Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Текст. Обучение связи предложений в тексте» (4 класс)
Технологическая карта урока
по русскому языку.
4 Б класс. УМК «Гармония»
Дата: 21.05.2019
Тема: «Текст. Обучение связи предложений в тексте»
Новик Олеси Алексеевны,
учителя первой квалификационной категории
МОУ «Школа нового века» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Тема: Обучение связи предложений в тексте. |
Тип: урок обобщения и систематизации знаний. |
||
Цель урока: Уточнение представлений об особенностях текста, развитие умения передавать содержание текста на основе понимания его главной мысли. |
|||
Задачи: 1. Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний в рамках темы «Связь предложений в тексте»; |
|||
Формируемые УУД Личностные: ü формирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка ü мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания ü осознание языка как основного средства человеческого общения; Регулятивные: ü уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; ü уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; ü уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; ü выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; ü фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные: ü структурирование знаний; ü осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ü находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения; ü ориентироваться в информационном материале учебника; ü осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные: ü планирование учебного сотрудничества со сверстниками; ü уметь оформлять свои мысли в устной форме; ü слушать и понимать речь других; ü включаться в диалог с учителем. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний; способствовать мотивированию учащихся к изучению новой темы. |
· Метапредметные: формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; · развивать умение работать с информацией; · формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
· Личностные: создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний; · воспитывать интерес к урокам русского языка.
|
|
Ресурсы урока: учебник Русский язык, 4 класс, Часть 2, Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.,ПК, мультимедийный проектор, доска, презентация, карточки с разрезными пословицами и заданиями для работы по группам, фонограмма песни «Голуби»(Ваенга), листы с текстом, голуби для рефлексии | |||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент
Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
- Положите правую руку себе на сердце… Почувствуйте его биение… Я хочу, чтобы ваши сердца сегодня на уроке работали в унисон, то есть вместе. Урок сегодня необычный, Но для вас вполне привычный. Придется думать головой, Вопрос, услышав непростой, Найти ответ, его сказать И что узнал – запоминать.
|
Обучающиеся настраиваются на учебную деятельность. |
Актуализация знаний
Цель. Повторение изученного материала, необходимого для закрепления
|
Течет река времени. Прошло уже более семидесяти лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны, но не заживают раны в сердцах человеческих.Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь.Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.Мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.
Словарная работа: Прочитайте текст. Назовите слова, правописание которых нельзя проверить. Отец моей мамы, мой дедушка, был солдатом Великой Отечественной войны. Он был младшим командиром, и погиб как герой в тяжелейших боях под Москвой. Когда в День Победы в столице нашей Родины гремят залпы праздничного салюта, я с болью и гордостью думаю о своем дедушке, которого, к сожалению, никогда не видела.
А теперь мы из текста выпишем слова. Как вы думаете, почему мы выписали эти слова? Сегодня наш урок посвящен 74-летию Великой Победы.22 июня 1941 года на нашу родину напал злой и сильный враг- фашистская Германия. На защиту своей страны встал весь советский народ.
Давайте еще раз прочитаем этот текст, о чем или о ком говориться в тексте?
Как можно озаглавить этот текст? |
Внимательно слушают учителя.
Читают текст, находят и подчёркивают словарные слова.
Выписывают слова на доску: отец, солдат, герой, День Победы, столица, командир, салют, Родина,
- В тексте говорится о дедушке, герое Великой отечественной войны.
Мой дедушка-герой. |
Постановка учебной задачи
Цель. Формулирование темы урока и цели урока.
|
Над чем мы будем работать? Какова тема нашего урока?
А что мы знаем о тексте? Какую структуру имеет текст?
- Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная война. На фронт уходили отцы, деды, женщины и даже дети. Многие ребята прибавляли себе года, чтобы уйти на войну. За время войны на Земле погибло 30 миллионов детей. - Однажды во время войны в военкомат пришёл 8 - ми летний мальчик. Он принёс заявление. Комиссар прочитал это заявление и приказал: «Немедленно в школу!» - Как вы думаете, ребята, почему? На доске текст:
Для каждой группы я даю конверт, в котором находится разрезанная пословица о войне. Ваша задача собрать и записать ее в тетрадь. Подумаете, как вы ее понимаете. Дружно за мир стоять — войне не бывать. Русский солдат не знает преград. Чтобы успешно воевать, надо много знать. |
Тема нашего урока «Текст».
Текст- это это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Вступление, основная часть, заключение.
Слушают рассказ учителя.
Потому что Ваня не умел правильно писать, не знал правил орфографии.
Нахождение в тексте ошибок. Устно исправляют, называя орфограмму.
Учащиеся в группах составляют пословицы, записывают в тетрадь. Объясняют смысл записанных пословиц.
|
Физминутка |
Немного отдохнём и послушаем стихотворение «Нужен мир» Мир и дружба всем нужны, Там, где пушки не гремят, |
Ребята по строчке читают стихотворение и по очереди встают (6 человек). Последние 2 строки читают и встают все. |
Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности |
9 Мая наша страна будет отмечать 74 - летие Великой Победы над фашистской Германией. Но даже спустя много лет, и сейчас мы сталкиваемся со следами этой ужасной войны, когда строим дома, заводы, мосты. - У каждого на столе лежит карточка с текстом под названием «Страшный клад». - Прочитайте текст. - Определите, сколько в нём частей и в правильном ли порядке расположены части? Страшный клад. Через несколько дней вернулись жители в свои квартиры. Школы открылись. Дети опять стали играть возле домов. Фашистский клад уничтожен! Позвал солдата рабочий. Подбежал солдат. В яме лежали поржавевшие мины и снаряды. Тысячи мин и снарядов! Это фашисты во время войны оставили под землёй этот страшный клад. Взорвутся они, и взлетят на воздух дома, школы, детские сады. Страшно! Шёл солдат по улице большого города. Магазины работали, школы. Дети играли возле домов. А рядом новая стройка шла. Шумели бульдозеры и экскаваторы. Позвал солдат своих товарищей – минёров. Переселили всех жителей в безопасное место. Стали солдаты осторожно на руках мины и снаряды из земли вынимать. Далеко в чистом поле взорвали все боеприпасы. |
Читают текст про себя. Работают в парах, определяя, сколько в нём частей и восстанавливая правильную последовательность. |
Воспроизведение на новом уровне
|
-Продолжаем работать в паре, определяем правильный порядок частей. Можно ставить карандашом цифры возле частей. Какая пара готова прочитать 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть? - Кто прочитает весь текст, переставляя части в правильном порядке? - О ком говорится в тексте?
- Какова главная мысль этого текста?
- Как в устной речи и при чтении выделяется основная мысль высказывания? Делаем вывод: 1.Текст состоит из абзацев. 2. Каждый абзац пишется с красной строки.
|
Читают текст вслух в правильной последовательности. В тексте говорится о солдате, который нашёл клад. Главная мысль заключается в том, что фашистский клад уничтожен. Усилением голоса, повышением тона, замедлением темпа речи, с помощью пауз. |
Применение знаний и умений в новой ситуации
|
Письменная работа с текстом (разноуровневые задания) - Выберите те задания, с которыми можете справиться самостоятельно. Карточка 1-го уровня: - Из первой части текста выпишите 1-е предложение, подчеркнитеглавные члены предложения. Карточка 2-го уровня: - Из первой части текста выпишите 1-е предложение, подчеркнитеглавные и второстепенные члены предложения. Карточка 1-го уровня: - К слову работанайдите в тексте однокоренные слова, запишите, выделите корень.
Карточка 2-го уровня: - К слову работанайдите в тексте однокоренные слова, запишите, разберите слова по составу (работали, рабочий). |
Учащиеся выбирают карточки с разноуровневымизаданиями.
Работают по карточкам в тетрадях, двое учащихся - у доски:
Шёл солдат по улице большого города.
Работают по карточкам в тетрадях, двое учащихся - у доски: Работа, работали, рабочий. |
Рефлексия |
«Никто не забыт и ничто не забыто» Горящая надпись на глыбе гранита. Поблёкшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает. Но словно огонь у подножья гвоздика. Никто не забыт и ничто не забыто. - Минутой молчания отдадим дань героям войны. Звуки метронома
- Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Из конвертов, выберете голубя того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению.
Белый голубь - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Голубой голубь-Старался, но были ошибки. Красный голубь-Вы считаете, что было трудно на уроке.
Звучит песня Елены Ваенги «Голуби» |
Ученик читает стихотворение.
Минута молчания.
Учащиеся выбирают голубя с соответствующим цветом и выходят к доске (под звуки музыки). |
Домашнее задание |
Для всех: РТ тест № 3 По выбору: написать Письмо ветерану "Хочу сказать "Спасибо" |
Записывают домашнее задание. |
Приходько Наталья Владимировна