.

Урок сегодня необычный,

Но для вас вполне привычный.

Придется думать головой,

Вопрос, услышав непростой,

Найти ответ, его сказать

И что узнал – запоминать.

 

Обучающиеся настраиваются на учебную деятельность.

Актуализация знаний

 

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для закрепления

 

Течет река времени. Прошло уже  более  семидесяти  лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны, но не заживают раны в сердцах человеческих.Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь.Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.Мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

 

 Словарная работа: 

Прочитайте текст. Назовите слова, правописание которых нельзя проверить.

Отец моей мамы, мой дедушка, был солдатом Великой Отечественной войны. Он был младшим командиром, и погиб как герой в тяжелейших боях под Москвой. Когда в День Победы в столице нашей Родины гремят залпы праздничного салюта, я с болью и гордостью думаю о своем дедушке, которого, к сожалению, никогда не видела.

 

А теперь мы из текста выпишем слова.

Как вы думаете, почему мы выписали эти слова?

Сегодня наш урок посвящен 74-летию Великой Победы.22 июня 1941 года на нашу родину напал злой и сильный враг- фашистская Германия. На защиту своей страны встал весь советский народ.

 

 Давайте еще раз прочитаем этот текст, о чем или о ком говориться в тексте?

 

Как можно озаглавить этот текст?

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Читают текст, находят и подчёркивают словарные слова.

 

 

 

 

 

 

Выписывают слова на доску: отец, солдат, герой, День Победы, столица, командир, салют, Родина,

 

- В тексте говорится о дедушке, герое Великой отечественной войны.

 

Мой дедушка-герой.

Постановка учебной задачи

 

Цель.

Формулирование темы урока и

цели урока.

 

Над чем мы будем работать?

Какова тема нашего урока?

 

А что мы знаем о тексте?

Какую структуру имеет текст?

 

- Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная война. На фронт уходили отцы, деды, женщины и даже дети. Многие ребята  прибавляли себе года, чтобы уйти на войну.

За время войны на Земле погибло 30 миллионов детей.

- Однажды во время войны в военкомат пришёл 8 - ми летний мальчик. Он принёс заявление. Комиссар прочитал это заявление и приказал: «Немедленно в школу!»

   - Как вы думаете, ребята, почему?

На доске текст:
«Хочю   нафронт.   Вшколу  нехочю.
Писат  и  читат уже умею.  ванька».


- Первоочередная ваша задача в мирное время – это учёба.  В современном мире нужно быть грамотным:  бегло читать, быстро, правильно считать и писать красиво и без ошибок. Чему мы учимся на уроках русского языка.

 

Для каждой группы я даю конверт, в котором находится разрезанная пословица о войне. Ваша задача собрать и записать ее в тетрадь. Подумаете,  как вы ее понимаете.

Дружно за мир стоять — войне не бывать.

Русский солдат не знает преград.

Чтобы успешно воевать, надо много знать.

Тема нашего урока «Текст».

 

Текст- это это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему. Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Вступление, основная часть, заключение.

 

 

Слушают рассказ учителя.

 

 

Потому что Ваня не умел правильно писать, не знал правил орфографии.

 

Нахождение в тексте ошибок. Устно исправляют, называя орфограмму.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся в группах составляют пословицы, записывают в тетрадь.

Объясняют смысл записанных пословиц.

 

Физминутка

Немного отдохнём и послушаем стихотворение «Нужен мир»

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!

 

 

Ребята по строчке читают стихотворение и по очереди встают (6 человек).

Последние 2 строки читают и встают все.

Обобщение и систематизация знаний

             

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

9 Мая наша страна будет отмечать 74 - летие Великой Победы над фашистской Германией. Но даже спустя много лет,  и сейчас мы сталкиваемся со следами этой ужасной  войны, когда строим дома, заводы, мосты.

- У каждого  на столе лежит карточка с текстом под  названием «Страшный клад».

Прочитайте текст.

- Определите, сколько в нём частей и в правильном ли порядке расположены части?

Страшный клад.

             Через  несколько  дней  вернулись  жители   в  свои  квартиры. Школы  открылись. Дети  опять  стали  играть  возле  домов. Фашистский  клад  уничтожен!

            Позвал  солдата рабочий. Подбежал  солдат. В  яме  лежали  поржавевшие  мины и снаряды. Тысячи  мин  и снарядов! Это  фашисты  во  время  войны  оставили  под  землёй  этот  страшный  клад. Взорвутся  они, и взлетят на воздух дома, школы, детские сады. Страшно!

             Шёл   солдат  по  улице  большого  города.  Магазины  работали,  школы.  Дети играли  возле  домов. А  рядом  новая  стройка  шла. Шумели  бульдозеры  и  экскаваторы.

            Позвал  солдат  своих  товарищей – минёров. Переселили  всех жителей  в  безопасное  место. Стали солдаты осторожно  на  руках  мины  и  снаряды  из  земли  вынимать. Далеко в чистом  поле  взорвали  все  боеприпасы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст про себя. Работают в парах,

определяя, сколько в нём частей и восстанавливая правильную последовательность.

Воспроизведение на новом уровне

 

-Продолжаем работать в паре, определяем правильный порядок частей. Можно ставить карандашом цифры возле частей. Какая пара готова прочитать 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть?

 - Кто прочитает весь текст, переставляя части  в правильном порядке?

- О ком говорится в тексте?

 

- Какова главная мысль этого текста?

 

- Как в устной речи и при чтении выделяется основная мысль высказывания?

Делаем вывод:

1.Текст состоит из абзацев.

2. Каждый абзац пишется с красной строки.

 

 

 

Читают текст вслух в правильной последовательности.

В тексте говорится о солдате, который нашёл клад.

Главная мысль заключается в том, что фашистский клад уничтожен.

Усилением голоса, повышением тона, замедлением темпа речи, с помощью пауз.

Применение знаний и умений в новой ситуации

 

Письменная работа с текстом (разноуровневые задания)

- Выберите те задания, с которыми можете справиться самостоятельно.

Карточка 1-го уровня:

- Из первой части текста выпишите 1-е предложение, подчеркнитеглавные члены предложения.

Карточка 2-го уровня:

- Из первой части текста выпишите 1-е предложение, подчеркнитеглавные и второстепенные члены предложения.

Карточка 1-го уровня:

- К слову работанайдите в тексте однокоренные слова, запишите, выделите корень.

 

Карточка 2-го уровня:

- К слову работанайдите в тексте однокоренные слова, запишите, разберите слова по составу (работали, рабочий).

 

Учащиеся выбирают карточки  с разноуровневымизаданиями.

 

Работают по карточкам в тетрадях, двое учащихся - у доски:

 

Шёл   солдат  по  улице 

 большого  города. 

 

 

 

 

 

 

Работают по карточкам в тетрадях, двое учащихся - у доски:

Работа, работали, рабочий.

Рефлексия

«Никто не забыт и ничто не забыто»

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблёкшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но словно огонь у подножья гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

-  Минутой молчания отдадим дань героям войны.

Звуки метронома

 

- Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим  в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Из конвертов, выберете голубя того цвета, который  соответствует сейчас вашему настроению.

 

Белый голубь -  Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.

Голубой голубь-Старался, но были ошибки.

Красный голубь-Вы считаете, что было трудно на уроке.

 

Звучит песня Елены Ваенги «Голуби»

Ученик читает стихотворение.

 

 

 

 

 

Минута молчания.

 

 

Учащиеся выбирают голубя с соответствующим цветом и выходят к доске (под звуки музыки).

Домашнее задание

Для всех: РТ тест № 3

По выбору: написать Письмо ветерану "Хочу сказать "Спасибо"

Записывают домашнее задание.

Опубликовано


Комментарии (1)

Приходько Наталья Владимировна, 12.08.20 в 18:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, что поделились разработкой урока, в которой совместили два самые актуальние понятия: русский язык и память о ВОв.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.