Технологическая модель развивающего урока «Знакомство с произведением И.Соколова-Микитова «Зима в лесу»»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА
ФИО учителя, название ОО Рыжова Т. С. ГБОУ школа-интернат № 71 г. о. Самара |
|||||
Целевой компонент |
Тема урока: |
Знакомство с произведением И.Соколова-Микитова «Зима в лесу» |
|||
Образовательная цель |
Воспитание ценностного отношения к родной земле, развитие интереса к чтению и умение работы с текстом через осмысление прочитанного, знакомство с рассказом И. С. Соколова-Микитова «Зима в лесу». |
||||
Планируемые образовательные результаты |
По окончании изучения темы ученик: ЛР: формировать сопричастность к Родине, к сохранению Земли как нашему родному дому, бережное отношение к природе, формировать адекватную самооценку через сравнение своих результатов с образцами. МР: уметь определять и формулировать цель урока, уметь самостоятельно проверять знания по изученной теме, передавать голосом чувства и рассказывать о них. ПР: уметь находить в тексте ответы на вопросы, читать выборочно по заданию, передавать настроение автора. |
||||
Программные требования к образовательным результатам раздела «Морозные узоры»
|
Ученик научится/ получит возможность научиться:
|
||||
Содержательный компонент |
Программное содержание |
Речевая разминка, эмоциональный настрой. Знакомство и работа с произведением И. Соколова-Микитова «Зима в лесу». Дифференцированная работа в парах, группах, индивидуальная работа. Выборочное чтение. |
|||
План изучения учебного материала |
Рассказ И. С. Соколова-Микитова «Зима в лесу». Пейзаж «Зимний лес». Следы животных. Бережное отношение к природе. |
||||
Основные понятия |
Горностай, натропил, просеки |
||||
Основные законы, закономерности |
|
||||
Организационно-деятельностный компонент |
Тип урока |
Тип урока: Урок новых знаний. |
|||
Форма урока
|
фронтально - коллективная, работа в группах и индивидуальная |
||||
Образовательная технология |
Развивающая |
||||
Оснащение урока
|
учебник, запись слов на ватмане, иллюстрации зимней природы, компьютер, проектор, экран, презентация |
||||
Мизансцена урока |
Традиционная. |
||||
Предварительная подготовка к уроку учащихся |
Подготовить рисунки к стихотворению С. Прокофьева «Подарки Зимы» |
||||
Домашнее задание
|
Составить короткий рассказ на одну из тем: «Первый снег», «Снег», «Каким я видел снег вечером». |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
ПОР |
|
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ |
|||
Психологический настрой. |
Проговаривание стихотворения |
|
|
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ |
|||
а) Артикуляционная гимнастика. (Упр. на координацию движений)
б) Дыхательная гимнастика. в) Логопедическая зарядка. г) Отработка дикции.
Проверка домашнего задания. Что было задано?
Ситуация – проблема Какая зима бывает у нас в Самаре? Давайте посмотрим, какой может быть ещё зима. Просмотр мультфильма… О том, что в разных частях света бывает разная зима. б) аналитическая беседа (обсуждение): Что вас удивило? Что интересного заметили?
На что обратили внимание?
Почему возникли разные мнения, разные решения?
Какая будет тема урока? Продолжаем зимнюю тему. Будем читать о зиме в наших краях. С каким рассказом вы познакомитесь, вы узнаете, расшифровав эту таблицу. У С И З В Л М А Е Рассказ И. С. Соколова-Микитова «Зима в лесу». Чтение учителем. Словарная работа. |
покусаем язык облизываем губы часики губы в трубочку губы в улыбочку Дуют на снежинки Ок-ок-ок-выпал снежок Ул-ул-ул- ветер подул Оз-оз-оз - пришел мороз Ма-ма-ма-наступила зима Выразительно читать стихотворение и организовать выставку рисунков.
Холодная, многоснежная
На юге тепло, цветут растения.
Что зимой может быть жарко, и могут цвести растения Что зима бывает разной, а мы знаем зиму в наших краях холодную. Что зима может быть без снега, может быть с солнцем не только освещающим, как у нас зимой, но и жарко греющим В разных местах Земли (земного шара) разные зимы. Зимняя.
Зима в лесу.
прослушивание |
ЛР. выполняют упражнения арт. и дых.гимнастики самостоятельно, в полном объеме. Четко и правильно стараются проговорить чистоговорки и скороговорки, хором и индивидуально.
МР выразительно читают стихотворение, правильно, полно и сознательно выполняют домашнее задание. ПР актуализируют свои знания, стимулирующие их к решению поставленных учебных задач
|
|
III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ |
|||
Аналитическая беседа. Сейчас мы разделим рассказ на части и озаглавим их. Как вы думаете, где заканчивается 1 часть? О чём в ней говорится? Как можно её озаглавить? Как вы думаете, где заканчивается 2 часть? О чём в ней говорится? Как можно её озаглавить? А каких животных следы вы видели в городе? Чьи следы из лесных обитателей похожи на следы собаки? Как вы думаете, где заканчивается 3 часть? О чём в ней говорится? Как можно её озаглавить? Составим план Пейзаж «Зимний лес». Следы животных. Бережное отношение к природе. |
|
МР умение анализировать текст, делить на смысловые части, озаглавливать.
МР умение анализировать, сравнивать.
ПР составлять план к рассказу И. Соколова-Микитова «Зима в лесу». |
|
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ |
|||
1). Поиграем в игру: «Продолжи предложения» я начну, а вы заканчивайте строчку. Тяжелыми белыми шапками........ Только голодные волки...... Красивой цепочкой........ 2). А сейчас мы составим пословицы (соотнести левую сторону с правой). Мороз не велик, в большой мороз. -Прочитай правильно первую пословицу. Береги нос да стоять не велит. -Прочитай правильно вторую пословицу. - Как вы понимаете эти пословицы? Бережное отношение к природе. Беседа по охране природы. Как автор относится к жителям леса? Мне хотелось, что бы и вы по-доброму относились к природе, любили ее Давайте вместе прочитаем и запомним 3 очень важных правила, которые должен выполнять каждый человек. 1. Охраняй природу. 2. Береги ее. 3. Ко всему живому относись по-доброму. Домашнее задание. 1 группа – составить короткий рассказ на одну из тем: «Зима», «Первый снег», «Снег», «Каким я видел снег вечером». Например: Зима. Наступила морозная зима. Укрыла землю снежным одеялом. Намела большие сугробы. 2 группа – пересказ по плану. 3 группа – запомнить, как выглядит лес зимой. Это 1 абзац рассказа. |
групповая работа (устно)
индивидуальная самостоятельная работа |
ПР умение подбирать слова из рассказа.
ЛР умение правильно строить предложения на основе собственного опыта.
ЛР формирование адекватной самооценки, бережное отношение к природе. |
|
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Ситуация рефлексии а) установление соотношения целей и задач с результатами деятельности; б) анализ эффективности выбранных способов достижения целей Кому понравился урок, у кого хорошее настроение, кто доволен своей работой, покажите снежинки, а кто считает, что у него что-то не получилось, или просто плохое настроение, того прошу показать снеговую тучку. |
индивидуальная |
ЛР дают личную оценку о результатах своей деятельности на уроке. |