Технологическая карта занятия по развитию речи у детей (3 года обучения) с ограниченными возможностями здоровья на тему «Дикие животные»
Технологическая карта занятия по развитию речи у детей (3 года обучения) с ограниченными возможностями здоровья
Тема: «Дикие животные»
1 класс
Разработчик:
Смола Анастасия Александровна,
учитель- дефектолог
2024
Технологическая карта НОД.
Тема НОД: «Дикие животные»
Цель НОД: расширение и уточнение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, заяц, лиса, ёж.).
Задачи:
1. Образовательные:
закрепление знаний детей о диких животных и их детёнышах;
активизация словарного запаса;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
2.Развивающие:
развитие речи и умения отвечать на вопросы; формирование умения детей сочетать движения с речью;
развитие усидчивости, коммуникативности.
3.Воспитательные:
воспитание доброжелательных чувств, любви к живой природе.
Художественное слово: стихотворный текст, загадки
Материал и оборудование:
иллюстрации с изображением лесных зверей
музыкальное сопровождение
План:
Психологический настрой
Вводно-организационный
Мотивационно - побудительный
Актуализация
Расширение имеющихся представлений
Динамическая пауза
Расширение имеющихся представлений
Заключительный этап. Рефлексия
Планируемые результаты
Предметные УУД
Обучающийся получит возможность:
формировать понятия «дикие животные»;
выявить, обобщить и расширить знания о диких животных;
Личностные УУД
Обучающийся получит возможность:
проявлять интерес к изучению темы:
проявлять эмоционально- положительное отношение к животным;
проявлять творческое отношение к выполнению заданий;
проявлять понимание своей успешности при изучении темы;
формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность:
развивать абстрактное мышление при классификации по признаку «дикое - домашнее»;
работать с предложенными алгоритмами;
понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;
строить логические рассуждения при анализе заданий;
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов;
творчески относится к выполнению заданий.
Регулятивные УУД
уметь обнаруживать проблему и ставить перед собой цель;
составлять план учебных задач;
определять степень успешности выполнения своей работы по заданным критериям. уметь обнаруживать проблему и ставить перед собой цель;
выбирать вариант выполнения задания.
Коммуникативные УУД
сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы ;
уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать других;
уметь договариваться, выполняя роли в группе, сотрудничать в совместном решении ряда задач.
Межпредметные связи:
окружающий мир;
физическая культура;
технология.
Этап НОД |
Задачи |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
||||||||||||||
|
|
Речевая ситуация |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Заключительный |
|
Игровая ситуация |
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Развивать грамматический строй речи, словарь, закреплять умение образовывать имена прилагательные. |
Бросаю мяч и прошу детей, поймав мяч, назвать слово-признак (образовать имя прилагательное) или, наоборот, назвать, от каких слов оно образовано. (У зайца длинные уши, значит он какой?..длинноухий) и т.д. |
Дети стоят в кругу, ловят мяч, образуют слова-признаки (имена прилагательные) или выделяют составляющие этого слова. |
||||||||||||||||
Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи в живой природе. |
Речевая игра «Продолжи предложение, найди причину» |
Дети подбирают слова по смыслу, стараются отвечать полным предложением. |
||||||||||||||||
Прошу детей договорить предложение, подобрав нужные по смыслу слова. Весной животные роют норы, потому что… (собираются заводить детёнышей) |
Дети сидят в кругу на ковре, подбирают по смыслу окончание предложений; дают полный ответ . |
|||||||||||||||||
Продолжать учить детей работать в парах; развивать грамматический строй речи, словарь; упражнять в образовании имен существительных, обозначающих детёнышей животных, с помощью суффиксов -онок-, -ёнок- |
Речевая игра «Назови детёныша» |
Дети образуют имена существительные с помощью суффиксов -онок-, -ёнок |
||||||||||||||||
Предлагаю детям разделиться на пары, выбрать картинку с животным и сказать, как будет называться детёныш? Много детёнышей? Волк - волчонок, волчата. Лиса - лисёнок, лисята… и т.д. |
Дети подходят к столу парами, выбирают картинку, называют животное и детёныша. |
|||||||||||||||||
Учить детей проводить аналогию между человеком и животным; Развивать грамматический строй речи, словарь.
|
Игра «А что у животных?» |
Дети проводят аналогию между человеком и животным, стараются правильно отвечать на вопросы.
|
||||||||||||||||
Предлагаю детям сравнить человека и животного, прошу детей назвать, что у животного: У человека волосы, а у животного?.. (шерсть). У человека руки, а у животного?...(лапы)... и т.д. |
Дети сидят на ковре; по очереди называют части тела животного, отвечают на мои вопросы, стараясь подобрать правильные слова. |
|||||||||||||||||
Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать учить детей работать в подгруппах |
Игра «Покорми животное» |
Дети определяют, чем можно покормить животное и быстро перебирают содержимое тарелки. Поясняют свой выбор, дают полный ответ
|
||||||||||||||||
Предлагаю детям разделиться на 2 команды и покормить животных. Для этого детям необходимо рассмотреть содержимое тарелки и приготовить корм для животного -отобрать из тарелки все, что животные могут съесть, чем их можно угостить. (в тарелке лежит трава, орехи, муляжи мяса, овощи, грибы, пуговицы, камни, бусины и т.д. |
Дети работают в подгруппах у столов; перебирают предметы, выбирают нужное угощение, обосновывают свой выбор . |
|||||||||||||||||
Учить детей выражать своѐ отношение к занятию. Создать хорошее настроение. |
Беседа |
|||||||||||||||||
Спрашиваю детей, что нового узнали на занятии, что понравилось, что вызвало затруднения, даю оценку деятельности детей, подвожу итоги. В конце НОД предлагаю детям выбрать смайлик, изображающий животное, и прикрепить на доску: веселый, если занятие понравилось и грустный, если занятие не понравилось. |
Дети отвечают на вопросы, говорят, что понравилось, что вызвало затруднения. Выбирают смайлик и прикрепляют его на доску поясняя свой выбор. |
|