12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малишевская Светлана Валентиновна214
Россия, Архангельская обл., Котлас
5

Технологическая карта урока, согласно требованиям ФГОС- Что изучают в курсе материков и океанов.

Технологическая карта урока

Дата:

Класс: 7 класс

Предмет: география

Учитель: Малишевская Светлана Валентиновна

Тема: "Что изучают в курсе "География материков и океанов"

Тип урока: урок открытия нового знания (вводный)

Цели урока: познакомить обучающихся с новым предметом, основными вопросами, изучаемыми в курсе "География материков и океанов", показать значение изучения природы материков и океанов, крупных государств мира, особенностях государств, крупных островов и их типов. Показать отличительные черты понятий "материк", часть света".

Задачи урока:

1. Образовательные: проследить степень усвоения материала география-6, выявить проблемы неусвоенных тем, продумать пути ликвидации пробелов. Научить создавать представление о материках и океанах, научить сравнивать величину материков и океанов, строя различные типы диаграмм, анализируя их.

2. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, навыков самостоятельной деятельности. Способствовать формированию и развитию ОУУН:

коммуникативной: давать развернутые ответы на вопросы, грамотно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, уважать точку зрения оппонента.

информационной: развивать навыки умения работать с разными источниками информации , в том числе с сетью Интернет. Представлять материал с помощью презентаций, докладов, исследовательской и проектной деятельности.

социальной: в соответствии с поставленными задачами определить свою роль в коллективе.

учебной: самостоятельно находить наиболее рациональные пути решения поставленных задач, уметь сравнивать, выделять главное, выдвигать гипотезу, просматривать причинно-следственные связи, строить логические цепочки. Давать определения терминам, классифицировать, обобщать, систематизировать учебный материал.

3. Воспитательная: поддержание познавательного интереса к изучению темы, воспитывать сотрудничество, коллективизм, развивать культуру речи , умение критично оценивать материал.


Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: формирование представлений о географии материков и океанов, научиться давать понятия терминам; определять местоположение географических объектов, строить различные типы диаграмм для сравнения географических объектов. Формирование интереса к изучению предмета.

Личностные УУД: умение работать в соответствии с поставленными задачами, формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению, познанию нового. Формирование оценки собственной учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

а) познавательные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное, анализировать, сравнивать, классифицировать, просматривать причинно-следственные связи.

б) коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, разрешение конфликтов, полно и ясно выражать свои мысли, дополнять ответы одноклассников, высказывать свои версии.

в) регулятивные: самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, коррекция результата, оценка своей деятельности.

Ресурсы (оборудование): учебник, атлас, тетрадь, контурные карты.


Структура урока открытия нового знания (вводный)

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Подготовка обучающихся к работе, приветствие, эмоциональный настрой

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Напоминает требования к: 1) ведению тетрадей ( в клетку, 24-48 листов, записи в тетради -синей ручкой, рисунки, схемы, диаграммы, таблицы выполнять карандашом). 2) атласов и контурных карта ( должны быть подписаны, содержаться в надлежащем виде, присутствовать на каждом уроке)

Внимательно слушают учителя

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Логические: формулирование проблемы.

3. Актуализация знаний

Давайте вспомним, что такое география, как переводится понятие?

География - наука, зародившаяся на заре развития человеческой мысли. Современная география - это целая система наук. В ней выделяются две группы - физическая и социально-экономическая география.

Схема(приложение 1)


Кто является основоположником географической науки?


В 7 классе мы продолжим изучение физической географии, познакомимся с природой нашей планеты, узнаем, как люди открывали и осваивали земли, продолжим развивать умение работать с различными типами географических карт, с таблицами, диаграммами, схемами.

Вы сможете ответить на вопросы- почему в разных районах Земли обитают разные растения и животные, почему в Аргентине, в отличие от Бразилии происходят сильные похолодания, ливни и снегопады (атлас) и на многие другие вопросы физической географии курса 7 класса.


Итак, почему необходимо изучать географию? Почему география все активнее изучает различные сферы деятельности человека?

Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, география помогает понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что спрятано за горизонтом. Сегодня география позволяет увидеть мир во всем его разнообразии, учит ориентироваться в пространстве. Любой человек должен знать, как живут люди в разных уголках планеты, как создают города, преобразуют природу, сохраняют ее. География- древняя наука, но, несмотря на это по-прежнему открывает перед человечеством удивительный мир природы, народов, знакомит их с особенностями, традициями и обычаями.


Мы приступаем к изучению нового раздела географии – географии материков и океанов.

Отвечают на вопросы учителя.

География-землеописание, "гео"- земля, "графо"- пишу.





Записывают в тетрадь схему.


Эратосфен, древнегреческий ученый, III век до н.э.


Внимательно слушают, работают с атласом.














Отвечают на вопрос учителя.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Логические: формулирование проблемы.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Начнем изучение с расположения частей света, островов и материков (континентов).

Материки, или континенты, представляют собой крупнейшие массивы суши, со всех сторон окруженные водами Мирового океана. Их общая S= 149 млн км2, или 29% земной поверхности.

Сколько всего материков? Перечислите их.

(работа с атласом)

Давайте посмотрим приложение "Площадь материков".


Задание- построить столбиковые

 диаграммы площадей материков, сделать вывод. (приложение 2)







Что вы знаете о материках? Что такое материк? Ознакомиться с приложением 3 , ответить на вопросы учителя.





По атласу посмотрите максимальные высоты каждого материка.

Приложение 4 Ознакомиться с дополнительной информацией, ответить на вопросы учителя.

1) Самой высокой точкой и Азии, и Евразии, и всей нашей планеты



2) Самая высокая точка Африки.





3) Самая высокая точка материка Северная Америка








4) Самая высокая точка материка Южная Америка 


5) Самая высокая точка Антарктиды.






6) Самая высокая точка материка Австралия.


Так же мы выделим еще и части света. Их тоже шесть. Следует отличать понятия "материк" и "часть света".


Часть света отражает исторический подход к подразделению суши на отдельные части. Частей света также шесть: Европа и Азия, входящие в состав одного материка - Евразия. Природной границей между Европой и Азией являются Уральские горы.

Что же такое часть света?

Америка, включающая в себя два материка - Северную и Южную Америку.

Африка, Австралия и Антарктида. Иногда Океанию (скопление островов в Тихом океане) выделяют в отдельную часть света – седьмую. Работа с атласом. Показать на карте полушарий части света, границу между Европой и Азией.

Материки размещены неравномерно. В каком полушарии расположены в основном материки? Верно, поэтому Северное полушарие называют материковым, а Южное- океаническим.

По положению относительно экватора материки делят на две группы- северные и южные. Задание по приложению 5





Делить сушу на части света люди стали еще в античную эпоху. Древние греки выделяли 3 части света, которые сейчас называют Старым Светом. Новым Светом Америго Веспуччи предложил называть неизвестные ранее земли, в плаваниях к берегам которых он участвовал. Эти земли позже были названы Америкой.

Задание. Назвать части света, определить, что входит в состав Старого и Нового Света.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя, работают с атласом.





6, перечисляют.


Отвечают на вопросы.



Знакомятся с дополнительными источниками информации, отвечают на вопросы учителя.

Строят столбиковые диаграммы.




Записывают определение в тетрадь.

Материк- обширное пространство суши, омываемое морями и океанами.



Знакомятся с дополнительными источниками информации, отвечают на вопросы учителя.


1) Евразия. Эверест (Джомолунгма)



2) Африка. Самой высокой точкой Африки является вулкан Килиманджаро



3) Северная Америка. Высочайшей горой Северной Америки является Денали, хотя долгое время, до 2015 года, она носила имя президента США Мак-Кинли. 




4) Южная Америка. Высочайшая точка  – это Аконкагуа.

5) Антарктида. Высочайшая точка самого высокого материка, Антарктиды, называется пик Винсон 



6) Австралия. Гора Косцюшко.






Записывают определение в тетрадь. Участки земной суши, которые выделялись учеными на основании их знаний об истории, культуре и географии этих районов Земли.









Находят и показывают Уральские горы.



В Северном





Заполняют схему северные и южные материки. Объясняют, как расположены материки относительно экватора, какое положение занимают.



Назвать части света, определить, что входит в состав Старого и Нового Света.




Выполняют задание.


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование.

 Познавательные: умение структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить рече­вые высказывания. 

Общеучебные: моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач

5. Первичная проверка понимания.

А теперь давайте ответим на некоторые вопросы для понимания материала.

- Сколько выделяют материков?

-Что такое материк?

-Сколько выделяют частей света?

- По карте полушарий покажите части света

-Что является границей между Европой и Азией?

- Включают ли части света помимо материков в свой состав и относящиеся к материкам острова?

-Используя политическую карту мира, назовите страны, которые расположены в двух частях света?



Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудни­чества. 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Логические: смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения.

6. Первичное закрепление.

Помимо материков, крупнейших массивов суши, есть другие, поменьше, тоже со всех сторон окруженные со всех сторон водой. Что это за участки суши?


Посмотрите на карту, назовите самые крупные острова?

Существуют различные виды островов -по площади, по происхождению, по скоплению (одиночные и архипелаги)

Заполнить схему "Типология островов по происхождению" Заполнить схему приложения 6

Как вы думаете, как образован каждый из представленных типов островов?




Острова


Гренландия, Мадагаскар, Сахалин.




Заполняют схему.



Выдвигают предположения, отвечают на вопрос.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению.

Познавательные: умение сконструировать знания.

Личностные: смыслообразование

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Параграф 2. Дома заполнить в контурной карте- подписать все материки, океаны, их омывающие. Подписать острова, о которых шла речь на уроке.

Записывают домашнее задание, анализируют, спрашивают непонятное.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание.

Познавательные: структурирование знаний.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

На доске прикреплено дерево, у детей яблоки разного цвета. Красный — восторг, оранжевый — радость,

желтый — в целом все неплохо,

зеленый — спокойствие,

синий — грусть, неудовлетворение,

фиолетовый — тревога, напряжение,

черный — упадок, уныние.

Прикрепляют яблоки к дереву.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению.




Приложение 1



География

\

физическая экономическая и социальная

? что изучает ? что изучает



Приложение 2

Построить столбиковые диаграммы (по площади или по процентам) соотношения площади материков земного шара

Материк

Площадь, млн км2

Доля материкав площади суши земного шара, %

Евразия

53,6

36,7

Африка

30,3

20,4

Северная Америка

24,25

16,3

Южная Америка

17,84

12

Антарктида

13,2

9,5

Австралия

7,6

5,1



Приложение 3

Евразия- термин «Евразия» впервые употребил геолог Эдуард Зюсс в 1880-х годах.

Африка - Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.
По мниению историка и археолога И.Ефремова слово «Африка» происходит из древнего языка Та-Кем (Египет."Афрос" — пенная страна. Это связано со столкновением нескольких видов течений, которые образуют пену при приближении к континенту в средиземном море.

Америка — часть света, объединяющая два материка, Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова (включая Гренландию).

Эту часть света также называют Новым Светом. Америка названа, видимо, по имени Америго Веспуччи (также существует мнение, что он получил это прозвище или назвал себя так в честь уже поименованного континента).

Слово «Америка» иногда употребляется для обозначения одного из государств этой части света — США, а выражение «открыть Америку» часто означает «сообщить давно всем известную и очевидную информацию».

Антаркти́да (греч. противоположность Арктике) — континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом
Антарктидой называют также часть света, состоящую из материка Антарктиды и прилегающих островов.
Антарктида была официально открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» подошли к ней в точке 69°21′ ю. ш. 2°14′ з. д. (G) (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена).
Первыми вступили на континентальную часть 24 января 1895 года капитан норвежского судна «Антарктик» Кристенсен и преподаватель естественных наук Карстен Борхгревинк.
Название «Австралия» происходит от лат. austrālis, что переводится как «южный».
Название «Australia» стало популярным после опубликования «Путешествия в Terra Australis» капитана Мэтью Флиндерса, который является первым человеком, обогнувшим Австралию.
Впоследствии губернатор Нового Южного Уэльса, Лаклан Маккуори, использовал это название в своих официальных посланиях в Англию. 12 декабря 1817 года он рекомендовал министерству по делам колоний Британской империи название «Australia» как официальное.



Приложение 4

Максимальные абсолютные высоты (м)

1) Самой высокой точкой и Азии, и Евразии, и всей нашей планеты является Эверест, также известный как Джомолунга . Он возвышается на 8 848 метров над уровнем моря. Люди неоднократно пытались покорить его, но удалось это лишь в 1953 году Эдмунду Хиллари и Тенцигом Норгеем. С тех пор эта гора стала чуть ли не самой популярной в мировом альпинизме. Сегодня там даже формируются многочасовые пробки из желающих туда подняться. Туристические компании с удовольствием возьмут в путешествие даже людей с нулевым альпинистским опытом. Однако это крайне опасно – каждый год на вершине погибает несколько человек, чей организм просто не справляется с тяжелыми условиями на высоте.

2) достигающий 5895 метров. Он находится на территории Танзании. Покорен он был ещё в 1889 году. Вершина горы – одно из немногих мест в Африке, где круглогодично можно наблюдать снег.

3) расположена она на территории штата Аляска. Примечательно, что когда-то эта вершина была самой высокой точкой России, пока Аляска входила в ее состав. Ее высота достигает 6190 метров. Впервые человеку удалось покорить ее в 1913 году, это сделала команда из 4 человек под предводительством Хадсона Стака.

4) Эта гора относится к системе Анды и расположена в Аргентине, вблизи границы с Чили. Ее высота равна 6960 метрам – это высочайшая точка Земли за пределами Азии. 

5) Его высота составляет 4892 метра. Обнаружена гора была лишь в 1957 году при разведке с воздуха. Первый человек поднялся на пик Винсона в только 1966 году, к тому моменту были покорены все остальные высочайшие вершины континентов.

6) на юго-востоке материка гора Косцюшко.

Ее открыли в 1840 году, и тогда же поляк Стшелецкий ее и покорили. Интересно, что сначала он дал такое имя другой расположенной рядом горе, которую считал высочайшей в Австралии, однако ученый ошибся. Когда ошибка обнаружилась, местные власти поменяли местами названия двух пиков.



Приложение 5

Материки

\

северные южные

? ?


Приложение 6


Типы островов по происхождению

\

материковые океанические

? ∕ \

вулканические коралловые

? ?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.