Мастер-класс «Развитие логического мышления на уроках математики»
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: СЛАЙД 2 общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Я хочу познакомить вас сегодня с логическими универсальными действиями.
К логическим универсальным действиям относятся:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Одной из основных целей математического образования в рамках Стандартов второго поколения является формирование логических универсальных действий (анализ и синтез объектов; классификация; обобщение; выделение существенных признаков). Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления, очень трудно обеспечить на уроке в начальной школе, насыщенной учебным материалом. Этому может служить организация регулярных занятий во внеклассной работе или кружка по математике.
Но всё-таки я расширяю математическое содержание занятия за счёт включения в него нестандартных задач, которые формируют у учащихся умение высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства способствует развитию речи учащихся, выработке умений делать выводы, строить умозаключения.
Часто применяю нестандартную форму занятий: уроки - путешествия, уроки - сказки, уроки-соревнования, уроки КВН. На них использую задачи на смекалку, головоломки, ребусы. Задачи на смекалку даются в определенной последовательности: от простой – к сложной.
Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения задач на развитие логического мышления и творческих способностей.
Почему я подобрала именно такие задачи? Потому что интересы, потребности и познавательная активность детей в этот период тесно связаны с игровой деятельностью. Младшие школьники любят и хотят играть.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
СЛАЙД 3 К заданиям на развитие логического мышления можно отнести:
1. Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы.
Уважаемые родители, я предлагаю вам немного возвратиться в детство, стать на миг учениками 2 класса и поупражняться в решении логических задач.
СЛАЙД 4
Задача 1.
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (8) Щелчок (после ответа родителей)
(Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений).
СЛАЙД 5
Задача 2.
К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её. Щелчок (после ответа родителей)
(Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы и ее обоснование, построение логической цепи рассуждений)
СЛАЙД 6
Задача 3.
Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра). Щелчок (после ответа родителей)
(Анализ, выбор оснований классификации, подведение по понятие, построение цепи рассуждения)
СЛАЙД 7
Задача 4.
В 2 часа дня в Москве шел дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов? Щелчок (после ответа родителей)
2 часа дня – это 14 часов
14+10 = 24 часа – это полночь
(Анализ, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений)
СЛАЙД 8
Задача 5.
Как число 10 записать пятью одинаковыми цифрами, соединив их знаками действий? (2+2+2+2+2) Щелчок (после ответа родителей)
(Щелчок) Как записать число 10 четырьмя различными цифрами, соединив их знаками действий? (1+2+3+4, 5+3+2+0) Щелчок (после ответа родителей)
(Анализ, выбор оснований для классификации, построение цепи рассуждений, доказательство)
СЛАЙД 9
Задача 6.
Как сделать десять из 2-х спичек? Щелчок (после ответа родителей)
(Анализ, выдвижение гипотез и их обоснование)
СЛАЙД 10
Задача 7.
На груше росло 10 груш, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок? Щелчок (после ответа родителей)
(Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, выведение следствий, доказательство)
СЛАЙД 11
Упражнение 8.
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? Щелчок (после ответа родителей)
(Анализ, синтез, сравнение)
Обучая маленьких детей нужно стремиться к тому, чтобы учение было радостным. Дети в моём классе любят задания подобного вида.
Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьёзные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь ‑ это процесс познания мира и самого себя. Я желаю, чтобы с моих уроков дети уходили в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.
СЛАЙД 12