12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Джиоева Лейла1078
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ, стаж работы- 24 года, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России-2015"
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
10

Урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» по рассказу Носова «Кукла»



Урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» по рассказу Носова «Кукла»

Цели урока:

Увидеть один и тот же предмет с разных позиций

сформулировать и обсудить главные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе (потребительское отношение человека к природе; жестокость и бездушие людей; воспитание детей в семье);

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр, формулировать тему и идею, давать характеристику героям, аргументированно выражать своё отношение к прочитанному, владеть навыками анализа художественного произведения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: осознаёт трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в тексте художественного произведения.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает собственную точку зрения.

Тип урока: урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: текст рассказа Е.Носова «Кукла», презентация, шесть шляп мышления:  белая, красная, жёлтая, чёрная, зелёная и синяя   и вопросы для обсуждения.

Работа со словарем Ожегова (на доске)

1.  Глумиться-издеваться 

2.  Святотатство- поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого

3.  Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям

4.  Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь                           

(из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова)

Ход урока

В соответствии с ТРКМЧП урок состоит из 3 фаз: вызов, осмысление, рефлексия.

Фаза вызова:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Нам сегодня предстоит очень серьёзная, взрослая работа на уроке, и поэтому сначала мне захотелось отправиться воспоминаниями в детство…

Звучит композиция «Куда уходит детство"

Яна Тедеева читает наизусть стихотворение Л. Рубальской «Мы – куклы»

 (держит куклу в руках)

Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.

И пусть на столе, на стене, на диване

Мы вам улыбнемся, когда захотите

И, может, теплее кому-нибудь станет.

А если кому-то однажды взгрустнется-

Откройте нам то, что гнетет вашу душу.

И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,

И, может быть, круг ваш печальный разрушит.

Но не обижайте, в нас спрятана сказка…

В нас столько тепла и доверия к людям.

И, может быть, кукла – всего только маска

Мечты, о когда-то несбывшемся чуде…

Какие ассоциации, воспоминания вызвало у вас это стихотворение и песня?

Запишите на листах бумаги на ваших столах и прикрепите их к кластеру КУКЛА.

Прием «Кластер»

Обучающиеся записывают свои ассоциации на листах бумаги, комментируют их, прикрепляя на доске.   

Учитель: Но … сегодня мы поговорим о другой кукле, и разговор этот пройдет не в совсем обычной, но хорошо знакомой вам форме. А пока я попрошу вас:

погладьте, пожалуйста, себя по голове, теперь по животу, а теперь и начертите глазами восьмёрку. Очень хорошо. А теперь сделайте это всё одновременно. Легко?

Очень часто в нашей голове происходит то же самое. Мы одновременно пытаемся удержать информацию, пытаясь при этом следовать логике. Наши эмоции также постоянно участвуют в игре. Кроме того, мы должны быть конструктивны. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу творчески и искать новые идеи. В результате всё это мешает прийти к конструктивному решению.  Эдвард де Боно разделяет мышление на шесть типов. В основе его метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

 Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина

Сегодня я предлагаю вам «поразмыслить в шести шляпах» над рассказом Е. И. Носова «Кукла».

Тему урока, ребята, мы откроем в конце урока. Обычно мы это делали либо сразу в начале, либо в середине урока. Сегодня это будет не совсем обычно для вас, ведь назовете вы ее сами- в конце урока.

Проверка Д/З.

Ранее мы работали с произведением Носова «Живое пламя», даже заучивали отрывки из него наизусть, дома вы прочитали рассказ Носова «Кукла». Прежде чем мы начнем работу в группах, предлагаю пройти интерактивный пликерс- опрос на знание текста рассказа «Кукла».

1)На какой реке происходит действие рассказа «Кукла»?

а) Волга б) Дон в) Сейма г)Терек

2) Почему Акимыч выбыл из войны?

а)ранило б) контузило в)сбежал  г)выгнали

3) Имя рассказчика

 а)Петрович б)Иваныч в) Кузьмич г)Фомич

4) Где была брошена кукла?

а) рядом с рекой б) рядом с детским садом в) рядом со школой г)рядом с домом

5)Какого цвета была одежда на кукле?

а) голубого б) желтого в) белого   г)черного

                                                                Фаза осмысления

С домашним заданием вы справились, теперь переходим от фазы «Вызова» к фазе «Осмысления». Предлагаю вам разделиться на группы и «примерить» одну из шляп мышления

Спросить учащихся о роли каждой шляпы (пояснения для присутствующих на уроке гостей)

БЕЛАЯ ШЛЯПА(ассоциации)

- С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию).

В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить

- Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна?  Охарактеризуйте систему образов рассказа.

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: (ваши ассоциации?), солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны. Вопросы:

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Найдите положительные моменты.

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: (Ассоциации?) осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду.

Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме.

Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места? В чем негативные стороны рассказа?  Что здесь неправильно?

КРАСНАЯ ШЛЯПА: ( Ассоциации -?) свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

- Что я чувствую по поводу данной проблемы? Какие чуства вызвал сюжет? Герои произведения?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: (ассоциации -?) растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.  Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, исследуем возможности ищем альтернативы, , в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

: Каковы некоторые из возможных решений и действий? Как разворачивались события, если бы… Предложите свои варианты возможных решений.

СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

 Объясните смысл названия произведения. Какой жизненный урок мы вынесли из прочитанного рассказа? Чего мы достигли? Чему научились?

В синей шляпе мы отстаиваем мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаемся  на критику. Потому, что знаем, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. В синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.

Итак, на эту работу я даю вам от  5  до7 минут. Время пошло

Перед тем, как приступить к работе групп, предлагаю провести небольшую физминутку

Эмоциональная разрядка:

•нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшеб-ница

•улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

•устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

•отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

После физминутки заслушиваются выступления всех групп

Фаза  «Рефлексия»

Следующий этап- Беседа со всеми группами. Это своего рода «СИНЯЯ ШЛЯПА» Координация  Итогов обсуждения

Что   так взволновало Акимыча? (Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

- А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Если да, то как вы относитесь к этому? 

- Почему так сильно страдает Акимыч? Как он это объясняет? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий»).    

- Что более всего потрясает Акимыча в истории с куклой? («А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего...»).

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы.  Назовите, кто?

 А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,          Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.  Что может вынести детство из этих картин жизни? (равнодушие и безразличие)

- Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»)

- Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

- Вначале писатель назвал свой рассказ «Акимыч», а затем уже «Кукла». Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать». (Зла много, в одиночку с ним не справиться)

- Кто борется со злом в рассказе ?

(Акимыч, автор)

Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа.

На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.

Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьёзными вопросами. Вы вдумчивые читатели, умеющие понять авторский замысел. Что хотел донести до своего читателя автор произведения, какую мысль, о чем?

 И как пожелание вам я прочитаю слова замечательного педагога Сухомлинского, который говорил:

« Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.»

Я предлагаю вам несколько вариантов тем урока. Выберите ту тему, которая, по вашему мнению, больше подходит для нашего разговора.

 Остановитесь, люди!

 Если ты слеп, если душа твоя глуха…

 Да ведь облик-то человеческий…

Чужого горя не бывает.

 Желания – половина жизни, безразличие – половина смерти

Какими мы должны быть?  (неравнодушными, милосердными). Я желаю вам добра, внимания и мира.  Продолжите, пожалуйста, предложения.

Хорошая жизнь – это….

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

 На уроке я задумался о…

В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

Выставление оценок.

Домашнее задание: 

Написать сочинение-рассуждение

написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, пОднятые в рассказах Е.И. Носова»  «Живое пламя», «Кукла»

Задание по желанию: Найдите реминисценции с рассказом Носова «Кукла» в литературе: подобрать лирическое или прозаическое произведение, в котором звучит эта же проблем

 

Каждый класс индивидуален по-своему. Поэтому я всегда имею задание на резерв, на тот случай, если мы закончим урок раньше, чем планировали, и у нас останется дополнительное время.

Резерв

Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов? Дайте письменный ответ на вопрос.

/data/files/f1559480607.mp3 (куда уходит детство)

/data/files/g1559480528.mp3 (аудио Куда уходит детство)

/data/files/e1559480085.pptx (Презентация к уроку по рассказу Носова "Кукла")

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (3)

Елена Владимировна, 24.08.19 в 06:47 1Ответить Пожаловаться
Лейла, спасибо за публикацию!
Джиоева Лейла, 24.08.19 в 06:57 0Ответить Пожаловаться
И Вам спасибо)
Никитина Эльмира Талгатовна, 05.01.20 в 16:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое! Очень интересный урок, а "Метод 6 шляп" как раз и помогает детям учиться размышлять, выражать свои мысли, эмоции! Я сама применяю этот метод, особенно при подготовке к написанию сочинений помогает!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.