12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Потапова Светлана39 Россия, Татарстан респ., Мамадыш Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по временам. Образование глагольных форм»
Технологическая карта урока
Тема: Изменение глаголов по временам. Образование глагольных форм.
Класс: 3
Предмет: Русский язык.
УМК (авторы): УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Тип урока: Урок открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
определять грамматический признак глагола – время;
использовать специальную терминологию для определения этого признака;
составлять устный рассказ на определённую тему;
Метапредметные:
Регулятивные :
уметь сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения;
выполнять задания в соответствии с целью;
контролировать и оценивать свою работу;
Познавательные:
выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;
строить речевые высказывания;
Коммуникативные:
уметь строить диалог в группе и паре в соответствии с нормами родного языка;
раскрывать значения понятий и использовать их в активном словаре;
формулировать собственное мнение;
Личностные:
проявлять интерес к изучению темы;
вести диалог на основе взаимного уважения;
находить выход из проблемных ситуаций;
Образовательная цель:
развивать умение выделять глагол среди других частей речи и определять его время.
Педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления «Преобразование обучения в XXI веке», проблемно-диалогическое обучение.
Основные понятия: части речи, глагол, время глаголов.
Оснащение: ноутбук, проектор, экран, презентация
Организация пространства учащихся: фронтальная, в группах, в парах, самостоятельная.
Этапы урока занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Организация пространства учащихся | ||||
Мотивация к учебной деятельности. | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. | Дети встали красиво, настроились на урок и сели. | ЛУУД КУУД | Ф | ||||
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Орфографическая минутка. | -В каждой группе слов найдите лишнее , подчеркните, объясните написание остальных слов; Пассажир, Россия, троллейбус, серебро. Хищный, печное, весёлый, молочная. Затопил, глядел, дружит, пробежал. | -Ребята записывают слова ,объясняют орфограммы в каждом ряду слов. Пассажир, Россия, троллейбус, серебро. Хищный, печное, весёлый, молочная. Затопил, глядел, дружит, пробежал. | ||||||
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. | - Найдите признак, по которому слова распределены в группы? - На какие вопросы отвечают существительные? -Чем различаются существительные? - На какие вопросы отвечают прилагательные? - По каким признакам различаются имена прилагательные? - По каким признакам различаются глаголы? -В чём трудность? - Поставьте вопросы к глаголам. - Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать? | - Части речи. -Кто? Что? - Различаются родом. - Какой? Какая? Какое? Какие? - Есть прилагательные женского, мужского, среднего рода. Дети высказывают свои предположения, участвуют в обсуждении проблемных вопросов. | ||||||
Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания). Работа в группе. | Финкин мэпс – карта - скобка -Прочитайте слова: рисовал, рисует, нарисует, будет рисовать. -Что их объединяет? -Чем отличаются друг от друга? - Определите, когда происходит действие? - Что нам может помочь? - Заполните карту – скобку.
| - Это глаголы. Формулируют своё мнение. -Вопросы.
Делают вывод: – Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени. | РУУД КУУД ПУУД ЛУУД | Г | ||||
Реализация построенного проекта. Работа в паре. . | - Прочитайте отрывки из стихотворений. Жил старик со своею старухой Еще в полях белеет снег, Засвищут скоро соловьи, | Дети читают стихотворения, находят глаголы, задают вопросы, подчёркивают их определённым цветом. Оказывают взаимопомощь. Проверка. | РУУД КУУД | П | ||||
Физминутка | – Я буду называть вам глаголы, если это: - глагол прошедшего времени – хлопок в ладоши; – глагол настоящего времени – стойте смирно; (Глаголы: бежал, прыгает, напишет, мешает, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, заметёт, радует, зацветет, читает). | Выполняют движения в зависимости от времени глагола. | КУУД | Ф | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | А теперь представьте , что мы можем путешествовать на машине времени. Мы попадём в гости к героям известного писателя Э.Успенского в Простоквашино.
«Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читал, а в шесть уже сам себе суп варил. И всё было бы хорошо, только мама его зверей не любила. Особенно всяких кошек. А дядя Фёдор зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры.» - На какие вопросы отвечают глаголы? - В каком времени происходят действия? - Что надо сделать , чтобы с помощью машины времени , превратить прошлое в настоящее? - Как это сделать? - Выпишите эти глаголы. | - Что делали? Что делал? Что делала? - В прошедшем времени. - Надо изменить время глаголов. - Надо изменить вопросы. Самопроверка по эталону. | РУУД ЛУУД | С | ||||
Включение в систему знаний и повторение. 1.Работа с текстом. | -Прочитайте. Чего не хватает в этом тексте? Вот и …. весна. Ярко … солнышко. … последний снег. Ребята ... в парк. Там они… с мячом. -Определите, какой частью речи является каждое слово? -Спишите, вставляя попущенные глаголы, определите время. | Участвуют в обсуждении вопросов, высказывают своё мнение. | ПУУД | Ф И | ||||
2. Работа по картине. | Сэйм бат дифэрэнт - Перед вами картина В.М. Васнецова «Три богатыря» .Запишите 3 глагола , используя все времена. Не используйте эти слова: смотрят, шли, победят ,стоят, отдыхают. | Формулируют своё собственное мнение. | ПУУД РУУД | С | ||||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Субъективная аналогия. -Каждая группа представит себя в виде глагола определённого времени. Используя приём олицетворения, опишите как вы себя чувствовали бы в роли глагола настоящего, прошедшего и будущего времени. Можно использовать ответы на вопросы: -Каково быть..? - Как бы себя чувствовал…? - Какой бы была жизнь…? - Нравится ли вам быть…? | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, осуществляют взаимопомощь. Каждая группа читает получившийся рассказ. | РУУД КУУД ПУУД ЛУУД | Г | ||||
Рефлексия деятельности | -Ребята, давайте подведём итог нашей работы. - С какой частью речи мы работали на уроке? -Что нового узнали? -Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов. -Всем спасибо за урок. | - Глаголы изменяются по временам и могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени. Дети оценивают себя. | РУУД КУУД ЛУУД | Ф | ||||
Домашнее задание | Изменить по временам глаголы в стихотворении А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» |