Технологическая карта урока русского языка для 5 класса «Правописание приставок пре- и при-»

0
0
Материал опубликован 5 February 2017

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема: Правописание приставок пре- и при-

УМК под ред. Е.А, Быстровой

Класс: 5 класс

Цели:

деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к систематизации и обобщению полученной информации;

содержательные: расширение понятийной базы об орфограммах в приставках, создать условия для формирования умения видеть в словах приставки пре- и при- и на этой основе помочь учащимся скорректировать навыки грамотного письма.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебой деятельности

Приветствие. Включение в рабочий ритм. «Морфемный конструктор»:

улыбочка – возьмём корень;

прыгнул – возьмём словообразующий суффикс;

плыть - возьмём формообразующий суффикс;

умываться – возьмем постфикс.

Когда соберете слово, я попрошу вас показать мне лексическое значение данного слова (УЛЫБНУТЬСЯ)

Теперь откройте тетради и запишите число и классную работу.

Приветствуют учителя.

Собирают слово

Улыбаются

Записывают число и классную работу.

П2 – использование знаково-символических средств; Л9 – развитие познавательных интересов и мотивов.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (8 мин)

Цель: готовность

мышления и

осознание

потребности к

построению нового

способа действия

Распределительный словарный диктант. Начертите в тетрадь таблицу, которую вы видите на доске. Распределите по столбцам следующие слова: сделать, безвкусный, россыпь, прорубить. Из словарного диктанта на странице 50 найдите слова с орфограммой в приставке. Также распределите эти слова по колонкам. Если вы встретите слово с орфограммой в приставке, но не знаете, в какой столбец записать, то записывайте в пустую колонку, оставив место пропущенной буквы.

Правописание приставок

Проверяемые, неизменяемые

Изменяемые

От ударения (раз(с)-роз(с)-)

 

сделать, прорубить, подыграть

изыскать

безвкусный

низвергать

бесстрашный

бесцветный

беззаботный

россыпь

разыскивать

рассчитать

пр…града

пр…брежный

пр…думать

пр…морский

пр…одолеть

Фиксируют свой результат в листке самооценивания.

П12 – классификация по заданным критериям; Р7 – оценка правильности выполнения действия.

Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

ЭВРИКА. Обратите внимание на последний столбец. Как вы определили, что буквы пропущены в приставках?

Почему вы не вставили туда нужные буквы?

На самом деле, в этих словах может писаться как приставка пре-, так и при-, а вот какому правилу подчиняется написание этих приставок, вы действительно не знаете. Что же нам делать?

Все слова образованы приставочным или приставочно-суффиксальным способом.

Мы не знаем правила написания этих приставок.

П4 – поиск разнообразных способов решения задач; П18 – формирование проблемы; Л11 – формирование границ собственного знания и незнания.

Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Давайте определим тему урока.

А также сформулируем цели.

Правописание приставок пре- и при-. Записывают тему.

Уметь находить эти приставки в словах. Знать правило написания приставок пре- и при-. Узнать лексическое значение этих приставок. Записывают цели.

П16 – выдвижение гипотез; К5 – формулирование собственного мнения (позиции)

Реализация построенного проекта (5 мин)

Цель: формирование мотивации познания

МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Давайте узнаем лексическое значение приставки при-. Какое значение придает приставка при- следующим словам? Для этого обратите внимание на производящую основу слов:

приморский, прибрежный;

присесть, приоткрыть;

придумать, приделать;

приезжать, приклеить.

А теперь определим значение приставки пре- в следующих словах:

предлинный, преувеличивать;

преградить, преобразовать.

Обращает внимание на слова, в которых нет приставок пре- и при- (рамочки на страницах 48, 49 учебника)

около чего-то

неполнота действия

завершенность действия

приближение действия

близка по смыслу к слову очень

близка по значению к приставке пере-

Обобщают увиденный материал. Формулируют правило.

Делают выводы о том, что перед ними слова для запоминания.

П3 – построение речевого высказывания в устной и письменной форме; П10 – сравнение; П14 – построение рассуждения; К1 – понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; К12 – построение монологического высказывания

Физминутка (1 мин)

 

Вместе все привстали, а потом присели, на носочки встанем, а теперь все сели (повторяем еще раз).

Приставки с каким значением вы услышали в нашей разминке?

Выполняют упражнение.

Неполнота действия

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

РАБОТА В ПАРАХ. Выполните вместе с товарищем по парте упр. 79. Один из вас выписывает слова, где нужно вставить букву е, а ваш сосед (ка) по парте – слова, где нужно вставить букву и.

Выполняют упражнение. Проверяют по эталону. Выставляют баллы друг другу в листок самооценивания.

П8 – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К9 – построение понятных для партнера высказываний; Р1 – принятие и сохранение учебной задачи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (9 мин)

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и индивидуальная исполнительная рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в заданиях

ИНДИВИДУАЛЬНЯА РАБОТА. Выполните самостоятельно упражнение 81.

Выполняют и проверяют себя по эталону на экране, выставляют себе баллы.

П15 – доказательство; Р8 – внесение необходимых корректив в действие после его завершения.

8. Включение в систему знаний и повторение (6 мин)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала, включение нового способа действия в систему знаний

ГРУППОВАЯ РАБОТА. Разделитесь на группы по рядам. Перед вами лежат карточки. Из них вам нужно составить схему «Правописание приставок пре- и при-».

Составляют схему. Потом сравнивают результаты. Записывают количество баллов в листок самооценивания.

П8 – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П11 – сериация; К3 – учет разных мнений

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Вставьте буквы в четвертый столбец таблички, которую вы составляли в начале уроке, или напишите небольшое послание другу о том, что вы узнали на уроке (прием «Телеграмма»).

Подсчитайте количество баллов.

Домашнее задание. Те, кто набрал 10-12 баллов выполняют упр. 75; те, кто набрал 7-9 баллов – упр. 82; те, кто набрал меньше 7 баллов – «Проверяем себя» на стр. 51

Выставление оценок за урок.

Выбирают задание и выполняют его.

Выставляют баллы за последнее задание. Считают баллы по листку самооценивания.

Записывают домашнее задание согласно набранным баллам.

П7 – выделение существенной информации; Р5 – адекватное восприятие оценки учителя; Л15 – оценка своих поступков

Приложение

Карточка самооценивания

ФИ___________________________ 5 ___ класс

1. Распределены правильно все слова – 3 балла

Допущено не более 2 ошибок – 2 балла

Допущено 3-4 ошибки – 1 балл

Допущено 5 и более ошибок – 0 баллов

2. Допущено не более 2 ошибок – 3 балла

Допущено 3 ошибки – 2 балла

Допущено 4 ошибки – 1 балл

Допущено 5 и более ошибок – 0 баллов

3. Написал(а) неправильно 1 слово – 3 балла

Написал(а) неправильно 2-3 слова – 2 балла

Написал(а) неправильно 4 слова – 1 балл

Написал(а) неправильно 5 и более слов – 0 баллов

4. Моя группа справилась с заданием – 1 балл

Моя группа не справилась с заданием – 0 баллов

5. Я вставил буквы в четвертый столбец – 1 балл

Я отправил телеграмму другу – 2 балла

Я набрал(а) всего баллов

Вырезки для схемы

ПРИ- или ПРЕ-?

 

ПИШЕМ ПРИ- В СЛЕДУЮЩИХ ЗНАЧЕНИЯХ

ПИШЕМ ПРЕ- В СЛЕДУЮЩИХ ЗНАЧЕНИЯХ

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ БЛИЗОСТЬ

ЗАКОНЧЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ

ПРИБЛИЖЕНИЕ, ПРИСОЕДИНЕНИЕ

ИМЕЕТ БЛИЗКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВУ ОЧЕНЬ

НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ

РАВНА ПО ЗНАЧЕНИЮ ПРИСТАВКИ ПЕРЕ-

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации