Технологии проблемно-ценностного общения на уроке и вне его как ответ на риски времени
ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ЦЕННОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ И ВНЕ ЕГО КАК ОТВЕТ НА РИСКИ ВРЕМЕНИ
Уверена, что вам всем хорошо известны новые технологии обучения, и вы успешно их применяете. Согласно Федеральным стандартам, учитель должен не только снабдить школьника полноценным багажом знаний, но и научить самостоятельно «добывать» знания и, главное, разумно и эффективно ими пользоваться.
Если в школе, выступая с сообщением на классном часе, ребёнок с открытым взглядом и честными глазами говорит, что лучший подарок другу – книга или что-то сделанное своими руками, а вечером скандалит с измученными родителями по поводу покупки смартфона последней модели, то ничему мы этого ребёнка не научили. Если ребёнку не знакомы чувства доброты, взаимовыручки, уважения к окружающим – проблема та же. Такой школьник нас не слушал, не слышал, находил для себя более важные темы.
Ребёнку не достаточно рассказать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Его необходимо «окунуть» в ситуацию неразрешённой проблемы, где ему будет необходимо «включить» самостоятельность, аналитическую способность и принять верное, единственно правильное, на его взгляд, решение.
Учитывая те риски, которые нам преподносит стремительно развивающаяся действительность, технологии проблемно-ценностного общения, как никакие другие, помогают педагогу убедить своих воспитанников в необходимости каждый раз тщательно обдумывать свои поступки, нести ответственность за совершённые действия.
В век дефицита милосердия и добросердечности, растущего эгоизма и эгоцентризма, на мой взгляд, именно такие темы должны стать предметом коллективного или группового общения на уроках и вне школьных занятий. Хочу предложить вам несколько жизненных ситуаций, обсуждение которых с воспитанниками поможет вам четко определить, на какую воспитательную работу в классе следует обратить внимание.
Свидетелем следующей картины была я лично. Мальчик лет 8-9 в ожидании друзей ел на улице солидных размеров бутерброд. При этом, кусочками колбасы он дразнил (давал понюхать животному, а потом клал себе в рот) худую, бездомную, явно изголодавшуюся собаку, которая, виляя хвостом, крутилась возле ребёнка. Картина, поверьте, была кощунственная. Тут к нему подошли двое одноклассников. Один дал издевателю подзатыльник, в то время как другой отобрал бутерброд и накормил им замершего в ожидании еды хромого пса. Последствия не заставили себя долго ждать: возмущенные родители пожаловались директору школы на избиение сына, мальчиков строго наказали.
«Кто в этой ситуации прав? Кто виноват? Как поступили бы вы?» - такие вопросы были заданы мною в одном из классов после бурного обсуждения. К счастью, ответы меня порадовали.
В старших классах можно обсудить следующие проблемы:
1. Чем полезным ты займёшься на летних каникулах, если родители в это время работают, а средств на организацию твоего отдыха нет?
Такой вопрос заставит школьников задуматься, но у них будут и предположения. В свою очередь, классный руководитель должен иметь свои предложения по поводу организации полезного времяпрепровождения. Совместными усилиями мы сможем трудоустроить на короткий рабочий день некоторых, самых нуждающихся в материальном отношении детей.
2. Куда можно пригласить девочку, куда пойти отдохнуть с друзьями в выходной день, если денег количество ограниченное?
Вместе с детьми вы обсудите, что в городе существуют и бюджетные места отдыха, и даже бесплатные, где можно прекрасно провести время. Некоторые мои воспитанники ходят в детский дом и с удовольствием помогают воспитателям справляться и играть с малышами. У них уже такое посещение вошло в привычку и ни что они его менять не собираются.
И ещё один пример, который мне хотелось бы вам озвучить. Ещё в начале учебного года с группой детей мы заговорили о благотворительных фондах, которые помогают больным детям. Я вспомнила о «Дне добрых дел» на Пятом канале российского телевидения. Рассказала школьникам, что из маленьких перечислений населения складывается солидная сумма, благодаря которой еженедельно получают реальную надежду на жизнь несколько детей. И вот совсем недавно я узнала, что наши воспитанники всем классом по четвергам переводят на счёт 5-го канала со своих мобильных телефонов небольшие, доступные им суммы.
Мне хотелось танцевать от радости и гордости за наших детей. Поймите, они могли потратить эти средства на игры или общение в социальных сетях, но дети осознали, что жизнь больного ребёнка – несоизмеримо важнее личного удовольствия.
Последний случай лишний раз убедил меня в том, что со всеми рисками времени мы можем и лично справиться и помочь нашим детям. Необходимо только, не жалея на это сил и времени, рассказывать им, демонстрируя примеры, какую жизненную дорогу следует выбирать, а какую категорически игнорировать.
Малашина Н.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №11" г. Алексина Тульской области
2