12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31848
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
23

Технологическая карта урока по теме «Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения».


Тема

Кинематические характеристики механического движения

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Цель

расширение представлений о механическом движении посредством введения таких понятий, как траектория, путь, перемещение, относительность, а так же овладение координатным и векторным способом описания движения тела.

Задачи

Образовательные:

1.используя демонстрационный эксперимент и личный опыт обучающихся выяснить, что такое механическое движение;

2.определить основные характеристики механического движения;

3.рассмотреть способы описания механического движения;

4.в ходе эксперимента доказать относительность механического движения;

5.в ходе решения задач, обучающиеся должны понять координатный и векторный способ описания движения.

Развивающие:

1. продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, используя занимательный материал и демонстрационный эксперимент;

2. развивать умения работать с опорным конспектом:

3.высказывая свое мнение и обсуждая предложенные задачи развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

1. в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2. способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;

3.в ходе урока воспитывать коммуникативную культуру школьников.


Планируемый результат Метапредметные результаты.

1.умение работать с источниками информации - презентацией;

2.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты:

1.уметь вычислять координаты тела, перемещение, путь;

2.знать, что такое материальная точка, перемещение, путь, траектория;

3.находить проекцию вектора перемещения на ось координат;

3.понимать, что механическое движение относительно.

УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Основные понятия темы

Механическое движение, траектория, путь, перемещение, относительность.


Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы Оборудование

1.Слушание учителя и своих товарищей.

2.Самостоятельная работа с учебником.

3.Наблюдение за демонстрациями учителя. 4.Постановка фронтальных опытов.

5.Решение текстовых качественных задач.

6.Работа с презентацией.

Технология проблемного обучения; технология сотрудничества

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

мультимедийный проектор, презентация.


Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации.

Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока.

Предлагает прочитать кроссенс и назвать тему урока, определить цель.

Отгадывают. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

Операционно – исполнительный компонент

3.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

Выполняют. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа.

Личностные, познавательные, регулятивные

25 мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить задачи.

Решают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

10 мин.

5.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

«Пора делать выводы!»

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

6.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на слайде в презентации.

Записывают.

Личностные

1 мин.

Содержание

Для проведения урока можно использовать презентацию https://урок.рф/library/prezentatciya_mehanicheskoe_dvizhenie_i_ego_otnositel_132453.html

Учитель. Доброе утро!Обычно утро начинается с зарядки. Вот и мы проведем с вами «гимнастику для ума». Если вы сейчас прочитаете головоломку - кроссенс, то узнаете тему урока. Кроссенс означает «пересечение смыслов». Рисунки подскажут вам слово или фразу, которая спрятана в этом квадрате.

t1691230613aa.jpg

Обсуждение.

Учитель. Молодцы! Правильно. Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить на уроке, о чем узнать, что понять, чему научиться?

Обсуждение.

Учитель. Трудно представить себе жизнь без движения. Ведь все вокруг нас существует, движется и развивается. Движутся люди на улицах городов и сел, птицы и животные в лесах и полях, рыбы в морях и озерах. Движутся созданные человеком машины, электроны в линиях электропередач, кровь в кровеносных сосудах, молекулы и атомы в веществах. Движение – одно из основных свойств материи. Самый простой вид движения – это механическое движение. Поэтому мы начинаем изучение физики в 10 классе с механики. Механика (греческое слово) – «искусство построения машин». Основатели механики - великие ученые, Аристотель, Архимед, Галилей, Ньютон. Механика – это наука о причинах и общих законах механического движения тел. Представлена она тремя разделами: кинематика, динамика и статика. Кинематика дает математическое описание движения, не касаясь причин, которыми вызвано движение. Слово «кинематика» с греческого языка означает «движение». 

Вспомните, что такое механическое движение? Механическое движение – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Основным словом в этом определении является «относительно». Как вы думаете, почему? Обсуждение.

1)Решение задач по рисунку.

t1691230613ab.gif

1. Какие тела движутся, какие находятся в покое?

2. Укажите, относительно каких тел пассажир, находящийся в вагоне поезда, находится в покое и относительно каких тел он движется?

3.В движущемся вагоне пассажир читает книгу. В покое или движении находится книга относительно:  а) стола; б) рельсов; в) деревьев за окном?

Учитель. Движение изучается нами для того, чтобы предсказать, где окажется тот или иной объект в необходимый момент времени. Поэтому основная задача механики заключается в том чтобы определить положение тела в любой момент времени, то есть найти координаты (х;y;z) и время (t). А для этого нам необходимо ввести систему отсчета, которая включает в себя: тело отсчета, систему координат и прибор для измерения времени.

Система координат (СК): одномерная, двухмерная, трехмерная. Приведите примеры.

2)Решение задач.

Какую систему координат следует выбрать для определения положения таких тел:

трактор в поле;

вертолет поднимается;

люстра в комнате;

лифт;

подводная лодка;

шахматная фигура на доске;

самолет на взлетной полосе.

Тело, размерами и формой которого в данной задаче можно пренебречь, называют материальной точкой

3) Решение задач.

1.Можно ли считать Луну материальной точкой при расчете расстояния от Земли до Луны; при измерении ее диаметра; при расчете движения спутника вокруг Луны; при посадке космического корабля на ее поверхность; при определении скорости ее движения вокруг Земли?

2.В каких случаях человека можно считать материальной точкой: а) человек идет из дома на работу; б) человек выполняет гимнастические упражнения; в) человек совершает путешествие на пароходе; г) при измерении роста человека?

Учитель. Линия, вдоль которой движется тело (или материальная точка), называется траекторией движения тела, то есть след.

4)Решение задач.

 1. Известно, что траектории двух материальных точек пересекаются. Столкнутся ли эти точки?

2. Что представляет собой траектория движения:

а) центра колеса велосипеда относительно дороги при движении велосипедиста;

б) точки обода колеса относительно центра колеса;

в) точки обода колеса относительно дороги при движении велосипедиста.


Учитель. Путь, пройденный телом за некоторое время, – это длина участка траектории.

Перемещение S[м] – это вектор, проведенный из начала пути в конец.

5) Решение задач

1. Мальчик подбросил мяч вверх и снова поймал его. Считая, что мяч поднялся на высоту 2,5 м, найдите путь и перемещение мяча.

2. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси, на самолете, на теплоходе, на поезде?

3. Вертолет пролетел на юг в горизонтальном полете 12 км, затем повернул строго на восток и пролетел еще 16 км. Сделайте чертеж, найдите путь и перемещение вертолета.

4. Известно, что траектории двух материальных точек пересекаются. Столкнутся ли эти точки?

5. Нарисуйте траекторию движения, определите путь, пройденный спортсменом, и его перемещение, если он переплыл бассейн по водной дорожке длиной 25 м дважды (туда и обратно).

Учитель. Существует три способа описания движения: координатный, естественный и векторный.

Как определить проекцию перемещения?

На прямой.

На плоскости.

Изменение любой величины – это разность начального и конечного значения. Вывести формулы для вычисления перемещения и координат тела.

Работа с опорным конспектом ОК№1 «Механическое движение»

План

Ответ

1.Кинематика

Механика – наука об общих законах движения тел. В кинематике описывают движение тел без выяснения причин, вызывающих данное движение.

2. Механическое движение - это

изменение с течением времени (t, секунда) положения тела (х, координата, метр) относительно других тел.

3. Основная задача механики ОЗМ

Где и когда? Найти координату и время.

4. Чтобы решить ОЗМ, нужна система отсчета (СО).

Тело отсчета, (СК) система координат, часы.

5. Траектория

След. Линия, вдоль, которой движется тело.

6. Путь, L[м]

Длина траектории. Скалярная величина, то есть имеет только числовое значение.

7. Перемещение, S [м]

Направленный отрезок (вектор имеет направление и числовое значение), соединяющий начальную и конечную координату. Sх = х - х0; Sу = у - у0

8. Материальная точка

Тело размерами и формой, которого можно пренебречь в условиях рассматриваемой задачи.


Учитель. При решении задач соблюдайте определенные правила.

«Азбука кинематики» поможет найти проекцию вектора перемещения на ось.

Проведите ось координат;

Выберите на оси начало отсчета;

Выберите и обозначьте масштаб;

Изобразите вектор перемещения в соответствии с условием задачи;

Определите начальную и конечную координату;

Найдите проекцию перемещения по формуле Sх = х - х0 или Sу = у - у0


6)Решение задач.

1. Найдите проекцию вектора перемещения.

t1691230613ac.jpg

2. Определите графически перемещение стула, если известно, что сначала его передвинули на 3 м параллельно одной стене, а затем на 4 м параллельно другой.

3.Нарисуйте траекторию движения, определите путь, пройденный спортсменом, и его перемещение, если он переплыл бассейн по водной дорожке длиной 25 м дважды (туда и обратно).

Домашняя работа
1) Прочитать параграф №1-3 на стр. 10-19
2) Подготовиться к физическому диктанту по ОК№1
3) задачи ЕГЭ на стр. 14, на стр.19

​​​​​​​ Рефлексия Пора делать выводы!

Я сам __________________________________

? Самым трудным  было ____________________

! Есть предложение _______


Источники.

1.Г.Я. Мякишев учебник «Физика 10 класс»

2.https://100urokov.ru/predmety/kinematika-tverdogo-tela-chast-1

3.https://interneturok.ru/lesson/physics/10-klass/mehanikakinematika/kinematika-4.mehanicheskoe-dvizhenie-sistema-otscheta-materialnaya-tochka-traektoriya-put

5.https://davay5.com/z.php?a=stepanova_9_10_11_klass&g=osnovy-kinematiki&theme=materialnaya-tochka-sistema-otscheta-put-i-peremeshchenie








Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (4)

Легоцкая Вера Сергеевна, 05.08.23 в 14:09 4Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, спасибо. По Вашим публикациям молодые должны учиться составлять конспекты! Вы даете пример современных уроков!
Забелина Маргарита Владимировна, 06.08.23 в 08:34 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Вера Сергеевна, за такую высокую оценку моего труда! Мне очень приятно.
Кияйкина Наталья Федоровна, 05.08.23 в 14:12 3Ответить Пожаловаться
Полезно! Актуально! Инновационная разработка!
Забелина Маргарита Владимировна, 06.08.23 в 08:35 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, Наталья Федоровна, за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.