Использование методики «Шесть шляп мышления»

1
1
Материал опубликован 9 August 2019

Пояснительная записка к презентации


технология 6 шляп
PPT / 960.55 Кб

Использование методики "Шесть шляп мышления"

Технологии развития критического мышления на уроках истории.

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.  Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи

Легенда возникновения методики «Шесть шляп мышления»

 

Ее автор – Эдвард де Боно, известный своей концепцией латерального мышления, родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях (у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых – тот, кто выше рангом), сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

 

Что обычно происходит в голове человека, когда он думает? Мысли роятся, сбиваются в кучу, одна идея противоречит другой и проч. Де Боно решил разделить все эти процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.

В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Эдвард Де Боно решил разделить все процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика "Шесть шляп мышления" позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.  Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник.

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные сто­роны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

 

Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, впи­сывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действую­щих во Вселенной... Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Преимущества

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.

Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.

Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Некоторые исследования дают основания считать, что в разных режимах функционирования мозга (критика, эмоции, творчество) его биохимический баланс различается. Если это так, то какая-то система наподобие шести шляп просто необходима, так как не может быть одного «биохимического рецепта» для оптимального мышления.

Использование данного метода уроке истории развивает у обучающихся способность структурировать информацию. В основе его метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов - эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

Урок «Воцарение династии Романовых». 7 класс.

Цель урока: проанализировать ход Земского собора 1613 года и его итоги.

 

Познавательная задача: охарактеризовать события осени 1612 – лета 1613 года, ход Земского собора 1613 года, сформировать представление о переломном моменте в истории России - Смуте начала XVII века, в ходе которой произошла смена царской династии на престоле.

 

Развивающая задача: продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками, учиться рассматривать историческую проблему (личность) с различных позиций; развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Воспитательная задача: формирование политической культуры учащихся на основе личностного осмысления, политического и нравственного опыта людей в прошлом, конкретизировать идею о роли личности в истории на примере Смутного времени.

Практическая задача: формирование навыков критического мышления как творческого, аналитического, последовательного и структурированного мышления, формирование навыков самообразования.

Форма урока: Форма урока: проблемный урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Главная цель педагогической технологии развития критического мышления («критика» – оценка, разбор, обсуждение) – развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Использование ТРКМ на уроке истории позволяет рассматривать проблемы с разных точек зрения, устанавливать связи между явлениями, строить логические выводы, прогнозы, формирует коммуникативную культуру, навыки самостоятельной работы с информацией, развивает способности к самооценке, умению планировать свою образовательную деятельность.

Конечно, я учитывала возрастные особенности учащихся. На уроке использовался метод, который применяется в современных психологических и педагогических тренингах. Использование данного метода уроке развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

 

Для учащихся 7 класса это является важным. Ведь при изучении истории в 7 классе на первый план выступает анализ исторических ситуаций и выявление причинно-следственных связей, проблемный подход к изучению материала.

В соответствии с ТРКМ урок состоит из 3 стадий: вызов, осмысление, рефлексия.

 

На первой стадии решалась задача «вызвать» уже имеющиеся знания, обратиться к личному опыту учащихся, что является серьезным мотивирующим и активизирующим фактором для работы в стадии осмысления нового материала, была названа тема и поставлена цель урока.

 

На стадии «Осмысления», которая является основной частью урока, шла непосредственная работа с информацией.

Метод «Шесть шляп мышления» позволили сохранить активность учащихся, структуировать процессы мышления.

Таким образом, на этом этапе решались познавательная задача и развивающая задача формирование навыков самостоятельной работы, с источниками информации.

Текст составлен на основе монографии Руслана Григорьевича Скрынникова, ведущего специалиста в истории этого периода. Также использовались основные исторические источники: «Повесть о Земском соборе 1613 года», «Утвержденная грамота об избрании на Московское Государство Михаила Федоровича Романова», исторические работы Василия Осиповича Ключевского, Николая Ивановича Костомарова.

 

На 3 стадии рефлексия (размышление) происходило осмысление учащимися своей деятельность на уроке.

Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать?

Можно рассказать притчу.

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Через несколько лет братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, уважаемые коллеги!

Предварительный просмотр презентации

Применение метода «Шесть шляп мышления» на уроках истории

Эдвард де Боно - крупнейший специалист с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автор 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.  

Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах.  Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность.

Красная шляпа - символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Эмоции - это субъектив­ное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Самое трудное в использова­нии красной шляпы – это противиться искушению объяснить возникно­вение у вас того или иного чувства.  

Черная шляпа - черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное. Это критика, доходящая до въедливости, негативизм и искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо».  Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на  их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении не правильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Сделайте все возможное, чтобы найти обоснование своему оптимизму. 

Зеленая шляпа - символ свежей  листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует  творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения по рассматриваемой идее.

Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет неба.  Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему ее человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой из перечисленных выше шляп. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.  

ВАРИАНТ II. Работа по группам «Исторические шляпы».       Учащиеся в начале урока разбиваются на группы по 4—5 человек, и каждая группа получает от учителя шляпу определенного цвета       Желтая шляпа — шляпа оптимиста.       Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Надо перечислить все вопросы мировой политики, которые были решены на конференциях после окончания Первой мировой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).       Черная шляпа — шляпа пессимиста.       Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедливость решений конференций.       Белая шляпа — шляпа объективного наблюдателя.       Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок (какие конференции состоялись, их итоги).       Красная шляпа — шляпа эмоционального участника.       Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны-участницы конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто — нет.       Синяя шляпа — шляпа философа.       Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоенных международных конференций?     

Урок по истории с использованием технологии критического мышления Используя приём «Шесть шляп мышления», будем работать в группах с учебником по теме «Воцарение династии Романовых Но мы с вами используем только четыре шляпы. Каждая группа получает свою шляпу и своё задание. Белая шляпа. Выделить в параграфе только факты о событиях 1613 года. Красная шляпа. Выразить свои эмоции по поводу претендентов на российский престол. Жёлтая шляпа. Выделить позитивное, положительное, хорошее Объяснить, почему считаете, что это хорошо. Аргументируйте своё мнение. Чёрная шляпа. Нужно определить, негативное, отрицательное, что могло бы быть если престол заняли иностранные претенденты. Объяснить, почему вы так считаете.

Урок истории в 7 классе. Тема «Воцарение династии Романовых» Задания: 1.Выделить в параграфе только факты о событиях 1613 года. 2. Выразить свои эмоции по поводу претендентов на российский престол. 3.Выделить позитивное, положительное, хорошее Объяснить, почему считаете, что это хорошо. Аргументируйте своё мнение. 4. Нужно определить, негативное, отрицательное, что могло бы быть если престол заняли иностранные претенденты. Объяснить, почему вы так считаете.

Результаты работы 1 группы 1.Факты: -освобождение Москвы от поляков. -ноябрь 1612 г.Минин и Пожарский разослали извещения о созыве Земского собора. -январь 1613 г. созыв Земского собора. - Избрание царём Михаила Фёдоровича Романова.

Оценка каждого претендента на престол(по документам) Претендентов было много: 1.Князь Голицын 2.Князь Мстиславский 3.Князь Воротынский 4. Дмитрий Трубецкой 5.М.Ф. Романов 6.Польский королевич Владислав- сын Сигизмунда III 7.Шведский королевич Карл Филипп 8. Дмитрий Пожарский

Результаты работы 3 группы «Не было тогда никого милее народу русскому, как род Романовых. Уж издавна он был в любви народной. Была добрая память о первой супруге Ивана Васильевича, Анастасии, которую народ за ее добродетели почитал чуть ли не святою. Помнили и не забыли ее доброго брата Никиту Романовича и соболезновали о его детях, которых Борис Годунов перемучил и перетомил. Уважали митрополита Филарета, бывшего боярина Федора Никитича, который находился в плену в Польше и казался русским истинным мучеником за правое дело» (Н. И. Костомаров. 1.Окончание Смуты в Русском государстве. 2.Восстановление российской государственности.

Результаты работы 4 группы Согласно официальной версии, избрание Романовых стало возможным благодаря тому, что кандидатура Михаила Романова оказалась компромиссной во многих отношениях. Выбор другого кандидата мог бы привести к: 1.Продолжение Смуты. 2. Изменение веры на католическую. 3.Экономическому упадку…..

Урок истории в 7 классе. Тема «Воцарение династии Романовых»

Предлагаемая методика ориентирована на:          Усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, к собственной точке зрения;        Развитие навыков конструктивного, упорядоченного, структурированного мышления;      Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;      Развитие способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления;       Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Людмила, благодарю за материал, спасибо, что напомнили по этот метод. Вдруг захотелось попробовать применить этот метод в работе со 2 классом. В этом наборе есть детки, у которых точно получится, это творческие ребята.

9 August 2019

Похожие публикации