12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысцова Марина Леонидовна40
28 лет педстажа, 1 категория. В работе применяю современные методики и технологии. Люблю детей и школу! Наверное,поэтому еще там!
Россия, Санкт-Петербург

Этапы урока

Формируемые умения

Слай

ды

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать; настроится на работу

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и с точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок, на котором вы продолжите раскрывать секреты русского языка.

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

 

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник и тетрадь.

- Почему это важно?

Выскажите свои мысли

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»


 

2.Актуали

зация опор

ных знаний

Предметные:

- правильно называть признаки глагола

- правильно определять число и время глагола

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

- формулировать проблему и устанавливать связь

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, правил

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Сегодня у нас урок-исследование. А кто знает, что значит исследовать?

Но прежде чем приступить к исследованию, давайте выполним практическое задание.

Минутка чистописания:

ть ти чь

- Где мы можем встретить эти сочетания?

- Сегодня эти сочетания нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся.

Учащиеся выполняют задание и высказывают свои предположения


 

3.Поста-новка учебной пробле-

мы

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя спланировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Слайд №1

Интервью.

Однажды у одной части речи взяли интервью. Послушайте вопросы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

Ученик исполняет роль глагола и читает стих.

Что бы вы пожелали ребятам?

Глаголу нравиться читать, шуметь,

бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать, шить, жить,

свистеть и петь.

Что же делать нам, друзья,

Что же сделать?

Так нам жить уже нельзя:

Не познав глаголов.

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

- Какие три времени имеет глагол?

Давайте выдвинем гипотезу и предположим….

Обучающиеся в процессе обсуждения высказывают мысль о том, о какой части речи говорится

Ученики отвечают на вопросы, применяя изученное

4.Откры-тие ново-го знания

Предметные:

- уметь определять неопределенную форму глагола

- уметь определять признаки глаголов и их отличие от инфинитива

- учиться выяснять значение новых слов;

- овладевать умением правильного написания инфинитива

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд№2

3

Слайд №4, №5

 

На доске записаны глаголы . Распределите их по временам.

Побежал, захватила, копают, бежит, решать, унесет, стеречь, спрыгнут, нести.

Какие слова вызвали затруднения?

В какой столбик вы их записали?

Почему эти глаголы оказались лишними? Ваши предположения….

Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличается от других глаголов.

Я предлагаю самим постараться найти ответ.

Запишем эти слова в отдельный столбик. Попробуем определить время, число.

-А как бы вы назвали глагол, у которого невозможно определить время и число? Какой можно сделать вывод?

-Сформулируйте тему нашего урока

- Давайте докажем его особенности и отличие от других глаголов.

Вы будете работать в парах.

У вас на столах карточки.

Вы , обсудив, запишите только глаголы в неопределенной форме.

Носить, носит, нести, кость, косит, косить, месть, мести, скатерть, кости, жечь, ногти, везти, грусть, трость, лечь.

-Итак, проверяем записанные глаголы. Сначала проверим безударные гласные в корне.

- Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их

- Что же такое ЧЬ,ТЬ ТИ?

- Попробуйте высказать предположение, какой частью слова будут эти буквосочетания?

-Давайте докажем! Предположим, что ЧЬ – это суффикс.

Для решения этой проблемы предлагаю разобрать слово по составу по заданному алгоритму.

Задание.

Глагол беречь. Алгоритм.

1)Подберите к глаголу однокоренные слова.

2)Найдите корень и выдели его.

3)Найдите окончание.

4)Сделайте вывод.

- Подтвердилось ли наше предположение?

ть, - ти, - чь - это суффиксы

На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

-Почему эта форма глагола называется неопределенной? - По другому неопределенная форма глагола называется-инфинитив или начальная форма..

Выходит ученик и читает стихотворение.

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец.

Ин-фи-ни-тив – звучит занятно,

Я вам назвался наконец!

Ко мне летят лишь два вопроса,

В них смысл всей жизни для меня..

Вид у меня бывает разный…

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его, по-видимому, нет.

Всегда по горло делом занят,

Нет времени! Так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять!

 

Обучающиеся в процессе обсуждения высказывают мысль о том, чем не выбранные глаголы отличаются от остальных

В процессе обсуждения ребята по признакам выделяют инфинитивы и записывают их в тетрадь

Проверяют правописание глаголов

Доказывают предположение, работая по алгоритму, делают вывод

Ребята, работая по заданному алгоритму, высказывают свои предположения

Формулирование учащимися правила

Физми-нутка

   

Я произношу высказывание, если с ним согласны, то- маршируете на месте, если нет – два раза хлопаете.

Неопределенная форма глагола отвечает на один из вопросов: что делать? или что сделать?

У глаголов неопределенной формы можно определить время, число, лицо;

В неопределенной форме ни время, ни лицо, ни число не определяются;

Глаголы в неопределенной форме оканчиваются чаще всего на –ть, -ти;

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и считаются разными словами

 

5. Первич-ное закрепление нового знания

предметные:

закрепить первичные знания о неопределенной форме глагола

Слайд № 6

Игра

Данные словосочетания замени глаголами неопределённой формы.

Оказывать помощь.

Очищать пол от сора.

Вести наблюдения.

Давать совет.

Покрываться цветами.

Принимать решение.

 

-Проверяем

Учащиеся образуют неопределенную форму

6.Приме-нение нового

знания

Предметные:

- соотносить выбранные глаголы с их признаками, сравнивая с алгоритмом,

- выделять инфинитивы в тексте,

-образовывать неопределенную форму

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 

- Послушайте стихотворение С. Островского и услышав глагол неопределенной формы поднимите сигнальную карточку.

В жизни по–разному можно жить:

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И помышляя о чуде

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Работа по учебнику. Выписать глаголы по столбикам и вариантам

1в.- что делать?

2 в.- что сделать?

Разноуровневая работа

Стол самоконтроля с заданиями разного уровня.

1 уровень

Спиши. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

1. Ж...ть – Родине служ...ть. 2. Нам песня строить и жить п...м...гает. 3. Учить – ум т...чить. 4. Братья дружною т...лпою выезжают погулять, серых уток пострелять. 5. П...тушок с высокой спицы стал стеречь его границы. 6. На припёке х...р...шо греть и нежить спинку, вырыть сла...кий к...решок, погл...дать осинку.

2 уровень

Выпиши глаголы в неопределённой форме.

Фантазирует, плакать, сказал, гореть, блестел, идёт, превозносить, стережёт.

3 уровень

Спиши. Образуй начальную форму глаголов.

Решает - ... Пилит - ...

Читает - ... Рисует - ...

Поёт - ... Пишет - ...

учащиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом:

синий - самый легкий уровень,

зеленый - уровень средней степени сложности,

красный - самый сложный уровень.

Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который по его мнению соответствует степени освоения им учебного материала уроке знаний, и выполняет его.

После выполнения задания – самопроверка. Сверяет написанное с образцом.

7. Рефлек

сия учебной

деятель-ности

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

учащиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока,

рассказывают о приобретенных на уроке знаниях.

отмечают слово Я на выбранной шкале.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.