Технологическая карта урока русского языка на тему: «Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-» (6 класс)

17
2
Материал опубликован 27 August 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Шабалина Наталия Николаевна

Класс: 6

Предмет: Русский язык

Тема: «Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Цели деятельности учителя:

Ø отработка навыков  правописания приставок пре-при;

Ø создавать условия для закрепления умения различать приставки по их значению;

Ø формирования умения правильно писать слова с приставками неясного значения.

Планируемые результаты:

Предметные – осуществляют выбор приставки пре- (при-) в зависимости от значения.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия, объективно воспринимают оценку учителя.

Оборудование, наглядность: толковые словари, презентация, лист для самостоятельной работы (приложение 2).

Основные источники информации:

Ø Русский язык. 6 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2016 г.

Ø Русский язык. 6 кл.: система уроков по учебнику под редакцией  М.М. Разумовской.  I полугодие / сост. О.А. Финтисова, О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2016 г.

Ø Текст физминутки взят из конспекта учителя русского языка Симаковой Татьяны Ивановны: http://festival.1september.ru/articles/629985/

Ø Текст выборочного диктанта взят из конспекта учителя русского языка Трушиной Валентина Ильиничны: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/19/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-po-teme-pravopisanie

 

Презентация: 
Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-
PPT / 675 Кб

 Технологическая карта урока

 

Этап

Деятельность учителя, педагога

Деятельность ученика, воспитанника

Формируемые УУД

Методические, технологические приемы

Прогнозируемый результат

I. Орфографическая разминка

Цель:  создание доброжелательной атмосферы,
мотивация на учение, включение учащихся в деятельность.

Приветствие учеников.

 

- В словах какой строчки пропущена буква и:

1) пр..неприятный разговор, пр..ободрить товарища, пр..красный, пр..мирить друзей.

2) пр..спокойно, старинные пр..дания, пр..сутствовать на лекции, пр..пятствие.

3) пр..школьный участок, пр..бить доску, пр..жаться к маме, пр..лепить деталь. (слайд 1)

 

Объяснить значение приставок в каждом слове. Спросить как можно большее количество учеников; можно «спровоцировать» на дискуссию: после ответа одного ученика, не комментируя его, спросить другого, согласен ли он. Это научит учащихся отстаивать свою точку зрения, придаст уверенности в своих силах.

Приветствие учителя.

 

Отвечают на вопрос: в словах третьей строчки.

Личностные УУД:

мобилизация внимания, уважение к окружающим,

эмоциональный настрой на урок.

Диалог

 

Опрос

Предметные – осуществляют выбор приставки пре- (при-) в зависимости от значения слова.

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.

II. Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания; выявить пробелы в знаниях.

1. Мини-тест.

Читается задание в ответе пишется только приставка пре- или при-.

Пре- 1: эта приставка имеет значение «очень».

При- 2: эта приставка пишется в словах прибежать, приоткрыть.

При- 3: эта приставка имеет значение «законченное действие».

Пре- 4: эта приставка имеет значение «пере-».

Пре- 5: эта приставка пишется в словах презабавный, преувеличить.

При- 6: эта приставка имеет значение неполноты действия.

При- 7: эта приставка пишется в слове приставка.

Пре- 8: эта приставка пишется в словах превеселая, превосходить, претерпеть.

При- 9: эта приставка имеет значение присоединения.

Пре- 10: эта приставка имеет значение «самый-самый».

Проверка. Если кто-то ошибся, записать эти слова или еще раз попросить рассказать правило.

2. Комментированное чтение слов из упр. 323, 324 на с. 128 учебника.

 

На заранее приготовленных листочках ученики отвечают на вопросы учителя.

 (приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают слова и комментируют их.

Личностные УУД:

самоконтроль.

Познавательные УУД:

проверка изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

владеть монологической и диалогической речью, адекватно использовать речевые средства для формулировки ответа.

 

Письменная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог

Работа с учебником

Предметные – осуществляют выбор приставки пре- (при-) в зависимости от значения слова.

 

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

 

Познавательные – структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.

III. Актуализация опорных знаний

Цель: повторение  орфоэпических норм, умение строить словосочетание, умение пользоваться толковым словарем.

Проблемный вопрос: Ребята, что вы скажите о слове пр..бываю?

- Какого его написание?

- Какое лексическое значение имеет это слово?

Есть слова, написание которых меняется в зависимости от употребления приставок пре- и при-.

- Объясните, почему эти слова пишутся по-разному?

(объяснить обучающимся значение слов) - (слайд 3)

Пребывать- находится где-либо, в каком-либо состоянии.

Прибывать – прийти, приехать.

Преступить - нарушить.

Приступить - начать.

Предать - изменить.

Придать - усилить, прибавить.

Преемник

Приёмник

Преклонить

Приклонить

 

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Давайте перейдем к изучению теоретической информации.

Прочитать вместе с учащимися текст «Возьмите на заметку» на с.129, 130 учебника. Объяснить, что в этих случаях надо обращать внимание на чтение слова. Например: преследовать – значит дословно «переходить из следа в след, идти по следам»; прельщать – «очень льстиво привлекать», преподаватель – передает свои знания, прекращать - переставать что-то делать. Это поможет учащимся зрительно сформировать образ этих слов. Слова записать; где возможно, образовать глаголы.

Аналогичная работа со словами на с. 131:  причудливый – чуть-чуть чудной, к привлекательному человеку мы приближаемся с удовольствием, привычка – законченное действие.

 

Обучающиеся высказывают собственные мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: о приставках пре- и при-

 

 Читают текст и внимательно слушают учителя

Познавательные УУД:

анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД: уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Регулятивные УУД:

высказывать предположения на основе наблюдений

 

 

Совместная деятельность учителя и обучающихся, диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия.

IV. Физкультминутка

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения.

Учитель называет слова с приставками пре- или при-

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься, присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

 

Обучающиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова.

 

 

 

Личностные УУД: формирование сознательного отношения к своему здоровью.

 

Снятие физического и эмоционального напряжения.

V.  Закрепление изученного материала по теме «Написание приставок пре- и при-»

Цель:

закрепление полученных знаний и умений

1. Выборочный диктант.

Из предложений запишите только слова с приставками пре- и при- (на доске и в тетрадях):

Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле.

 Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок, и я пребываю в хорошем настроении.

 (Обязательно спросить написание, какого слова непонятно).

Выполняют письменное задание в тетради

Познавательные УУД: выделять главное, извлекать информацию; преобразовывать информацию из одной формы в другую; анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Работа в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные – структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Контроль усвоения изученного материала: составить словосочетание, определить приставку (слайд 4)

Приморский край, сидел преспокойно, преобразился, прекрасная музыка, слегка прихрамывал, прервать рассказ, привести пример, приглушить свет, призадуматься над пресложной задачей, превратиться  в чудовище, прекратить разговор, старинные предания, хороший приятель, захватывающее приключение, колючая преграда, приступить к делу, прирасти к дереву, приободрить товарищей, примирить неприятелей, преследовать оленя.

 

Устно отвечают и высказывают свое мнение

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: выделять главное, извлекать информацию.

Фронтальный опрос

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

 

VI. Рефлексия учебной деятельности

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - свою активность, эффективность работы класса..

- Какова тема урока?

- Что выполняли на уроке?

- Какое задание вызвало затруднение при его выполнении?

- Как умения  и  навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни?
О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

 

- Как оцениваете свою деятельность на уроке?

 

Обучающиеся высказывают собственные мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся поднимают сигнальную карточку определенного цвета, соответствующего той оценке деятельности, которую для себя определил каждый из них: красный – я сосредоточен, внимателен, активен; зеленый – не хватает внимательности, усидчивости,  аккуратности, недостаточно активен; желтый – следует быть внимательнее, организованнее, активнее.

Регулятивные УУД:

соотносить цели и результаты своей деятельности; определяют степень успешности своей работы и работы класса в целом.

Коммуникативные УУД: слышать и слушать других; строить связанное монологическое высказывание.

Познавательные УУД: анализировать, делать выводы.

Диалог

 

 

 

 

 

Работа с сигнальными карточками

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

 

Регулятивные –объективно воспринимают оценку учителя.

VII. Домашнее задание

Цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности

Ø    Учитель пишет на доске домашнее задание: упр. 327, 330, выучить написание слов со с. 132, из упр. 335; повторить слова ЗСП-6.

Ø     Какие слова с приставками пре- и при- вы используете на уроках технологии, географии, математики, истории, физической культуры? Составить словарный диктант из слов по предметам.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

Индивидуальное задание

Сделать таблички со словами для запоминания.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

для учителя

Мини-тест.

Читается задание в ответе пишется только приставка пре- или при-.

Пре- 1: эта приставка имеет значение «очень».

При- 2: эта приставка пишется в словах прибежать, приоткрыть.

При- 3: эта приставка имеет значение «законченное действие».

Пре- 4: эта приставка имеет значение «пере-».

Пре- 5: эта приставка пишется в словах презабавный, преувеличить.

При- 6: эта приставка имеет значение неполноты действия.

При- 7: эта приставка пишется в слове приставка.

Пре- 8: эта приставка пишется в словах превеселая, превосходить, претерпеть.

При- 9: эта приставка имеет значение присоединения.

Пре- 10: эта приставка имеет значение «самый-самый».

 

Приложение 2

для обучающихся

ФИ обучающегося __________________

Класс__________________

 

№ задания

Ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

 

Предварительный просмотр презентации

Написание приставок ПРЕ- и ПРИ- Шабалина Наталия Николаевна Учитель русского языка и литературы Кизел, 2017 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №11

В словах какой строчки пропущена буква «и»? 1) пр..неприятный разговор, пр..ободрить товарища, пр..красный, пр..мирить друзей. 2) пр..спокойно, старинные пр..дания, пр..сутствовать на лекции, пр..пятствие. 3) пр..школьный участок, пр..бить доску, пр..жаться к маме, пр..лепить деталь.

Пребывать- находится где-либо, в каком-либо состоянии. Прибывать – прийти, приехать. Преступить - нарушить. Приступить - начать. Предать - изменить. Придать - усилить, прибавить. Преемник Приёмник Преклонить Приклонить

Пр..морский свет пр..глушить старины пр..ступить в чудовище пр..задуматься к делу пр..вратиться оленя пр..дания музыка пр..храмывал над п..сложной задачей пр..кратить рассказ пр..образился пр..спокойно пр..града к дереву пр..ключение колючая пр..расти захватывающее пр..рвать до неузнаваемости пр..мирить неприятелей пр..мер слегка пр..красная товарищей пр..ободрить разговор пр..следовать край пр..ятель хороший пр..вести сидел

Приморский край, Приморский край, сидел преспокойно, преобразился до неузнаваемости, прекрасная музыка, слегка прихрамывал, прервать рассказ, привести пример, приглушить свет, призадуматься над пресложной задачей, превратиться в чудовище, прекратить разговор, старинные предания, хороший приятель, захватывающее приключение, колючая преграда, приступить к делу, прирасти к дереву, приободрить товарищей, примирить неприятелей, преследовать оленя.

Рефлексия красный – я сосредоточен, внимателен, активен; зеленый – не хватает внимательности, усидчивости, аккуратности, недостаточно активен; желтый – следует быть внимательнее, организованнее, активнее.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за урок, всё логично построено.

15 April 2018

Спасибо за отзыв!

17 April 2018