Технологическая карта урока русского языка для 5 класса «Правописание приставок пре- и при-»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Правописание приставок пре- и при-
УМК под ред. Е.А, Быстровой
Класс: 5 класс
Цели:
деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к систематизации и обобщению полученной информации;
содержательные: расширение понятийной базы об орфограммах в приставках, создать условия для формирования умения видеть в словах приставки пре- и при- и на этой основе помочь учащимся скорректировать навыки грамотного письма.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин) |
|||||||||||||||
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебой деятельности |
Приветствие. Включение в рабочий ритм. «Морфемный конструктор»: улыбочка – возьмём корень; прыгнул – возьмём словообразующий суффикс; плыть - возьмём формообразующий суффикс; умываться – возьмем постфикс. Когда соберете слово, я попрошу вас показать мне лексическое значение данного слова (УЛЫБНУТЬСЯ) Теперь откройте тетради и запишите число и классную работу. |
Приветствуют учителя. Собирают слово Улыбаются Записывают число и классную работу. |
П2 – использование знаково-символических средств; Л9 – развитие познавательных интересов и мотивов. |
||||||||||||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (8 мин) |
|||||||||||||||
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия |
Распределительный словарный диктант. Начертите в тетрадь таблицу, которую вы видите на доске. Распределите по столбцам следующие слова: сделать, безвкусный, россыпь, прорубить. Из словарного диктанта на странице 50 найдите слова с орфограммой в приставке. Также распределите эти слова по колонкам. Если вы встретите слово с орфограммой в приставке, но не знаете, в какой столбец записать, то записывайте в пустую колонку, оставив место пропущенной буквы. |
Фиксируют свой результат в листке самооценивания. |
П12 – классификация по заданным критериям; Р7 – оценка правильности выполнения действия. |
||||||||||||
Выявление места и причины затруднения (2 мин) |
|||||||||||||||
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. |
ЭВРИКА. Обратите внимание на последний столбец. Как вы определили, что буквы пропущены в приставках? Почему вы не вставили туда нужные буквы? На самом деле, в этих словах может писаться как приставка пре-, так и при-, а вот какому правилу подчиняется написание этих приставок, вы действительно не знаете. Что же нам делать? |
Все слова образованы приставочным или приставочно-суффиксальным способом. Мы не знаем правила написания этих приставок. |
П4 – поиск разнообразных способов решения задач; П18 – формирование проблемы; Л11 – формирование границ собственного знания и незнания. |
||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) |
|||||||||||||||
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
Давайте определим тему урока. А также сформулируем цели. |
Правописание приставок пре- и при-. Записывают тему. Уметь находить эти приставки в словах. Знать правило написания приставок пре- и при-. Узнать лексическое значение этих приставок. Записывают цели. |
П16 – выдвижение гипотез; К5 – формулирование собственного мнения (позиции) |
||||||||||||
Реализация построенного проекта (5 мин) |
|||||||||||||||
Цель: формирование мотивации познания |
МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Давайте узнаем лексическое значение приставки при-. Какое значение придает приставка при- следующим словам? Для этого обратите внимание на производящую основу слов: приморский, прибрежный; присесть, приоткрыть; придумать, приделать; приезжать, приклеить. А теперь определим значение приставки пре- в следующих словах: предлинный, преувеличивать; преградить, преобразовать. Обращает внимание на слова, в которых нет приставок пре- и при- (рамочки на страницах 48, 49 учебника) |
около чего-то неполнота действия завершенность действия приближение действия близка по смыслу к слову очень близка по значению к приставке пере- Обобщают увиденный материал. Формулируют правило. Делают выводы о том, что перед ними слова для запоминания. |
П3 – построение речевого высказывания в устной и письменной форме; П10 – сравнение; П14 – построение рассуждения; К1 – понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; К12 – построение монологического высказывания |
||||||||||||
Физминутка (1 мин) |
|||||||||||||||
Вместе все привстали, а потом присели, на носочки встанем, а теперь все сели (повторяем еще раз). Приставки с каким значением вы услышали в нашей разминке? |
Выполняют упражнение. Неполнота действия |
||||||||||||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин) |
|||||||||||||||
Цель: применение нового знания в типовых заданиях |
РАБОТА В ПАРАХ. Выполните вместе с товарищем по парте упр. 79. Один из вас выписывает слова, где нужно вставить букву е, а ваш сосед (ка) по парте – слова, где нужно вставить букву и. |
Выполняют упражнение. Проверяют по эталону. Выставляют баллы друг другу в листок самооценивания. |
П8 – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К9 – построение понятных для партнера высказываний; Р1 – принятие и сохранение учебной задачи. |
||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (9 мин) |
|||||||||||||||
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и индивидуальная исполнительная рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в заданиях |
ИНДИВИДУАЛЬНЯА РАБОТА. Выполните самостоятельно упражнение 81. |
Выполняют и проверяют себя по эталону на экране, выставляют себе баллы. |
П15 – доказательство; Р8 – внесение необходимых корректив в действие после его завершения. |
||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение (6 мин) |
|||||||||||||||
Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала, включение нового способа действия в систему знаний |
ГРУППОВАЯ РАБОТА. Разделитесь на группы по рядам. Перед вами лежат карточки. Из них вам нужно составить схему «Правописание приставок пре- и при-». |
Составляют схему. Потом сравнивают результаты. Записывают количество баллов в листок самооценивания. |
П8 – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П11 – сериация; К3 – учет разных мнений |
||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин) |
|||||||||||||||
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
Вставьте буквы в четвертый столбец таблички, которую вы составляли в начале уроке, или напишите небольшое послание другу о том, что вы узнали на уроке (прием «Телеграмма»). Подсчитайте количество баллов. Домашнее задание. Те, кто набрал 10-12 баллов выполняют упр. 75; те, кто набрал 7-9 баллов – упр. 82; те, кто набрал меньше 7 баллов – «Проверяем себя» на стр. 51 Выставление оценок за урок. |
Выбирают задание и выполняют его. Выставляют баллы за последнее задание. Считают баллы по листку самооценивания. Записывают домашнее задание согласно набранным баллам. |
П7 – выделение существенной информации; Р5 – адекватное восприятие оценки учителя; Л15 – оценка своих поступков |
Приложение
Карточка самооценивания
ФИ___________________________ 5 ___ класс 1. Распределены правильно все слова – 3 балла Допущено не более 2 ошибок – 2 балла Допущено 3-4 ошибки – 1 балл Допущено 5 и более ошибок – 0 баллов 2. Допущено не более 2 ошибок – 3 балла Допущено 3 ошибки – 2 балла Допущено 4 ошибки – 1 балл Допущено 5 и более ошибок – 0 баллов 3. Написал(а) неправильно 1 слово – 3 балла Написал(а) неправильно 2-3 слова – 2 балла Написал(а) неправильно 4 слова – 1 балл Написал(а) неправильно 5 и более слов – 0 баллов 4. Моя группа справилась с заданием – 1 балл Моя группа не справилась с заданием – 0 баллов 5. Я вставил буквы в четвертый столбец – 1 балл Я отправил телеграмму другу – 2 балла Я набрал(а) всего баллов |
Вырезки для схемы
ПРИ- или ПРЕ-? |
|
ПИШЕМ ПРИ- В СЛЕДУЮЩИХ ЗНАЧЕНИЯХ |
ПИШЕМ ПРЕ- В СЛЕДУЮЩИХ ЗНАЧЕНИЯХ |
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ БЛИЗОСТЬ |
ЗАКОНЧЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ |
ПРИБЛИЖЕНИЕ, ПРИСОЕДИНЕНИЕ |
ИМЕЕТ БЛИЗКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВУ ОЧЕНЬ |
НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ |
РАВНА ПО ЗНАЧЕНИЮ ПРИСТАВКИ ПЕРЕ- |