Статья «Технология исследовательской деятельности на уроках обществознания и во внеурочной деятельности»
МОУ«Вохомская СОШ»
ХУДЯКОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
«Технология исследовательской деятельности на уроках обществознания и во внеурочной деятельности»
Аннотация.
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Однако, в любой технологии применим базовый набор навыков и методов, который может использоваться для упрощения и ускорения разработок уроков и внеклассных мероприятий. В статье содержится методический материал, раскрывающий перспективы использования исследовательской деятельности на уроках обществознания и во внеклассной работе.
Актуальность.
Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОС, это тенденция усиления роли компетенций в образовании. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств[1].
Из уже сложившихся теоретических позиций следует отметить, что ключевые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, или по определению Хуторского Александра Васильевича (д.п.н., академика Международной педагогической академии), метапредметны.[2]
Основная мировоззренческая идея метапредметного подхода в образовании – школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей, без всякого исключения. Условием реализации метапредметного подхода является предоставление учащимся прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем — знакомство со знаниями человечества о нём, вне зависимости от преподаваемого предмета. Цель данного подхода - формирование необходимых компетенций у обучающихся, а именно: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного совершенствования.
Новый стандарт образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: личностным, предметным и метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные)[3]
Исходя из идеи метапредметного подхода в образовании педагог должен сформулировать цели и отобрать эффективные средства их успешной реализации.
Средствами формирования метапредметных компетенций учащихся являются исследовательский метод, метод проектов, методика опорного конспекта, работа с интернет ресурсами (поиск и обработка информации), подготовка презентационного материала, проведение нестандартных уроков.
Что понимается под исследовательской деятельностью?
Под исследовательской деятельностью понимается «творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом » [4].
Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Организация исследовательской работы с учащимися в изучении обществознания дает возможность решить ряд задач:
1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2. Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
3. Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
Этапы исследования: [5]
постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса);
изучение теории, связанной с выбранной проблемой, степени ее изученности;
выдвижение гипотезы исследования;
подбор методик;
сбор собственного материала;
его анализ и обобщение;
собственные выводы;
представление (презентация) выполненного исследования в выбранной (требуемой, стандартной) форме.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника [6]:
• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Назову элементы исследовательской деятельности, используемые на уроках обществознания:
-мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм); проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
-презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
-коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
-поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
-информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Этапы формирования компонентов исследовательской культуры школьников
Этап |
Формы и приемы организации деятельности
|
Компоненты исследовательской культуры |
Формируемые метапредметные компетенции |
1этап 5-6 класс |
Составление плана Составление схем опор к тексту, слайдов. Чтение схемы, карты
Сравнение и анализ событий, явлений Составление вопросов, памяток, таблиц.
Выделение терминов и определений к ним- формирование понятийного аппарата. Элементы игровых технологий – «Минута размышления» «Узнай героя» «Кроссворд» и другие…
Выдвижение и доказательство гипотезы, оценки и суждения. Результат – создание проекта |
Умение работать с первоисточником – печатным текстом, документом, словарём, картиной, картой, схемой
Умение анализировать, сравнивать, доказывать, обобщать, расссуждать
Культура устной и письменной речи
Все компоненты |
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Все компетенции |
2 этап 7-9 класс |
Составление тезисного плана, конспекта, аннотации. Использование интернет ресурсов по поиску и отбору информации.
Составление схем, диаграмм, таблиц, карт, презентаций к темам.
Самостоятельная работа с документом. Решение исторических задач, проблемных ситуаций и вопросов.
Игровые технологии на уроке: «Аукцион знаний» «Интеллектуальное казино» и другие… Подготовка сообщений, проектов, докладов. |
Умение работать с фрагментами монографии, справочной литературой, научными и художественными текстами.
Умение анализировать, сравнивать, доказывать, обобщать, рассуждать
Анализ источника, выявление скрытых фактов, умений вывода.
Все компоненты
Все компоненты |
Познавательные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Все компетенции |
3 этап 10-11 Класс |
Составление сложного развернутого плана, конспекта, аннотации. Использование интернет ресурсов по поиску и отбору информации.
Нестандартные уроки: практикумы, семинары, интернет исследование, презентации, дискуссии.
Подготовка докладов, презентаций, рефератов. |
Умение работать с монографией, научно-справочной и художественной литературой.
Мыслительные операции, анализ, синтез, выделение главного,
Анализ источника, выявление скрытых фактов, умений вывода. |
Познавательные
Регулятивные
Все компетенции |
Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательская работа учащихся.
В процессе исследовательской деятельности у учащихся:
формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, целеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
значительно расширяется кругозор в предметных областях;
происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
развиваются творческие задатки.
Таким образом, методы и приёмы работы, используемые в практике обучения, позволяют развивать культуру мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их, аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, презентовать и аргументировать личный взгляд на события, что является главной составляющей метапредметных компетенций.
Литература.
1.Государственные стандарты общего образования http://www.rg.ru
2. Журакова Т.В.Компетентность личности – основа самореализации учащихся в образовательном процессе. http://mousosh-6.ucoz.ru
3.Зимняя И.А.Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
4. Вологдина Н.Л., Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания. – 2013. [Электронный ресурс]. URL:
http://shkola78.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/tekhnologija_issledovatelskogo_obuchenija_na_urokakh_istorii_i_obshhestvoznanija/5-1-0-121 5. 5.Сухорукова Л.В., Формирование навыков и умений исследовательской деятельности обучающихся. – 2013. [Электронный ресурс]. URL:
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah-istorii-i-obshchestvoznaniya
6. См.: Файн Т. Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2003. №7. С. 35-40.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.:НИИ школьных технологий, 2006
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
9. Хуторской А.В.Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос". http://www.eidos.ru