Открытый урок по чтению и развитию речи во 2 классе по произведению И. Соколова-Микитова «Соловей»

0
0
Материал опубликован 16 November 2015

Открытый урок по чтению и развитию речи во 2 классе.

Тема урока: Введение в тему «Птицы – наши друзья» И.Соколов-Микитов «Соловей» .

Коррекционно-образовательные: Познакомить учащихся с новым рассказом Соколова-Микитова. Формировать естественный интерес к братьям нашим меньшим, расширять углублять знания детей о природе, в частности о птицах.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляцион­ную моторику детей;

- развивать навыки чтения, работы с текстом, фонематический слух, внимание;

- развивать зрительное восприятие;

Коррекционно-воспитательная:

- развивать навыки самоорганизации и контроля;

- воспитывать желание приходить на помощь;

- воспитание бережного отношения, любви к природе.

Оборудование: учебник чтение 2 класс автор-состовитель С.Ю.Ильина, презентация к уроку, кормушка для птиц.

Ход урока

Орг. момент 
- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

Какое время года?

Какой день недели?

Какое время суток?

- Давайте начнем урок со стихов, которые сочиним сами. Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово: 
- На уроках будь старательным будь спокойным и … (внимательным)

-Говорите четко, внятно, чтобы было все… (понятно)

-Если хочешь отвечать, надо руку … (поднимать)

-Будь прилежен на уроке, не болтай : ты не … (сорока)

-Если друг стал отвечать, не спеши … (перебивать)

-А помочь захочешь другу подними спокойно … (руку)

-Знай, закончился урок, коль услышал ты … (звонок)

- Молодцы! Хорошо сочиняем стихи и я думаю, что все дети на уроке будут соблюдать правила поведения.

- Скажите, что вы делаете каждое утро, когда просыпаетесь? 
2. Артикуляционная гимнастика. 
а) Сказка про язычок. Жил был Язычок. Утром он посыпался, улыбался, умывался, чистил зубы, делал зарядку (вверх, вниз, влево, вправо, круговые движения). Завтракал, пил чай с вкусным вареньем, облизывал сладкие губы. Выходил на улицу поиграть, переходил дорогу, а на встречу бежит лошадь (сначала далеко, потом близко). Смотрит, ребята играют в футбол, забивают в ворота мячи. Устал, пошел домой отдыхать, но мы с вами продолжаем работать.
- Зарядку для язычка сделали. А все ли буквы вы знаете? Проверим. (закрытыми глазами, на ощупь узнают печатную букву и называют слово на эту букву).


3. Сообщение темы и цели урока. 
– На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Мир животных». Сегодня начнем изучать новый раздел, который называется, а как вы расшифруете сами. (дети, записав число, расшифровывают название раздела) - Да, мы начинаем изучать раздел «Птицы наши друзья». – Как вы думаете, о чем мы с вами будем читать, рассказывать, слушать, узнавать, изучая эту тему? (о жизни птиц, какие бывают птицы, куда улетают, какую пользу приносят).

(показ слайдов: синичка, воробей, утка, гусь, сорока, лебедь). - Скажите, каких птиц вы знаете? - Чем птицы отличаются от всех животных? Что общего у всех птиц, какие только есть на свете? (яички, перья, крыло, клюв) 
– Все ли птицы живут на одном месте? Куда и когда они улетают? Какие птицы остаются зимовать? Почему? 

Вам на дом было задано выучить стихотворение о птицах. (чтение стихов про птиц).


4. Изучение нового материала. 
– Сегодня мы познакомимся поближе с птичкой, какой угадаете сами, послушав его песню.

(Дети, слушают песню соловья)

-Рассказ про соловья.

Внешний вид соловья. Соловей немного крупнее воробья, коричневый, снизу серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной. Места обитания соловья. Обитает в светлых лесах, у рек, садах и парках. Места гнездования соловья. Гнезда устраивает на кустарниках или в густой траве. Гнездо делает из сухих травинок и листьев, тонких веточек. Откладывает 4-6 яиц коричневого или темно-шоколадного цвета. Соловей улетает в теплые края на зимовку, потому что там ему легче прокормиться. Прилетает в первой половине мая, и вскоре можно слышать его замечательную звонкую трель. Пища соловья. Соловей питается в основном насекомыми. муравьи, жуки, а также гусеницы, многоножки, мухи, пауки; осенью в небольшом количестве поедают также ягоды и семена. Песня соловья — набор повторяющихся свистов и щелканий. Нежные звуки песни сменяются громкими, радостные — печальными. Поет соловей, сидя на какой-нибудь веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Вообще соловей — очень скрытно держащаяся и осторожная птица, которую даже заметить очень трудно; во время пения он забывает об опасности и поет так стараясь, что к нему можно подойти очень близко. Соловьи склонны к подражанию. Молодые певцы учатся пению у старых, подражая им, а потому там, где появляется один хороший певец, вскоре улучшается пение и других птиц
– Мы прочитаем рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (слайд)

С рассказами этого писателя мы очень часто встречаемся, но о нем ничего не знаем. Этого писателя давно уже нет, но его рассказы про животных, птиц, о природе мы читаем с огромным удовольствием. Соколов-Микитов очень любил путешествовать по земле, узнавать многое, свои наблюдения он записывал и писал рассказы для детей, детей вашего возраста. 
5. Физкультминутка 
Игра «Летает – не летает» (книга, сорока, доска, дом, воробей, окно, стул, гусь, собака, кошка, петух, трава, тетрадь, синичка, утка, мальчик, телевизор, дедушка, голубь, чайка, ручка, краски, стена, попугай). Закрепление глагольного словаря: прилетели, сели, поклевали, помахали крыльями, попрыгали. 
6. Работа над текстом 
а) Первичное восприятие текста. – Запишем Автора и название текста. – Я буду читать рассказ, а вы внимательно слушать и представлять о чем говорится в рассказе. б) Анализ прочитанного. 
Стр. 91 – Скажите, как относится мальчик к птице в этом рассказе? в) Повторное чтение учащимися. – Прочитаете и карандашом отметите предложение, где говорится, как выглядит соловей. г) Игра «Голова и хвост», «Зашифрованное слово», «Чтение по цепочке по одному слову». 
7. Снятие напряжения с глаз. (слайд).

8. Коррекционное задание.

- Вы согласны, что птицы наши друзья?

- Как мы будем заботиться о них в холодное зимнее время? (показ кормушки).
- Всех животных, которые живут рядом с нами можно назвать нашими друзьями. 
а) Игра «Кто, что делает?»
Кошка – Играет, мяукает, царапает…
Собака - … Корова - … Мышка - …
Птичка - … Медведь - … Волк - … Цветок - …
9. Заключение
Закончите предложение
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Сегодня на уроке мне было интересно потому, что…
10. Оценивание.
11. После урока все вместе прикрепляем кормушку на дерева около школы.

Стихи для заучивания наизусть.

Сельская песня

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

 

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

 

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

Автор: А. Плещеев

Синица.

Пусть снег вокруг искрится

Ив зимний вечер злится-

Поёт не уставая

Синица расписная.

Снегирь.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #1817 был удален 7 February 2016

Не поставлена цель урока, отсутствует презентация.

7 February 2016

Снятие напряжения с глаз. (слайд). - Снятие напряжения с глаз. (Слайд №?). После урока все вместе прикрепляем кормушку на деревО около школы. Я буду читать рассказ, а вы внимательно слушать и представлять, о чем говорится в рассказе. Запишем автора и название текста. И т.д и т.п.

13 February 2016