Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по временам. Образование глагольных форм» (3 класс)

5
0
Материал опубликован 21 March 2017 в группе

Технологическая карта урока

Тема: Изменение глаголов по временам. Образование глагольных форм.

Класс: 3

Предмет: Русский язык.

УМК (авторы): УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина

Тип урока: Урок открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: 

определять грамматический признак глагола – время;

использовать специальную терминологию для определения этого признака;

составлять устный рассказ на определённую тему;

Метапредметные: 

Регулятивные :

уметь сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения;

выполнять задания в соответствии с целью;

контролировать и оценивать свою работу;         

Познавательные:

выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

уметь строить диалог в группе и паре в соответствии с нормами родного языка;

раскрывать значения понятий и использовать их в активном словаре;

формулировать собственное мнение;

Личностные: 

проявлять интерес к изучению темы;

вести диалог на основе взаимного уважения;

находить выход из проблемных ситуаций;

Образовательная цель:

развивать умение выделять глагол среди других частей речи и определять его время.

Педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления «Преобразование обучения в XXI веке», проблемно-диалогическое обучение.

Основные понятия: части речи, глагол, время глаголов.

Оснащение: ноутбук, проектор, экран, презентация

Организация пространства учащихся: фронтальная, в группах, в парах, самостоятельная.

Этапы урока занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организация пространства учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Дети встали красиво, настроились на урок и сели.

ЛУУД

КУУД

Ф

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Орфографическая минутка.

-В каждой группе слов найдите лишнее , подчеркните, объясните написание остальных слов;

Пассажир, Россия, троллейбус, серебро.

Хищный, печное, весёлый, молочная.

Затопил, глядел, дружит, пробежал.

-Ребята записывают слова ,объясняют орфограммы в каждом ряду слов.

Пассажир, Россия, троллейбус, серебро.

Хищный, печное, весёлый, молочная.

Затопил, глядел, дружит, пробежал.

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

- Найдите признак, по которому слова распределены в группы?

- На какие вопросы отвечают существительные?

-Чем различаются существительные?

- На какие вопросы отвечают прилагательные?

- По каким признакам различаются имена прилагательные?

- По каким признакам различаются глаголы?

-В чём трудность?

- Поставьте вопросы к глаголам.

- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?

- Части речи.

-Кто? Что?

- Различаются родом.

- Какой? Какая? Какое? Какие?

- Есть прилагательные женского, мужского, среднего рода.

Дети высказывают свои предположения, участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания).

Работа в группе.

Финкин мэпс – карта - скобка

-Прочитайте слова:

рисовал, рисует, нарисует, будет рисовать.

-Что их объединяет?

-Чем отличаются друг от друга?

- Определите, когда происходит действие?

- Что нам может помочь?

- Заполните карту – скобку.

 

 

рисовал что делал?

рисует что делает?

нарисует что сделает?

будет

рисовать что будет делать?

- Это глаголы.

Формулируют своё мнение.

-Вопросы.

глагол

рисовал что делал?

рисует что делает?

нарисует что сделает?

будет

рисовать что будет делать?

Делают вывод:

Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
– Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени. 
– Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.

РУУД

КУУД

ПУУД

ЛУУД

Г

Реализация построенного проекта.

Работа в паре.

.

- Прочитайте отрывки из стихотворений.
подчеркните  глаголы прошедшего времени жёлтым, настоящего времени – зелёным, будущего – красным карандашом

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
 

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Засвищут скоро соловьи, 
И лес оденется листвою.

Дети читают стихотворения, находят глаголы, задают вопросы, подчёркивают их определённым цветом.

Оказывают взаимопомощь.

Проверка.

РУУД

КУУД

П

Физминутка

Я буду называть вам глаголы, если это:

- глагол прошедшего времени – хлопок в ладоши;

глагол настоящего времени – стойте смирно;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: бежал, прыгает, напишет, мешает, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, заметёт, радует, зацветет, читает).

Выполняют движения в зависимости от времени глагола.

КУУД

Ф

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь представьте , что мы можем путешествовать на машине времени. Мы попадём в гости к героям известного писателя Э.Успенского в Простоквашино.

 

«Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читал, а в шесть уже сам себе суп варил. И всё было бы хорошо, только мама его зверей не любила. Особенно всяких кошек. А дядя Фёдор зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры.»

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- В каком времени происходят действия?

- Что надо сделать , чтобы с помощью машины времени , превратить прошлое в настоящее?

- Как это сделать?

- Выпишите эти глаголы.

- Что делали? Что делал? Что делала?

- В прошедшем времени.

- Надо изменить время глаголов.

- Надо изменить вопросы.

Самопроверка по эталону.

РУУД

ЛУУД

С

Включение в систему знаний и повторение.

1.Работа с текстом.

-Прочитайте. Чего не хватает в этом тексте?

Вот и …. весна. Ярко … солнышко. … последний снег. Ребята ... в парк. Там они… с мячом.

-Определите, какой частью речи является каждое слово?

-Спишите, вставляя попущенные глаголы, определите время.

Участвуют в обсуждении вопросов, высказывают своё мнение.

ПУУД

Ф И

2. Работа по картине.

Сэйм бат дифэрэнт

- Перед вами картина В.М. Васнецова «Три богатыря» .Запишите 3 глагола , используя все времена. Не используйте эти слова: смотрят, шли, победят ,стоят, отдыхают.

Формулируют своё собственное мнение.

ПУУД

РУУД

С

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Субъективная аналогия.

-Каждая группа представит себя в виде глагола определённого времени. Используя приём олицетворения, опишите как вы себя чувствовали бы в роли глагола настоящего, прошедшего и будущего времени. Можно использовать ответы на вопросы:

-Каково быть..?

- Как бы себя чувствовал…?

- Какой бы была жизнь…?

- Нравится ли вам быть…?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, осуществляют взаимопомощь.

Каждая группа читает получившийся рассказ.

РУУД

КУУД

ПУУД

ЛУУД

Г

Рефлексия деятельности

-Ребята, давайте подведём итог нашей работы.

- С какой частью речи мы работали на уроке?

-Что нового узнали?

-Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

-Всем спасибо за урок.

- Глаголы изменяются по временам и могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Дети оценивают себя.

РУУД

КУУД

ЛУУД

Ф

Домашнее задание

Изменить по временам глаголы в стихотворении А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации