Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Изложение деформированного текста»
23
Технологическая карта урока
Лавровой А.А.
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тип урока: изложение
Тема |
Изложение деформированного текста. |
Цель |
Изложение деформированного текста. |
Задачи |
Обобщить и систематизировать знание алгоритма написания изложения; Способствовать развитию умения работать с текстом: подбирать заголовок к тексту, составлять план текста, выделять ключевые слова каждой части, письменно пересказывать текст с опорой на план; Воспитывать самостоятельность, умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность, способствовать воспитанию бережного отношения к природе |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Метапредметные: Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Проявлять внимание к животным, заботиться о животных Регулятивные: самостоятельная постановка учащимися целей и формулировка задач; составление плана и последовательности действий при изложении исходного текста; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, а также в продукт действия) - оценка своих достижений на уроке (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осмысление цели изложения - извлечение необходимой информации из прочитанного текста; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные: Обобщение представлений о композиции повествовательного текста. Формирование умения определять тему и главную мысль текста. Формирование умения устанавливать связи между частями текста. Формирование умения составлять план в соответствии с композицией текста. Формирование умения записывать текст изложения по плану. |
Основные понятия |
Изложение. Текст-повествование. Тема текста. Главная мысль текста. План. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир |
Оборудование: |
Учебник - компьютер, проектор, экран - презентация - раздаточный материал |
Образовательные ресурсы: |
Русский язык: 4 класс /С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко/ – М.: Вентана-Граф, 2015, Презентация, карточки, толковый словарь Ожегова С. И. , М., Просвещение; 2012г. |
Формы урока |
фронтальная, индивидуальная |
Технология
|
Технология системно-деятельностного подхода; здоровьесберегающая технология |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
1. Мотивирование к учебной деятельности. |
Приветствие учащихся. Настрой на урок Ну-ка проверь, дружок, |
Приветствие учителя. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: слушать и слышать, ясно и чётко повторять за учителем. |
2.Постановка учебной задачи. |
- Нам часто приходится много рассказывать устно или письменно, о том, что мы видели, читали, слышали, о разных событиях, случаях, которые с нами случались. Об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения.. - На каких уроках мы учимся письменно пересказывать текст? Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? - Умение подробно излагать - очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы будем писать подробные изложения. - Запишите число и вид работы - Что такое изложение? - Зачем нужно учиться писать изложение? -Что необходимо для написания изложения? |
Писать изложения
(Дети работают в тетрадях) Письменный пересказ Чтобы уметь составлять текст Необходим текст |
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других |
2.Конструирование текста. |
Сядьте правильно, приготовьтесь слушать. Учитель читает. Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась. У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна. Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе. Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке. - Можно ли прочитанное назвать текстом? -Почему?
-Что такое текст? -Верно, текста у нас нет, есть лишь отдельные его части. - Что нужно изменить, чтобы получился текст? Перед вами карточки. Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку. |
Нет. Нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность. Текст-это несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу
Порядок частей.
Учащиеся располагают части по порядку. |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
3.Анализ структуры повествовательного текста. |
-Какие вы знаете типы текстов? - Когда вы читали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько? - У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст? -Вспомним, из каких частей состоит любой текст повествования?
Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали?
- Как называется первая часть повествовательного текста? - Прочитайте, как дальше развивается действие?
- Как называется эта часть повествовательного текста? - Какой самый острый интересный момент?
-Как называется самый напряжённый момент?
Прочитайте, чем всё закончилось?
- эта часть называется … - Что мы составили? На доске. Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка. |
Повествование, описание, рассуждение Несколько.
Это текст повествование.
Вспоминают структуру повествовательного текста, называют части. -Текст повествования состоит из 4 частей. У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.
Это начало события или завязка. Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке. Развитие действия. Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась. Кульминация.
Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе. Конец события или развязка. Схему текста повествования. |
Познавательные: формирование умения работать с информацией; умение проводить сравнение по заданным критериям Коммуникативные: умение слушать и слышать речь собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её |
4. Беседа по содержанию. |
- Кто готов прочитать весь текст?
Прочитайте 2 пункт памятки №1 «Как подготовиться к изложению» - Что теперь мы должны сделать для подготовки к изложению? - Что такое тема текста? - Какова тема текста? О чём рассказывается в тексте? -Закончите предложение: «Этот текст о том, как…». -Что такое главная мысль текста?
- Какова основная мысль текста?
- Подберите заголовок к тексту.
- Какой заголовок точно отражает тему текста? А какой главную мысль? |
Дети читают У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна. Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке. Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась. Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе. Определить тему, главную мысль, озаглавить текст О чем говорится в тексте. Животные
Это то, ради чего автор написал текст (либо то, что хотел сказать автор) Не проходи мимо, если видишь, что кому-то нужна твоя помощь. Обдумывают и предлагают свои варианты. Соотносят заголовки с темой и главной мыслью текста. Делают вывод. |
Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
5.Составление плана текста |
Прочитайте 3 пункт памятки №1«Как подготовиться к изложению» -Что ещё поможет написать нам изложение? - Давайте составим план и подумаем, какие слова лучше употребить в изложении и почему? Поработаем над каждой частью в отдельности. О чём говориться в первой части? Как можно озаглавить эту часть? - Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста? Найдите слова - опоры к первой части. На доске 1. Жорик, Борька и Мотька (овчарка Борька,кот Жорик, подкармливать,бездомная кошка) Назовите предложение, в котором выражена главная мысль второй части. Сократите предложение до пункта плана. Какие ключевые слова нужно выписать? На доске 2. Борька не пускает Мотьку (детёныши, Борькина подстилка, не унимался) Объясните смысл выражений пёс не унимался, принимал грозный вид Как можно озаглавить третью часть? - Какие опорные слова возьмём из третьей части? На доске 3.Мотьке пришлось уйти. (схватила, выбежала, забыла, не появлялась) Каково содержание последней части?
Как одной фразой выразить основную мысль части? - Какие слова возьмёте из последней части Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа с опорными словами На доске 1. Жорик, Борька и Мотька. (овчарка Борька,кот Жорик, подкармливать,бездомная кошка) 2. Борька не пускает Мотьку. (детёныши, Борькина подстилка, не унимался) 3.Мотьке пришлось уйти. (схватила, выбежала, забыла, не появлялась) 4.Карабасик (шипел, принимал грозный вид, подружились) - Какие разные слова можно использовать, чтобы не повторять одно и то же слово Мотька? |
План
1. Жорик, Борька и Мотька
Ключевые слова овчарка Борька, кот Жорик, подкармливать, бездомная кошка
Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке. 2. Борька не пускает Мотьку детёныши, Борькина подстилка, не унимался
3.Мотьке пришлось уйти. схватила, выбежала, забыла, не появлялась
Мы назвали его Карабасик, потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. 4.Карабасик
шипел, принимал грозный вид, подружились Читают план.
Мотька, кошка, она, мать |
Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
|
Орфографическая подготовка |
Обратимся к памятке: «Как подготовиться к изложению» - Что должны ещё сделать, готовясь к изложению? - Найдите слова с непроверяемыми орфограммами в корне слова Назовите слова с безударной гласной в корне слова и подберите проверочные слова. Назовите слова с парной согласной в корне слова и подберите проверочные слова. Назовите слова с орфограммой в приставке. Назовите слова с орфограммой в суффиксе. Возьмите маленький листочек, выпишите на него из текста 5 трудных слов, этими словами вы сможете пользоваться при написании изложения. |
Разобрать орфограммы выписать трудные слова. Овчарка, однажды, потом
Дети находят слова с нужной орфограммой и подбирают проверочное слово |
Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других Познавательные: пропедевтика решения задач .
|
Повторное чтение текста |
В последний раз перед записью прочитайте текст. |
Каждый самостоятельно читает текст. |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
Самостоятельная запись текста |
Уберите карточки. Пользуясь планом и словами опорами, вам нужно написать изложение. - Когда напишите, чем закончите работу? - Что будете проверять? Что вам поможет? Возьмите её. Как поможете себе в случае затруднения? Что сделаете сначала? Если это не поможет, что сделаете? Какой будет следующий шаг, если и это не поможет? Какой последний шаг в случае затруднения? Приступайте к работе. Памятка № 2 1.Читаю. 2.Выделяю те места, где сомневаюсь. 3.Помогаю себе Вспомню правило Спрошу у взрослых Посмотрю в словаре Посмотрю слова - опоры |
Проверим,получился ли текст? Проверим орфограммы. Памятка № 2
Попытаюсь вспомнить правило. Посмотрю слова опоры. Посмотрю в словаре.
Спрошу у взрослого.
Пишут самостоятельно изложение |
Познавательные: выполнение действий по алгоритму Регулятивные: Контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Самопроверка написанного |
Проверяют работу пользуясь памяткой |
Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
|
Итог урока. Рефлексия. |
-Чему учились на уроке? - Закончите предложения Сегодня на уроке: 1.Я узнал, что… 2.Я понял, что… 3.Было сложно… 4. Было понятно… 5. Больше всего мне понравилось, что… 6.Самым интересным было… 7.Я почувствовал, что… 8. Я задумался… 9.В будущем мне надо иметь ввиду, что… |
Составлять текст. Пересказывать текст. Записывать текст. |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Памятка №1
«Как подготовиться к изложению»
1.Прочитай текст. Выясни значение непонятных слов, словосочетаний.
2.Определи тему и основную мысль текста. Обрати внимание на то, как автор их раскрывает.
3. Составь план. Выпиши ключевые слова.
4. Найди слова с орфограммами. Объясни их правописание. Обрати внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания.
5. Ещё раз прочитай текст. Мысленно перескажи его. Начинай писать изложение текста по плану.
6. Проверь написанное изложение.
Памятка № 2
1.Читаю.
2.Выделяю те места, где сомневаюсь.
3.Помогаю себе
*Вспомню правило
*Спрошу у взрослых
*Посмотрю в словаре
*Посмотрю слова – опоры
Текст.
Карабасик.
У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.
Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке.
Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.
Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.
(По С. Федину)
Юлия Васильевна Воробьева
Лаврова Анна Анатольевна