Технологическая карта урока русского языка «Неопределённая форма глагола» (4 класс)
Этапы урока |
Формируемые умения |
Слай ды |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организацион-ный |
Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; настроится на работу коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и с точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок, на котором вы продолжите раскрывать секреты русского языка. Прозвенел уже звонок, Позвал детей всех на урок. Друг на друга посмотрели И за парты тихо сели.
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник и тетрадь. - Почему это важно? Выскажите свои мысли |
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» |
2.Актуали зация опор ных знаний |
Предметные: - правильно называть признаки глагола - правильно определять число и время глагола Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; - формулировать проблему и устанавливать связь - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, правил регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Сегодня у нас урок-исследование. А кто знает, что значит исследовать? Но прежде чем приступить к исследованию, давайте выполним практическое задание. Минутка чистописания: ть ти чь - Где мы можем встретить эти сочетания? - Сегодня эти сочетания нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся. |
Учащиеся выполняют задание и высказывают свои предположения |
3.Поста-новка учебной пробле- мы |
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя спланировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. |
Слайд №1 |
Интервью. Однажды у одной части речи взяли интервью. Послушайте вопросы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. - О какой части речи пойдёт речь на уроке? Ученик исполняет роль глагола и читает стих. – Что бы вы пожелали ребятам? – Глаголу нравиться читать, шуметь, бурлить, кипеть, Играть, работать и мечтать, шить, жить, свистеть и петь. Что же делать нам, друзья, Что же сделать? Так нам жить уже нельзя: Не познав глаголов. - Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол. - Почему я так сказала? - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? - Изменяется ли глагол по числам? - Какие три времени имеет глагол? Давайте выдвинем гипотезу и предположим…. |
Обучающиеся в процессе обсуждения высказывают мысль о том, о какой части речи говорится Ученики отвечают на вопросы, применяя изученное |
4.Откры-тие ново-го знания |
Предметные: - уметь определять неопределенную форму глагола - уметь определять признаки глаголов и их отличие от инфинитива - учиться выяснять значение новых слов; - овладевать умением правильного написания инфинитива Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Слайд№2 №3 Слайд №4, №5
|
На доске записаны глаголы . Распределите их по временам. Побежал, захватила, копают, бежит, решать, унесет, стеречь, спрыгнут, нести. Какие слова вызвали затруднения? В какой столбик вы их записали? Почему эти глаголы оказались лишними? Ваши предположения…. Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличается от других глаголов. Я предлагаю самим постараться найти ответ. Запишем эти слова в отдельный столбик. Попробуем определить время, число. -А как бы вы назвали глагол, у которого невозможно определить время и число? Какой можно сделать вывод? -Сформулируйте тему нашего урока - Давайте докажем его особенности и отличие от других глаголов. Вы будете работать в парах. У вас на столах карточки. Вы , обсудив, запишите только глаголы в неопределенной форме. Носить, носит, нести, кость, косит, косить, месть, мести, скатерть, кости, жечь, ногти, везти, грусть, трость, лечь. -Итак, проверяем записанные глаголы. Сначала проверим безударные гласные в корне. - Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их - Что же такое ЧЬ,ТЬ ТИ? - Попробуйте высказать предположение, какой частью слова будут эти буквосочетания? -Давайте докажем! Предположим, что ЧЬ – это суффикс. Для решения этой проблемы предлагаю разобрать слово по составу по заданному алгоритму. Задание. Глагол беречь. Алгоритм. 1)Подберите к глаголу однокоренные слова. 2)Найдите корень и выдели его. 3)Найдите окончание. 4)Сделайте вывод. - Подтвердилось ли наше предположение? ть, - ти, - чь - это суффиксы На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? -Почему эта форма глагола называется неопределенной? - По другому неопределенная форма глагола называется-инфинитив или начальная форма.. Выходит ученик и читает стихотворение. Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец. Ин-фи-ни-тив – звучит занятно, Я вам назвался наконец! Ко мне летят лишь два вопроса, В них смысл всей жизни для меня.. Вид у меня бывает разный… А про лицо я дам ответ: Его не видели ни разу, Его, по-видимому, нет. Всегда по горло делом занят, Нет времени! Так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять!
|
Обучающиеся в процессе обсуждения высказывают мысль о том, чем не выбранные глаголы отличаются от остальных В процессе обсуждения ребята по признакам выделяют инфинитивы и записывают их в тетрадь Проверяют правописание глаголов Доказывают предположение, работая по алгоритму, делают вывод Ребята, работая по заданному алгоритму, высказывают свои предположения Формулирование учащимися правила |
Физми-нутка |
Я произношу высказывание, если с ним согласны, то- маршируете на месте, если нет – два раза хлопаете. Неопределенная форма глагола отвечает на один из вопросов: что делать? или что сделать? У глаголов неопределенной формы можно определить время, число, лицо; В неопределенной форме ни время, ни лицо, ни число не определяются; Глаголы в неопределенной форме оканчиваются чаще всего на –ть, -ти; Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и считаются разными словами |
|||
5. Первич-ное закрепление нового знания |
предметные: закрепить первичные знания о неопределенной форме глагола |
Слайд № 6 |
Игра Данные словосочетания замени глаголами неопределённой формы. Оказывать помощь. Очищать пол от сора. Вести наблюдения. Давать совет. Покрываться цветами. Принимать решение.
-Проверяем |
Учащиеся образуют неопределенную форму |
6.Приме-нение нового знания |
Предметные: - соотносить выбранные глаголы с их признаками, сравнивая с алгоритмом, - выделять инфинитивы в тексте, -образовывать неопределенную форму Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
- Послушайте стихотворение С. Островского и услышав глагол неопределенной формы поднимите сигнальную карточку. В жизни по–разному можно жить: В горе можно. И в радости. Вовремя есть. Вовремя пить. Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете вставать И помышляя о чуде Рукой обожженной солнце достать И подарить его людям. Работа по учебнику. Выписать глаголы по столбикам и вариантам 1в.- что делать? 2 в.- что сделать? Разноуровневая работа Стол самоконтроля с заданиями разного уровня. 1 уровень Спиши. Подчеркни глаголы в неопределённой форме. 1. Ж...ть – Родине служ...ть. 2. Нам песня строить и жить п...м...гает. 3. Учить – ум т...чить. 4. Братья дружною т...лпою выезжают погулять, серых уток пострелять. 5. П...тушок с высокой спицы стал стеречь его границы. 6. На припёке х...р...шо греть и нежить спинку, вырыть сла...кий к...решок, погл...дать осинку. 2 уровень Выпиши глаголы в неопределённой форме. Фантазирует, плакать, сказал, гореть, блестел, идёт, превозносить, стережёт. 3 уровень Спиши. Образуй начальную форму глаголов. Решает - ... Пилит - ... Читает - ... Рисует - ... Поёт - ... Пишет - ... |
учащиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий - самый легкий уровень, зеленый - уровень средней степени сложности, красный - самый сложный уровень. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который по его мнению соответствует степени освоения им учебного материала уроке знаний, и выполняет его. После выполнения задания – самопроверка. Сверяет написанное с образцом. |
|
7. Рефлек сия учебной деятель-ности |
Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - Продолжите мои предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы… - Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний. |
учащиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока, рассказывают о приобретенных на уроке знаниях. отмечают слово Я на выбранной шкале.
|