Технологическая карта урока русского языка «Роль имён прилагательных в языке» (4 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога:Ачкеева Эльвира Расимовна
Должность: Учитель начальных классов
Полное название ОО:
Предмет: Русский язык
Класс:
Учебник (УМК, программа):«Школа России»
Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.
Тема урока: Роль имен прилагательных в языке.
Тип урока:комбинированный
Оборудование:учебник, ноутбук, телевизор, презентация по уроку, видеофрагмент со стихотворением А.Фета, карточки (7 шт) со стихотворением А. Фета, карточки «узнаем, вспомним, научимся» (3 шт), карточка «краткая форма прилагательного» (1 шт), карточки с разноуровневыми заданиями для групп (2 шт), цветные листочки.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Создание условий для актуализации знаний об имени прилагательном, его роли в речи, морфологических признаках.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия |
Предметные УУД | Формирование интереса к изучению русского языка; овладение основами грамотного письма; овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. |
Метапредметные УУД | Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач; понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готовность слушать собеседника; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
Личностные УУД | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей-ствия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотиваци-онно-целевой этап | Настроить на работу на уроке, вызвать интерес к изучению нового словарного слова. | Словес-ные (устный ответ; беседа; объясне-ние учителя).Нагляд-ные (наблю-дение, рассмат-ривание карточек). Практи-ческие (пропи-сывание, работа со словар-ным словом) | Фронталь-ная, индивиду-альная. | Организационный момент: Проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя на урок: - Ребята, приготовьте руки и выполняйте упражнение со мной. Сейчас пальцы ваших рук будут здороваться друг с другом по очереди: Желаю большого успеха во всем и везде! - Здравствуйте! -Затем одну руку сожмите в кулак, другую раскройте. Поочередно меняем. -Присаживайтесь, откройте тетради и запишите число, «классная работа». - Разгадайте загадку: Двери, окна, но не дом. Есть сиденья даже в нем. Фары светят, как глаза, Есть четыре колеса. Из-под них клубится пыль. Это что? На слайде появляется слово. - Обратите внимание, какая буква здесь встречается чаще остальных? Минутка чистописания. - Мы пропишем слоги с данной буквой: то мо то мо - Обратите внимание, что соединение букв нижнее. Словарная работа. -Ребята, оказывается слово «автомобиль» является словарным. Поэтому мы запишем это слово в тетрадь. Пишу на доске. - Каково же значение слова «автомобиль»? На слайде появляется информация о слове. - Данное слово состоит из двух частей: «авто»- сам, «мобилис» – подвижный. Зачитываю определение слова (на слайде появляется): автомобиль – это моторное транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. - Разделим на слоги. Ставим ударение, подчеркиваем безударные: ав | то | мо | биль - Согласную «в» подчеркиваем тоже. Почему? - Читаем слово по слогам так, как оно пишется. - Посмотрите на слайд, обратите внимание, какие буквы заменяют колеса автомобиля? Поэтому вам легче запомнить их. | Проверяют наличие учебных принадлежностей. Соприкасаются большими пальцами; указательными; средними; безымянными; мизинцами; ладонями. Выполняют гимнастику для рук. Выполняют начальные записи. Слушают загадку. Узнают предмет, называют отгадку (автомобиль). Наблюдают, определяют (буква «о») Наблюдают, слушают, воспроизводят на письме. Слушают, записывают. Представляют, объясняют. Наблюдают, представляют, устанавливают связи. Определяют, озвучивают ответы. Выполняют записи. Анализируют (слышим «ф» пишем «в») Читают. Наблюдают, устанавливают связь, определяют (буквы о) | Предметные УУД: формирование интереса к изучению русского языка; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи; овладение основами грамотного письма при работе со словарным словом. Метапредметные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза при работе с загадкой, со словарным словом; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения при объяснении правописания. Личностные УУД: владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. |
Ориентиро-вочный этап | Актуали-зировать опорные знания и умения. Сформу-лировать задачи урока. | Словес-ные (беседа, ответы на вопросы, поясне-ния учителя). Нагляд-ные (демонс-трация и рассмат-ривание схемы). Практические (запись с тетрадь) | Фронталь-ная, индивиду-альная | -Какой бывает автомобиль? (грузовой, легковой, надежный, практичный и т.д.). - Запишите одно словосочетание. Пишу на доске. - Какой частью речи являются слова, которые вы подобрали к слову «автомобиль»? - О чем пойдет речь сегодня на уроке? -Что мы знаем об имени прилагательном? По мере ответов, на слайде появляется информация. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ является частью речи отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? обозначает признак предмета изменяется по числам и родам необходимо для… - Мы не сказали, для чего необходимы прилагательные. -Значит мы сегодня узнаем… (Для чего нужны имена прилагательные в речи? Какую роль они выполняют в речи?) - И обязательно вспомним...(Как находить имя прилагательное) - А также научимся образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов. Вывешиваю карточки «узнаем, вспомним, научимся» на доску. | Слушают, вспоминают, представляют, определяют. Воспроизводят на письме. Устанавливают связи, определяют (прилагательным) Представляют, определяют, предполагают, озвучивают варианты. Слушают, представляют. Представляют, предполагают, озвучивают варианты. | Предметные УУД: формирование интереса к изучению русского языка; овладение основами грамотного письма; овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики. Метапредметные УУД: формирование умения планировать, учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осознанно строить речевое высказывание; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение логическими действиями, анализа, синтеза, обобщения, классификации при составлении опорной схемы, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям. Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, при поиске ответа на вопрос «для чего нужны прилагательные?» |
Поисково-исследова-тельский этап | Обеспе-чить усвоение новых знаний, применять имеющи-еся знания в новой учебной ситуации. | Словес-ные (беседа, ответы на вопросы, объясне-ние). Нагляд-ные (рассмат-ривание текста, демонст-рация видеоф-рагмента, наблюде-ние). Практи-ческие (выполнени работы в парах, запись в тетрадь, подбор краткой формы прилагательного). | Фронтальная, парная, индивидуальная. | - Посмотрите на карточки, прочитайте. ________ картина, Как ты мне : ________ равнина, __________ луна, Свет небес _______, И ___________ снег, И саней _________ _____________ бег. -Обсудите в паре, понятен ли нам текст? Почему? -А теперь посмотрим фрагмент стихотворения А.Фета (включаю видео). Постарайтесь запомнить пропущенные слова. - Какие эпитеты использует поэт? (чудная, белая, полная, высокие, далекий, одинокий). - Для чего нужны прилагательные в речи? (помогают точно, ясно описывать предмет, украшают нашу речь) -Откройте учебник на стр.4, спишите данное стихотворение в тетрадь. -Обратите внимание на выделенное слово: РОДНА. Как вы думаете, какой частью речи является данное слово? -Оказывается, это особая форма прилагательного, которая называется краткой (на доске появляется карточка «краткая форма имени прилагательного»). Краткие прилагательные бывают в предложении сказуемыми. Подчеркните это краткое прилагательное как сказуемое. - Устно преобразуем полные прилагательные в краткие: добрая (добра), широкая (широка), печальная (печальна), хорошая (хороша), высокая (высока), веселая (весела). Физминутка. - Ребята,вам необходимо встать и попробовать с помощью движений и жестов показывать признаки предметов: большой, горячий, узкий, веселый, высокий, маленький, круглый, грустный, прыгучий, тихий. -Глазам тоже нужно отдохнуть: делаем вдох-глаза направляем влево, выдох – смотрим прямо; делаем вдох и смотрим вправо, выдох – смотрим прямо. Зажмурьте и откройте глаза. Садитесь. | Наблюдают, читают. Обсуждают, представляют, определяют, объясняют. Наблюдают, слушают, запоминают. Вспоминают, описывают. Определяют, объясняют. Списывают текст стихотворения. Анализируют, узнают. Слушают, запоминают. Запоминают, подчеркивают слово «родна». Анализируют, определяют, предполагают. Представляют, демонстрируют. Выполняют гимнастику для глаз, сопровождая правильным дыханием. Садятся за парты. | Предметные УУД: формирование интереса к изучению русского языка; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики. Метапредметные УУД: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий, отнесения к известным понятиям (краткое прилагательное, его роль в предложении. Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности через понимание роли прилагательного. |
Практичес-кий этап | Обеспе-чить закрепле-ние знаний об образова-нии прилага-тельных, роли прилага-тельных. | Словес-ные (беседа, ответы на вопросы, обсуждение). Нагляд-ные (наблю-дение, рассматривание текста на карточках). Практические (упражнение, работа в группах по заданию) | Фронталь-ная, групповая, индиви-дуальная | Выполняем упр. 3 на стр. 5 - Прочитайте задание. Как мы будем образовывать имена прилагательные от существительных? (с помощью суффиксов) После выполнения спрашиваю. - С помощью чего образуется имя прилагательное? От какой части речи? - Чему мы учились? Раздаю цветные листочки. - Объединитесь в группы по цвету. Задания разноуровневые: у одной группы будут слова для справок, у другой не будет. 1. Пришла … зима. … хлопья легли на землю и крыши домов. … снег повис на ветвях деревьев. 2. Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов. … снег повис на ветвях деревьев. Слова для справок: холодная, долгожданная, снежные, снежные, легкие, пушистый, тяжелый. - Для чего нужны прилагательные? Для чего мы выполняли эту работу? - Прилагательные украшают нашу речь, делают более выразительной. Выполняем упр. 6 на стр. 6 письменно. -Для чего мы будем выполнять это задание? (чтобы отличать прилагательные от др. частей речи) Задание разноуровневое: одни учащиеся выписывают, другие - определяют род и число имен прилагательных. После выполнения собираю несколько работ на отметку. | Читают, анализируют. Несколько учеников работают у доски. Вспоминают, представляют, определяют. Анализируют, объясняют. Объединяются в группы. Узнают, идентифицируют, определяют, обмениваются мнениями, озвучивают получившиеся варианты. Определяют, объясняют. Слушают, запоминают. Предполагают, озвучивают. Узнают, различают, определяют, выписывают самостоятельно. | Предметные УУД: формирование интереса к изучению русского языка; овладение основами грамотного письма; овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями; использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. Метапредметные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач, коллективного поиска средств их осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности через понимание роли прилагательного формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия формирование мотивации к работе на результат. |
Рефлексив-но-оценочный этап | Обеспе-чить понимание домашнего задания, провести рефлексию, подвести итог. | Словес-ный (беседа, устные ответы, рассуж-дение, оценива-ние). Нагляд-ные (наблюдение). | Фронталь-ная, индиви-дуальная. | -Дома вы выполните упр.5 на стр. 6. Объясняю задание. Проводим рефлексию: возвращаемся к словам «узнаем, вспомним, научимся» (на доске). -Что узнали? Что вспомнили? Чему научились? -Завершите фразы: - Мне было трудно… - Мне было интересно… - Особенно мне понравилось… Оцениваю работу класса в целом, озвучиваю отметки тех ребят, которые были у доски, а также наиболее активных на уроке. | Слушают, запоминают, записывают в дневники. Вспоминают, представляют, определяют, озвучивают свое мнение. Оценивают себя. Слушают, анализируют. | Предметные УУД: формирование интереса к изучению русского языка; овладение обучающимися коммуникативноречевыми умениями необходимыми для совершенствования их речевой практики. Метапредметные УУД: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; Личностные УУД: овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности |
Дата: Подпись педагога: