Технологическая карта урока русского языка на тему: «Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
ФИО педагога: Шабалина Наталия Николаевна
Класс: 6
Предмет: Русский язык
Тема: «Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Цели деятельности учителя:
Ø отработка навыков правописания приставок пре-при;
Ø создавать условия для закрепления умения различать приставки по их значению;
Ø формирования умения правильно писать слова с приставками неясного значения.
Планируемые результаты:
Предметные – осуществляют выбор приставки пре- (при-) в зависимости от значения.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия, объективно воспринимают оценку учителя.
Оборудование, наглядность: толковые словари, презентация, лист для самостоятельной работы (приложение 2).
Основные источники информации:
Ø Русский язык. 6 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2016 г.
Ø Русский язык. 6 кл.: система уроков по учебнику под редакцией М.М. Разумовской. I полугодие / сост. О.А. Финтисова, О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2016 г.
Ø Текст физминутки взят из конспекта учителя русского языка Симаковой Татьяны Ивановны: http://festival.1september.ru/articles/629985/
Ø Текст выборочного диктанта взят из конспекта учителя русского языка Трушиной Валентина Ильиничны: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/19/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-po-teme-pravopisanie
Презентация:
Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-
PPT / 675 Кб
Технологическая карта урока
Этап |
Деятельность учителя, педагога |
Деятельность ученика, воспитанника |
Формируемые УУД |
Методические, технологические приемы |
Прогнозируемый результат |
||||||||||
I. Орфографическая разминка Цель: создание доброжелательной атмосферы, |
Приветствие учеников.
- В словах какой строчки пропущена буква и: 1) пр..неприятный разговор, пр..ободрить товарища, пр..красный, пр..мирить друзей. 2) пр..спокойно, старинные пр..дания, пр..сутствовать на лекции, пр..пятствие. 3) пр..школьный участок, пр..бить доску, пр..жаться к маме, пр..лепить деталь. (слайд 1)
Объяснить значение приставок в каждом слове. Спросить как можно большее количество учеников; можно «спровоцировать» на дискуссию: после ответа одного ученика, не комментируя его, спросить другого, согласен ли он. Это научит учащихся отстаивать свою точку зрения, придаст уверенности в своих силах. |
Приветствие учителя.
Отвечают на вопрос: в словах третьей строчки. |
Личностные УУД: мобилизация внимания, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
Диалог
Опрос |
Предметные – осуществляют выбор приставки пре- (при-) в зависимости от значения слова. Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы. |
||||||||||
II. Проверка домашнего задания Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания; выявить пробелы в знаниях. |
1. Мини-тест. Читается задание в ответе пишется только приставка пре- или при-. Пре- 1: эта приставка имеет значение «очень». При- 2: эта приставка пишется в словах прибежать, приоткрыть. При- 3: эта приставка имеет значение «законченное действие». Пре- 4: эта приставка имеет значение «пере-». Пре- 5: эта приставка пишется в словах презабавный, преувеличить. При- 6: эта приставка имеет значение неполноты действия. При- 7: эта приставка пишется в слове приставка. Пре- 8: эта приставка пишется в словах превеселая, превосходить, претерпеть. При- 9: эта приставка имеет значение присоединения. Пре- 10: эта приставка имеет значение «самый-самый». Проверка. Если кто-то ошибся, записать эти слова или еще раз попросить рассказать правило. 2. Комментированное чтение слов из упр. 323, 324 на с. 128 учебника. |
На заранее приготовленных листочках ученики отвечают на вопросы учителя. (приложение 2)
Читают слова и комментируют их. |
Личностные УУД: самоконтроль. Познавательные УУД: проверка изученного.
Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической речью, адекватно использовать речевые средства для формулировки ответа. |
Письменная работа
Диалог Работа с учебником |
Предметные – осуществляют выбор приставки пре- (при-) в зависимости от значения слова.
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Познавательные – структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы. |
||||||||||
III. Актуализация опорных знаний Цель: повторение орфоэпических норм, умение строить словосочетание, умение пользоваться толковым словарем. |
Проблемный вопрос: Ребята, что вы скажите о слове пр..бываю? - Какого его написание? - Какое лексическое значение имеет это слово? Есть слова, написание которых меняется в зависимости от употребления приставок пре- и при-. - Объясните, почему эти слова пишутся по-разному? (объяснить обучающимся значение слов) - (слайд 3)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? - Давайте перейдем к изучению теоретической информации. Прочитать вместе с учащимися текст «Возьмите на заметку» на с.129, 130 учебника. Объяснить, что в этих случаях надо обращать внимание на чтение слова. Например: преследовать – значит дословно «переходить из следа в след, идти по следам»; прельщать – «очень льстиво привлекать», преподаватель – передает свои знания, прекращать - переставать что-то делать. Это поможет учащимся зрительно сформировать образ этих слов. Слова записать; где возможно, образовать глаголы. Аналогичная работа со словами на с. 131: причудливый – чуть-чуть чудной, к привлекательному человеку мы приближаемся с удовольствием, привычка – законченное действие.
|
Обучающиеся высказывают собственные мнения.
Отвечают: о приставках пре- и при-
Читают текст и внимательно слушают учителя |
Познавательные УУД: анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений
|
Совместная деятельность учителя и обучающихся, диалог
Работа с учебником |
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия. |
||||||||||
IV. Физкультминутка Цель: снятие физического и эмоционального напряжения. |
Учитель называет слова с приставками пре- или при- А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять. А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься, присесть на стул и прислушаться к новому заданию. |
Обучающиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова.
|
Личностные УУД: формирование сознательного отношения к своему здоровью. |
|
Снятие физического и эмоционального напряжения. |
||||||||||
V. Закрепление изученного материала по теме «Написание приставок пре- и при-» Цель: закрепление полученных знаний и умений |
1. Выборочный диктант. Из предложений запишите только слова с приставками пре- и при- (на доске и в тетрадях): Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть. Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок, и я пребываю в хорошем настроении. (Обязательно спросить написание, какого слова непонятно). |
Выполняют письменное задание в тетради |
Познавательные УУД: выделять главное, извлекать информацию; преобразовывать информацию из одной формы в другую; анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности. Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Работа в тетрадях
|
Познавательные – структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.
|
||||||||||
2. Контроль усвоения изученного материала: составить словосочетание, определить приставку (слайд 4) Приморский край, сидел преспокойно, преобразился, прекрасная музыка, слегка прихрамывал, прервать рассказ, привести пример, приглушить свет, призадуматься над пресложной задачей, превратиться в чудовище, прекратить разговор, старинные предания, хороший приятель, захватывающее приключение, колючая преграда, приступить к делу, прирасти к дереву, приободрить товарищей, примирить неприятелей, преследовать оленя. |
Устно отвечают и высказывают свое мнение |
Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД: выделять главное, извлекать информацию. |
Фронтальный опрос |
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
|
|||||||||||
VI. Рефлексия учебной деятельности Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - свою активность, эффективность работы класса.. |
- Какова тема урока? - Что выполняли на уроке? - Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? - Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни?
- Как оцениваете свою деятельность на уроке?
|
Обучающиеся высказывают собственные мнения.
Учащиеся поднимают сигнальную карточку определенного цвета, соответствующего той оценке деятельности, которую для себя определил каждый из них: красный – я сосредоточен, внимателен, активен; зеленый – не хватает внимательности, усидчивости, аккуратности, недостаточно активен; желтый – следует быть внимательнее, организованнее, активнее. |
Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности; определяют степень успешности своей работы и работы класса в целом. Коммуникативные УУД: слышать и слушать других; строить связанное монологическое высказывание. Познавательные УУД: анализировать, делать выводы. |
Диалог
Работа с сигнальными карточками |
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Регулятивные –объективно воспринимают оценку учителя. |
||||||||||
VII. Домашнее задание Цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности |
Ø Учитель пишет на доске домашнее задание: упр. 327, 330, выучить написание слов со с. 132, из упр. 335; повторить слова ЗСП-6. Ø Какие слова с приставками пре- и при- вы используете на уроках технологии, географии, математики, истории, физической культуры? Составить словарный диктант из слов по предметам. |
Записывают домашнее задание. |
|
|
|
||||||||||
Индивидуальное задание |
Сделать таблички со словами для запоминания. |
|
|
|
|
Приложение 1
для учителя
Мини-тест.
Читается задание в ответе пишется только приставка пре- или при-.
Пре- 1: эта приставка имеет значение «очень».
При- 2: эта приставка пишется в словах прибежать, приоткрыть.
При- 3: эта приставка имеет значение «законченное действие».
Пре- 4: эта приставка имеет значение «пере-».
Пре- 5: эта приставка пишется в словах презабавный, преувеличить.
При- 6: эта приставка имеет значение неполноты действия.
При- 7: эта приставка пишется в слове приставка.
Пре- 8: эта приставка пишется в словах превеселая, превосходить, претерпеть.
При- 9: эта приставка имеет значение присоединения.
Пре- 10: эта приставка имеет значение «самый-самый».
Приложение 2
для обучающихся
ФИ обучающегося __________________ Класс__________________
|
|
№ задания |
Ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Потапова Вера Владимировна
Наталия Николаевна