Технологическая карта воспитательного занятия «Золотая хохлома»
Технологическая карта воспитательного занятия.
Ширшова Нина Ивановна,
воспитатель высшей квалификационной категории.
Тема занятия: «Золотая хохлома».
Цель: развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение росписи тарелки по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
1) познакомить с видами выполнения хохломской росписи; углубить знания детей о хохломской росписи;
2) закрепить умение выполнять композицию на замкнутой плоскости тарелки из элементов хохломской росписи; организации рабочего места, выполнения работы по плану;
3) совершенствовать приемы работы с хохломскими элементами, оформления композиции.
Коррекционно- развивающие: способствовать развитию: памяти, расширению кругозора, композиционного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии. художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России, уважительное отношения и интерес к культуре и традициям своего народа.
2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе);
Коррекционные: корригировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память; развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
Формируемые БУД:
1) личностные БУД:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
2) познавательные БУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
3)регулятивные БУД:
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;
контролировать и корректировать свою работу по плану;
оценивать результат выполненного задания;
4)коммуникативные БУД
уметь пользоваться языком изобразительного искусства оформить свою мысль в устной и письменной форме .
уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Направление: художественно-эстетическое.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
Оборудование:
Оборудование учителя : пооперационная последовательность выполнения изображения- технологическая карта, слайдовая презентация, иллюстративный материал к вводной беседе, план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы с пачкающими материалами .
Оборудование учащихся :
Материалы: лист бумаги, гуашь
Инструменты: кисти, карандаш, ластик, циркуль.
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД |
I. Организация класса на работу Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. Проверка подготовленности учеников. | Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. - Здравствуйте ребята, садитесь. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. | Личностные проявляют доброжелательное внимание к окружающим, Коммуникативные соблюдают нормы речевого этикета, умеют здороваться. |
II. Формулировка темы занятия, постановка цели. Организует формулирование темы и цели занятия, обозначает основные образовательные задачи выясняет практическую значимость работы. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний у учащихся. III. Усвоение новых знаний 1. Вводная беседа Используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами, углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу наглядным материалом, организует детей на самостоятельный поиск новой информации, знакомит детей с новыми терминами
2. Объяснение последовательности выполнения практической работы 3. Проверка понимания учащимися нового материала | - Ребята, для того чтобы узнать тему нашего занятия, послушайте стихотворение. - Итак, кто догадался какая тема урока? (золотая хохлома) 1. Вводная беседа. - Ребята на прошлом уроке вы знакомились с золотой хохломой, кто может сказать, почему ее называют «золотой»? - А кто мне скажет, какие элементы узоров используются в росписи? (Листья, ягоды, цветы,завитки) – Какие цвета используют мастера Хохломы? (Золотой, красный, чёрный) - Молодцы. - Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”. Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов. Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии. - Посмотрите на эту иллюстрацию назовите, какой это вид? (показываю несколько иллюстрации) - Молодцы. - Посмотрите на иллюстрацию, которую мы сегодня с вами сделаем. Какой это вид? (фоновой) 2. Объяснение последовательности выполнения практической работы Организует внимание учащихся Сообщает новые сведения о материалах, приемах работы с ними, Выполняет педагогический рисунок Определяет этапы выполнения - Посмотрите на слайд, давайте изучим данный рисунок. - Что изображено в центре? (ягодки и листик) - Какие материалы нам понадобятся? (лист в виде тарелочки) - Мы проговорили, какие материалы и инструменты нам нужны, давайте составим план работы. 3. Проверка понимания учащимися нового материала. Проверяет глубину понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий Обеспечивает восприятие, осознание, систематизацию и обобщение материала учащимися. Составление плана работа. План: 3.Зарисовка фона. 4.Раскрасить центральное изображение 5.Украсить края тарелки | С помощью учителя формулируют тему и цель занятия, высказывают свое мнение о практической значимости работы Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности, составляют план практической работы | Регулятивные уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. Познавательные : искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, с помощью учителя делать выводы и обобщения, Коммуникативные:: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Регулятивные учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий |
V. Организация рабочего места. Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений. Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами. | - А сейчас давайте проверим все ли у вас готово для работы. Физминутка. Пальчиковая гимнастика Держим кисточку вот так, Это трудно? Нет, пустяк! Вправо, влево ,вверх и вниз Побежала наша кисть Закружилась как волчок За тычком идет тычок. | Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами, выполняют физминутку, пальчиковую гимнастику | Регулятивные учиться готовить рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. |
VI. Практическая работа Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на поэтапные эскизы); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит контроль. | Практическая работа. Возьмите плоский контур тарелочки, возьмите простой карандаш и в центре тарелочки нарисуйте, как показано на образце, листочек и три ягодки. Посмотрит, как мы будем рисовать ягодку. С начало рисуем овал, затем делаем в нижней части овала углубления. Стираем ненужные линии. Затем дорисуйте шапочку у землянички. Посмотрите, какая получится земляничка. Посмотрите, какие еще бывают ягодки, если вам понравилась другая ягодка нарисуйте ее. Теперь дорисуйте листочки. Наберите на кисточку краску зеленого цвета и аккуратно не заступая за контуры рисунка, закрасьте листок и шапочки ягод. Наберите краску красного цвета и закрасьте ягодки. Наберите краску желтого цвета и мелкими мазками точками, нарисуйте у земляники семечки, затем наберите краску черного цвета и как показано на образце дорисуйте необходимые узоры. Используя разные элементы хохломской росписи, украсьте края тарелки, как показано на образце. Или сделайте ободок тарелочки, используя краску красного цвета. - Посмотрите на образец и сравните вашу работу с данной тарелочкой на образце. | Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством воспитателя (задания разноуровненвые), осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту | Регулятивные учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия. Личностные: развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения |
VII. Подведение итога занятия. Рефлексия. Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества; выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились. Организует самооценку учебной деятельности. | - Ребята, вот у нас и получилась тарелочка с элементами хохломской росписи. - Какой росписью мы сегодня занимались? - Какими видами росписи познакомились? - Как хохломские мастера расписывают свои изделия? Какие виды письма вы знаете? - Чем мы украшали нашу композицию? Как называются маленькие элементы? - Все ребята, очень хорошо поработали. Ваши тарелочки получились очень замечательные и творческие. - Пожалуйста, выйдите к доске те, кто сидит на первом ряду. | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
VIII. Уборка рабочих мест. Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах, | - Положите ножницы в пенал, а остальной материал на край парты, так чтобы рабочее поле было свободным.
| Наводят порядок на рабочем столе. | Регулятивные : учиться быстро и организованно убирать рабочее место. |