Мастер–класс «Практическое освоение технологии ТРИЗ на примере произведения А. С. Пушкина «Зимнее утро» по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

2
0
Материал опубликован 24 January 2019

                                                                                            МОУ «Шахтерская СШ№4»

                                                                                                Кубрак Елена Ивановна,

                                                                        учитель русского языка и литературы  

 

Тема. Мастер – класса: «Практическое освоение технологии ТРИЗ на примере произведения

А. С. Пушкина “Зимнее утро” по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» для учителей филологов

Цель:

формирование общих представлений о теоретических основах технологии ТРИЗ и использовании их с обучающимися 6 класса на уроках литературы.

Задачи:

познакомить педагогов с технологиею ТРИЗ,

побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности с педагогами,

ознакомить с авторскими наработками педагога по использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности с педагогами,

показать на конкретных примерах, как учителя литературы могут использовать приемы ТРИЗ на практике,

сформировать у участников мастер - класса мотивацию на использование технологий ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

Слайд 1

Уважаемые коллеги! От всей души поздравляю Вас с наступившим Новым годом! Пусть Новый год и Старый порадует нас всех большими успехами и достижениями и принесёт удовлетворение от оценки нашей творческой работы. Я желаю вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране.

Слайд 2

Свое выступление хочу начАть со слов Жан Жак Руссо

«Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».

Жан Жак Руссо


 

Ход мастер-класса

Слайд 3

Тема мастер – класса: «Практическое освоение технологии ТРИЗ на примере произведения А. С. Пушкина “Зимнее утро” по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Слайд 4

Цель мастер-класса:

познакомить педагогов с технологиею ТРИЗ,

побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности с педагогами,

сформировать у участников мастер - класса мотивацию на использование технологий ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

Слайд 5

-Что такое технология ТРИЗ-  как переводится?

Дословно ТРИЗ —Теория Решения Изобретательских Задач. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.

-Какая же цель ТРИЗ?

Это развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»» «Творчество во всём!»

Прежде всего, чтобы настроиться на продуктивную работу, дайте, пожалуйста, ответ на вопрос:

Каковы ваши ожидания в отношении мастер-класса? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

Индукция

Организационно-мотивационный этап

Вступительное слово учителя.

Предлагаю приступить к практической части, во время которой попробуем поработать по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

Слайд 6

- Взгляните на экран, на котором даны цвета масок, которые распределены по направлению развития мысли:

Белая —информационная. Предоставляет факты из истории создания произведения, тема, идея, жанр.

Желтая —позитивная. Предоставляет аргументы, которые несут положительные моменты.

Черная —отрицающая. Высказывает сомнение, предоставляя аргументы противоположные.

Красная — эмоции. Высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации.

Зеленая — творческая, креативная. Предлагает новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми неожиданными.

Синяя — нейтральная, оценочная. Оценивает предложения всех групп и находит оптимальное решение.

Самоконструкция

Распределение по группам.


 

Слайд 7

Для дальнейшей работы предлагаю объединиться в группы по интересам.

Каждая группа выбирает себе одну маску (по желанию).

Почему именно маска? Хочу сохранить новогоднее настроение и

у каждого человека от восприятия палитры красок возникают разные эмоции. Эти эмоции отображаются на нашем лице. Поэтому я предлагаю вам поработать с этой маской, которая будет отражать ваши эмоции при работе над стихотворением Пушкина “Зимнее утро”.

Игра «Задуманный рисунок»

Каждому раздается лист бумаги, карандаши, фломастеры.

- Вы уже объединилися в группы, предлагаю Вам на листе бумаги одному из группы начать рисовать вами

задуманный рисунок, потом передайте коллеге с группы, который дополнит его, и последний участник,

закончив работу, передаст его первому. На работу отводится 1 минута. Поднимите руку те, у кого вышел

задуманный рисунок.

Эта игра помогла нам объединиться, почувствовать взаимопонимание, подготовила к совместной деятельности.

Эмоциональный настрой

Слайд 8

-Предлагаю посмотреть на экран и сказать: к какому периоду времени года относятся слова? Зима.

Январь мopoз снег вьюга лед санки

 

- Что вы ожидаете от новогодних праздников? Чуда (волшебства).

- Предлагаю создать и посмотреть, какое чудо мы сотворим в конце работы.

Для этого каждой группе будет выдано по пазлу, когда группа справится с заданием, один из пазлов поместим на ватман. В конце нашей работы создадим коллаж.

Мотивация

Слайд 9

- Уважаемые коллеги, посмотрите на экран и вспомните: какие произведения А.С.Пушкина вы знаете.

- «Сказка о рыбаке и рыбке»

- «Сказка о царе Салтане»

- «Сказка о попе и работнике его Балде»

- «Сказка о мёртвой царевне»

- «Сказка о золотом петушке»

- «Зимнее утро»

- Какое из произведений по жанру вы считаете лишним? Стихотворение “Зимнее утро”.

Основная часть

1 Постановка проблемного вопроса.

Предлагаю поработать над произведеним и дать ответ на вопрос:

Что вдохновило поэта на написание радостного стихотворения?

Слайд 10

2 Чтение стихотворения “Зимнее утро”.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Слайд 11-12

3Работа в группах.

А теперь предлагаю поработать в группах.

Напоминаю, что каждой группе дается 5 минут на выполнение работы, а спикеру

выступить с результатом. ( Время выступления 2-3 минуты )

1 группа Белая —информационная. Предоставляет факты из истории создания произведения, тема, идея, жанр.

-Расскажите об истории создания стихотворения “Зимнее утро”.

-Определите тему, главную мысль. Жанр произведения.

2 группа Желтая —позитивная. Предоставляет аргументы, которые несут положительные моменты.

- В чем преимущество этого произведения?

- Почему это произведение одно из самых ярких пушкинских творений?

3 группа Красная — эмоции. Высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации.

- Как представлены чувства, эмоции поэта?

- Как меняется настроение?

4 группа Черная —отрицающая. Высказывает сомнение, предоставляя аргументы противоположные.

Написать сочинение- «кинолентовидение» – это сочинение, написанное по ключевым словам (5-7 слов в 5-9 классах).

5 группа Зеленая — творческая, креативная. Предлагает новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми неожиданными.

- Доказать, что произведение актуально.

- Чему учит данное стихотворение современных подростков?

Написать даймонд. Стихотворение из семи строк.

6 группа Синяя — нейтральная, оценочная. Оценивает предложения всех групп и находит оптимальное решение.

Составить кластер. Написать “Хайку

Слайд 13 Музыка релаксации

Слайд 14

4 Физминутка «Танцующий ежик»

5 Представление результатов работ

Слайд 15 1 группа Белая —информационная.

2 группа Желтая — позитивная.

Слайд 16-19 3 группа Красная — эмоции

Слайд 20 4 группа Черная —отрицающая

Слайд 21-22 5 группа Зеленая — творческая, креативная.

Слайд 23-24 6 группа Синяя — нейтральная, оценочная.

Социализация

Белая маска

-Расскажите об истории создания стихотворения “Зимнее утро”.

-Определите тему, главную мысль. Жанр произведения.

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, находясь в гостях у семьи друзей, в селе Павловском Тверской губернии (имение Петра Вульфа) по пути в Петербург, Александр Сергеевич, пребывая в переменчивом, но чаще восторженно-радостном настроении пишет стихотворение за один день – 3 ноября.

Имение было расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре». Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа. Где он не просто отдыхал душой, а радовался общению с природой, наслаждаясь ее красотами, не думая больше ни о чем.

Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж.

Тема. Красота зимнего утра.

Главная мысль произведения заключается в изображении ощущения полноты жизни и радости от встречи с новым зимним утром или очарование красотой зимнего пейзажа.

Вот поэтому возникло ощущение потребности творить.

Жанр легко определить по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Это пейзажная лирика.


Желтая маска

- В чем преимущество этого произведения?

- Найти аргументы, которые несут положительные моменты.

Автор рисует торжество зимнего утра, передает жизнерадостное настроение человека, который наслаждается началом нового дня.

Любовь ко всему живому, и даже суровая русская зима не пугает героя – он хочет наслаждаться этим морозным утром, ведь именно родная природа поддерживает его силы, дает здоровье, силы на вдохновения творчества. Идет порыв души, эмоциональный всплеск от утренней природы,

ощущение воли.

Показано трепетное уважение к любимой. Признание любви к русскому родному краю и деревенской жизни.

Пушкин видит красоту, вдохновляет любить природу, ценить прекрасное.

Есть множество положительных эпитетов «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый», которые передают приятные образы. Метафора «вся комната янтарным блеском озарена» переносит героя в атмосферу тепла, уюта, света. Душа его распахнута навстречу будущему — новому прекрасному дню.

Вывод:

Произведение заставляет задуматься, побывать в тех краях, увидеть все собственным взглядом, чтобы полюбоваться и насладиться красотой пейзажа. Окунуться в стихию природы, прочувствовать на себе впечатления поэта. Пушкин любит жизнь во всей ее красе. Человек един с природой и живет с ней по общим законам. Показано многообразие души человеческой.

Красная маска

- Как представлены чувства, эмоции поэта?

- Как меняется настроение?

- С помощью каких художественных средств добивается автор особого настроения?

1 строфа

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Радость от волшебства, вдохновения от восхода солнца

Чувства покоя от сна

Блаженства, удовлетворения от жизни, восхищения возлюбленной, с которой он хотел поделиться красотою зимнего мира за окном.

2 строфа

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Вчера печаль, тоска, тревога от вечера, воспоминание о чём-то мрачном и неприятном

3 строфа

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит


 

А сегодня тишина, спокойствие

Чувства восхищения, созерцание красоты, радостного удивления,

Мир прекрасен.

4 строфа

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Чувства веселья находится и в комнате, в которой уютно, тепло. Слышим, как трещат дрова в печи. Поэт счастлив, так как его манит природа, воля, ее красота.

5 строфа

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Показано очарование от прогулки и присутствие милого друга, разделившего с ним восторг.

Чувства гордости за свою Родину, любовь к природе, поэтому настроение приятное, торжественное.

Лирический герой рвется к мечте и радуется жизни, хочет навестить милые сердцу места.

 

Вывод. Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза (противопоставление), которая, подчеркивает прелесть, красоту природы, и как следствие – радостное восприятие мира. Она делает стихотворение ярким и самобытным, позволяющих воображению нарисовать четкую картину событий: мороз-солнце; дремлешь-проснись; солнце-снег; прозрачный-чернеет; иней-зеленеет; пустые-густые.

Видим, что чувства также меняются от печали до восторга. Близкие люди всегда должны быть вместе и в печали, и в радости. Перемена изменения вечерней и утренней погоды повлияло на настроение поэта и сподвигло его на написание стихотворения за один день.

Весь тон стихотворения свидетельствует о светлом, ничем не омрачённом счастье.

 

Чёрная маска

Предлагаю написать сочинение- «кинолентовидение» – это сочинение, написанное по ключевым словам (5-7 слов в 5-9 классах; 7-11 слов в 10-11 классах).

Ключевые слова:

Герой, тоска, мысли, печаль, беспокойство, родина, берег

 

На улице трещит мороз, вьюга злится. Свежесть, чистота воздуха, а в глазах печаль, так как герой находится вдали от дома. Душевная тоска тревожит его. Мрачные мысли лезут в голову. Печаль, тревога идут рядом. Беспокойство, неизвестность завтрашнего дня. Как ты там моя красавица?

Тоска по малой родине, семье, любимой.

Увижу ли родных, леса и берег милый?

 

Зеленая маска

- Доказать, что произведение актуально.

- Чему учит данное стихотворение современных подростков?

Даймонд. Стихотворение из семи строк.

Первая и седьмая - антонимы.
Вторая - два: прилагательное и причастие, относящиеся к существительному.
Третья - три глагола, относящихся к первому существительному.
Четвёртая - два противоположных по смыслу нераспространённых предложения, в качестве подлежащего выступают существительные первой и последней строчки.
Пятая и шестая строчки зеркально повторяют вторую и третью, только относятся к последнему существительному.

1 Утро

2 Зимнее, солнечное

3 Радует, волнует, бодрит

4 Утро наступило. Вечер пришел.

5 Печалит, будоражит, угнетает

6 Теплый, темный

7 Вечер

Вывод. Актуальность в том, что художественное произведение повышает общий уровень культуры народа, дает возможность глубже понять творчество А. С. Пушкина, окунувшись тем самым в него собственными чувствами. А учит подрастающее поколение верить в лучшее, наслаждаться красотой природы, умело делиться своим счастьем с другими, получать подлинное эстетическое наслаждение.

 

Синяя шляпа

Составить кластер

Это произведение учит нас любить родную землю.

Ценить поддержку друзей.

Любить Родину, семью.

Быть благодарным завтрашнему дню.

Ценить волю к жизни.

Любить природу в ее первозданном виде.

Воспитывать чувства доброты.

Любить и понимать красоту слова.

Верить в светлое будущее.

Человек должен жить полной жизнью в гармонии с самим собой и окружающими.

Человек един с природой, с жизнью.

Вывод: поэту удалось достичь своей цели: показать характер и прелесть русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии.

Показан мотив единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.

Хайку

Требования:

1-я строчка: «Я видел» кого-то или что-то 
2-я строчка: Какого? 
3-я строчка: Как?

Зимнее утро

Я видел красоту зимней природы

С очаровательным пейзажем,

Восхитительно.

  • Контрольно-корекционный этап

Афиширование

Слово учителя.

Зима - время чудес. А чудеса приходят, поэтому предлагаю посмотреть на созданное нами панно. Коллаж “Зимнее утро”.

- Что вдохновило поэта на написание радостного стихотворения?

Красота русской зимы, зимнего утра, восхищение волшебством русской природы.

6. Рефлексия «Шарики успеха» Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ

Было интересно...

Сегодня на мастер- классе я узнал, что...

Больше всего мне понравилось...

Новым для меня стало...

Возьму с собой…

Особенно мне понравилось…

Что нового я узнал?

Где мне было легко?

Что давалось с трудом?

Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?

Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь?

Что не понравилось или не понятно?

Благодарю вас за плодотворное сотрудничество. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Буду очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе. Желаю вам всегда понимать себя и других.

Слайд 25 МУЛЬТИК «Поросенок и печенье»

Друзья, кто еще не видел мультик про свинью, безумно хотящую скушать печенье, предлагаю посмотреть!

Сюжет позитивный и смысл заложен понятный- никогда не стоит отступать от своей цели, чего бы это не стоило. Но то, как целеустремленная свинья придумывает новые способы для достижения цели, вызывает удивление и уважение, сколько упорства и изобретательности в голове?! Вот только финал немного огорчил, казалось вот она удача, но на пути новое препятствие, которое я уверена свинья преодолеет, с таким то стремлением не может быть иначе. Так и в жизни, желаю, чтобы на вашем творческом пути не было никаких препятствий, а если и попадутся- вы их преодолеете. Желаю нам всем добиваться успехов.

На этом наш мастер-класс закончен. Удачи!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.