12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бурыгина Татьяна Сергеевна2147

​​​​​​​Технология «шесть шляп мышления» появилась и распространилась сравнительно недавно, однако уже успела завоевать популярность у публики, которая интересуется техниками организации мышления и способами решения творческих задач и споров. Эта технология представляет собой сочетание метода мозгового штурма, методики «займи позицию» и приёма «разыгрывание ролей».

Создатель технологии ‒ британский исследователь механизмов творчества, психолог Эдвард де Боно (Edward de Bono), автор книги «Шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats, 1985). В основе метода лежит убеждение, что с возрастом человеческое мышление теряет гибкость, становится инертным и обременённым стереотипами. Причины этого кроются в различных факторах, среди которых ‒ образование, социальная и культурная среда, религиозные воззрения, воспитание, а также настрой и установки самого человека. Эдвард де Боно предложил преодолеть однобокость мышления путём «примерки» человеком разных точек зрения при рассмотрении проблемы и поиска путей её решения. Исследователь выделил шесть типов мыслительных процессов, происходящих в голове человека, а для того чтобы придать им наглядность и облегчить процесс «переоблачения» в тот или иной тип, увязал каждый из них со шляпой определённого цвета. Надевая ту или иную шляпу (мысленно или по-настоящему, если возможно, например, в учебных условиях имеются шляпы-заготовки), человек запускает режим, который эта шляпа символизирует.

Технология используется в рабочих и учебных ситуациях, в том числе в тренингах. Очевидное её преимущество перед классическим обсуждением, дискуссией, диспутами – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Проблема рассматривается не в борьбе доводов и идей, а в их единстве, при этом идеи мирно сосуществуют и оцениваются последовательно, независимо друг от друга. Ещё одно преимущество ‒ технология психологически раскрепощает участников дискуссии, снимая барьеры и смещая акцент с личности самого участника на роль, и он уже не боится высказывать точку зрения, которая идет вразрез с его личными установками. Кроме того, шляпы могут надеваться не индивидуально, а коллективно: если участники разбиваются на группы, то каждой группе отводится своя шляпа, и генерируются и выносятся на обсуждение уже групповые идеи от шести групп-шляп (получается двойной, усиленный мозговой штурм: индивидуальный этап внутри группы + межгрупповой этап).

Картинка «Что символизирует каждая шляпа» (взята с сайта https://howtohostel.ru/6-shlyap-myshleniya-primery-metod-shest-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono/):

t1604520812aa.jpg

Примеры использования:

 - Реальный пример. Известно, что к методу шести шляп обращалась австралийская марка одежды для плавания и спортивных аксессуаров Speedo (название отсылает к английскому слову speed «скорость»). Фирме было необходимо решить проблему с выступающими частями плавательных костюмов, из-за которых снижалась скорость пловца. Благодаря методу шести шляп проблема успешно решилась [3].

- Смоделированная ситуация. Посмотрим, как можно применить эту технологию в области физической культуры и спорта.

Возьмём ВФСК ГТО. Можно предложить обсуждение следующих тем:

1) Принимать ли участие самим сотрудникам организации в выполнении нормативов? (допустим, в организации, в рабочей ситуации обсуждают, как привлечь сотрудников к систематическим занятиям физической культурой и стоит ли привлекать, и стоит ли вводить поощрения для обладателей значка и какие это будут поощрения).

2) Следует ли пересматривать установленные нормативы ГТО? Какие испытания можно рекомендовать добавить / убрать (здесь можно привлечь собранную статистику)? Стоит ли вводить поощрительные знаки за участие, если участник выполнил все нормативы, но не дотянул по результатам до знака ГТО? Эта специфическая тема обсуждения подойдет, например, для студентов профильных учебных заведений, для сотрудников центров тестирования ГТО, желающих внести свои предложения в обновление текущей программы (программа обновляется раз в 4 года), в профильных исследовательских центрах и рабочих группах, участвующих в разработке и апробации внедрения комплекса ГТО в регионах нашей страны.


Примерный ход обсуждения:

Надев белую шляпу, участники анализируют текущее состояние, изучают отчёты и прогнозы, в результате устанавливают тенденцию снижения интереса к комплексу ГТО у участников, имеющих некоторые общие характеристики (возможно, это определенные возрастные ступени или особенности здоровья участников, или это региональные особенности и пр.).

Одновременно с этим некоторые участники, примерив красную шляпу, высказывают опасения касательно предложенного проекта изменений. Эти участники считают проект простым / сложным / недостаточным и сомневаются в обоснованности прогнозов о повышении числа участников, которых привлечет новый комплекс испытаний.

Надев чёрную шляпу, участники рассматривают вероятные риски на случай, если прогнозы не оправдаются, и наступит спад. Подсчитывается возможный ущерб от ситуации, если, например, спортзалы перестанут наполняться / арендоваться, выпуск нового комплекса приведёт к убыткам, потенциальные участники не пройдут медицинский осмотр из-за завышенных требований к состоянию здоровья и т.д.

Тем не менее, при работе с жёлтой шляпой участники приходят к выводу, что вероятность негативных последствий можно свести к минимуму, так как прогнозы имеют под собой основания, о чем свидетельствуют экономические показатели и статистика учреждений здравоохранения, а комплекс ГТО можно изменить, сделав его более разнообразным.

Во время примерки зелёной шляпы участники вносят и фиксируют идеи и предложения, касающиеся деталей проекта.

Во время всего обсуждения модератор (председатель, фасилитатор) в синей шляпе следит за тем, чтобы вовремя и полноценно осуществлялось переключение между шляпами, а идеи и предложения не подвергались критике.


Список источников

1. Боно Э. Шесть шляп мышления / Пер. с англ. А. Захарченко. ‒ СПб.: Питер Паблишинг, 1997. ‒ 256 с. ‒ (Серия «Тренировка ума»).

2. Метод «Шесть шляп мышления» // Дизайн-мышление в социальной сфере. [Электронный ресурс]. URL: http://caramboli.ru/?p=138

3. Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно // 4brain. [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/метод-шести-шляп-мышления/

4. Ременцова Н.Г. Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно для развития навыков работы с информацией // Education for a New Era. [Электронный ресурс]. URL: https://trizway.com/art/form/shest-shliap-mishlenia.html

5. Шесть шляп мышления: примеры / Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно // Школа хостельеров. [Электронный ресурс]. URL: https://howtohostel.ru/6-shlyap-myshleniya-primery-metod-shest-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono/

6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.