Технологическая карта воспитательного занятия.


Ширшова Нина Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории.


Тема занятия: «Золотая хохлома».

Цель: развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение росписи тарелки по мотивам хохломской росписи.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

1) познакомить с видами выполнения хохломской росписи; углубить знания детей о хохломской росписи;

2) закрепить умение выполнять композицию на замкнутой плоскости тарелки из элементов хохломской росписи; организации рабочего места, выполнения работы по плану;

3) совершенствовать приемы работы с хохломскими элементами, оформления композиции.

Коррекционно- развивающие: способствовать развитию: памяти, расширению кругозора, композиционного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии. художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России, уважительное отношения и интерес к культуре и традициям своего народа.

2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе);

Коррекционные: корригировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память; развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

Формируемые БУД:


1) личностные БУД:

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

2) познавательные БУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

3)регулятивные БУД:

проговаривать последовательность действий на уроке.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;

контролировать и корректировать свою работу по плану;

оценивать результат выполненного задания;

4)коммуникативные БУД

уметь пользоваться языком изобразительного искусства оформить свою мысль в устной и письменной форме .

уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Направление: художественно-эстетическое.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Оборудование:

Оборудование учителя : пооперационная последовательность выполнения изображения- технологическая карта, слайдовая презентация, иллюстративный материал к вводной беседе, план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы с пачкающими материалами .

Оборудование учащихся :

Материалы: лист бумаги, гуашь

Инструменты: кисти, карандаш, ластик, циркуль.


Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность обучающихся

Формируемые БУД

I. Организация класса на работу

Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. Проверка подготовленности учеников.


Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

- Здравствуйте ребята, садитесь.


Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.


Личностные

проявляют доброжелательное внимание к окружающим,

Коммуникативные

соблюдают нормы речевого этикета, умеют здороваться.

II. Формулировка темы занятия, постановка цели. Организует формулирование темы и цели занятия, обозначает основные образовательные задачи выясняет практическую значимость работы. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний у учащихся.





III. Усвоение

новых знаний

1. Вводная беседа

Используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами, углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу наглядным материалом, организует детей на самостоятельный поиск новой информации, знакомит детей с новыми терминами














2. Объяснение последовательности выполнения практической работы














3. Проверка понимания учащимися нового материала


- Ребята, для того чтобы узнать тему нашего занятия, послушайте стихотворение.
«Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя хохлома!»

- Итак, кто догадался какая тема урока? (золотая хохлома)
- Верно тема нашего урока «Золотая хохлома»










1. Вводная беседа.

- Ребята на прошлом уроке вы знакомились с золотой хохломой, кто может сказать, почему ее называют «золотой»?

- А кто мне скажет, какие элементы узоров используются в росписи? (Листья, ягоды, цветы,завитки)
- Посмотрите на слайд, какие элементы вы видите? Почему она называются капельки? (похожи на капельки) Почему усики? (похожи на усы) А кустики? (на куст похожи)

– Какие цвета используют мастера Хохломы? (Золотой, красный, чёрный)
- Да, основными цветами являются красный, черный, золотой. Но также используется зеленый и черный.

- Молодцы.

- Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

- Посмотрите на эту иллюстрацию назовите, какой это вид? (показываю несколько иллюстрации)

- Молодцы.

- Посмотрите на иллюстрацию, которую мы сегодня с вами сделаем. Какой это вид? (фоновой)
- Правильно.

2. Объяснение последовательности выполнения практической работы

Организует внимание учащихся

Сообщает новые сведения о материалах, приемах работы с ними,

Выполняет педагогический рисунок

Определяет этапы выполнения

- Посмотрите на слайд, давайте изучим данный рисунок.
- Где изображен рисунок? (на тарелочке)

- Что изображено в центре? (ягодки и листик)
- Что изображено по краям тарелочки? (разные завитки)

- Какие материалы нам понадобятся? (лист в виде тарелочки)
- Какие инструменты нам понадобятся? (кисть, карандаш, ластик, краски.)

- Мы проговорили, какие материалы и инструменты нам нужны, давайте составим план работы.

3. Проверка понимания учащимися нового материала.

Проверяет глубину понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий

Обеспечивает восприятие, осознание, систематизацию и обобщение материала учащимися.

Составление плана работа.
- Составление плана нас поможет в работе.

План:
1.Рассмотрение и изучение иллюстрации.
2. Изображение ягоды и лепестка.

3.Зарисовка фона.

4.Раскрасить центральное изображение

5.Украсить края тарелки



С помощью учителя формулируют тему и цель занятия, высказывают свое мнение о практической значимости работы


















Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности,

составляют план практической работы


Регулятивные

уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.














Познавательные :

искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, с помощью учителя делать выводы и обобщения, Коммуникативные::

вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий



V. Организация рабочего места.

Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений.

Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами.



- А сейчас давайте проверим все ли у вас готово для работы.
- Приготовьте материалы, лист - тарелочка.
- Приготовьте инструменты, такие как кисточка, краски, карандаш.
- Приготовьте приспособление клеенка.
- Расположите все следующим образом: альбомный лист – в левом верхнем углу парты, карандаш, краски и кисть справа от себя, так, чтобы рабочее поле было свободным.

Физминутка.
- Ребята, а сейчас встаньте мы с вами немного отдохнем и выполним физминутку

Пальчиковая гимнастика
(выполняются  движения  по  тексту игры)

Держим  кисточку  вот так,

Это  трудно? Нет, пустяк!

Вправо, влево ,вверх  и вниз

Побежала  наша  кисть

Закружилась как волчок

За тычком  идет  тычок.


Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами, выполняют физминутку, пальчиковую гимнастику

Регулятивные

учиться готовить рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания.





VI. Практическая работа

Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на поэтапные эскизы); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит контроль.


Практическая работа.

Возьмите плоский контур тарелочки, возьмите простой карандаш и в центре тарелочки нарисуйте, как показано на образце, листочек и три ягодки. Посмотрит, как мы будем рисовать ягодку. С начало рисуем овал, затем делаем в нижней части овала углубления. Стираем ненужные линии. Затем дорисуйте шапочку у землянички. Посмотрите, какая получится земляничка. Посмотрите, какие еще бывают ягодки, если вам понравилась другая ягодка нарисуйте ее. Теперь дорисуйте листочки.

Наберите на кисточку краску зеленого цвета и аккуратно не заступая за контуры рисунка, закрасьте листок и шапочки ягод. Наберите краску красного цвета и закрасьте ягодки. Наберите краску желтого цвета и мелкими мазками точками, нарисуйте у земляники семечки, затем наберите краску черного цвета и как показано на образце дорисуйте необходимые узоры.

Используя разные элементы хохломской росписи, украсьте края тарелки, как показано на образце.

Или сделайте ободок тарелочки, используя краску красного цвета.

- Посмотрите на образец и сравните вашу работу с данной тарелочкой на образце.

Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством воспитателя (задания разноуровненвые),

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Регулятивные

учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные:

развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения

VII. Подведение итога занятия. Рефлексия.

Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества;

выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились.

Организует самооценку учебной деятельности.


- Ребята, вот у нас и получилась тарелочка с элементами хохломской росписи.

- Какой росписью мы сегодня занимались?

- Какими видами росписи познакомились? - Как хохломские мастера расписывают свои изделия? Какие виды письма вы знаете?

- Чем мы украшали нашу композицию? Как называются маленькие элементы?
- Какими цветами мы работали, какую по цвету краску мы брали?

- Все ребята, очень хорошо поработали. Ваши тарелочки получились очень замечательные и творческие.

- Пожалуйста, выйдите к доске те, кто сидит на первом ряду.
- Выйдите к доске, ребята со второго ряда, вместе со своими работами.
- Вместе со своими работами выйдите ребята третьего ряда.

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности.

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

VIII. Уборка рабочих мест.

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,


- Положите ножницы в пенал, а остальной материал на край парты, так чтобы рабочее поле было свободным.



Наводят порядок на рабочем столе.

Регулятивные :

учиться быстро и организованно убирать рабочее место.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.