12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Худякова Елена Анатольевна23

МОУ«Вохомская СОШ»

ХУДЯКОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

«Технология исследовательской деятельности на уроках обществознания и во внеурочной деятельности»

Аннотация.

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Однако, в любой технологии применим базовый набор навыков и методов, который может использоваться для упрощения и ускорения разработок уроков и внеклассных мероприятий. В статье содержится методический материал, раскрывающий перспективы использования исследовательской деятельности на уроках обществознания и во внеклассной работе.

Актуальность.

Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОС, это тенденция усиления роли компетенций в образовании. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств[1].

Из уже сложившихся теоретических позиций следует отметить, что ключевые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, или по определению Хуторского Александра Васильевича (д.п.н., академика Международной педагогической академии)метапредметны.[2]

Основная мировоззренческая идея метапредметного подхода в образовании – школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей, без всякого исключения. Условием реализации метапредметного подхода является предоставление учащимся прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем — знакомство со знаниями человечества о нём,  вне зависимости от преподаваемого предмета.   Цель данного подхода - формирование необходимых  компетенций у обучающихся, а именно: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного совершенствования.

Новый стандарт образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: личностным, предметным и метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные)[3]

Исходя из идеи метапредметного подхода  в образовании  педагог должен сформулировать цели и отобрать эффективные средства  их  успешной реализации. 

Средствами  формирования метапредметных компетенций учащихся являются исследовательский метод, метод проектов, методика опорного конспекта, работа с интернет ресурсами (поиск и обработка информации), подготовка презентационного материала, проведение нестандартных уроков.                  

Что понимается под исследовательской деятельностью?

Под исследовательской деятельностью понимается «творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика  по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом » [4].

Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Организация исследовательской работы с учащимися в изучении обществознания дает возможность решить ряд задач:

1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.

2. Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.

3. Обучение формам представления основных результатов  исследовательской работы учащихся.

Этапы исследования: [5]

постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса);

изучение теории, связанной с выбранной проблемой, степени ее изученности;

выдвижение гипотезы исследования;

подбор методик;

сбор собственного материала;

его анализ и обобщение;

собственные выводы;

представление (презентация) выполненного исследования в выбранной (требуемой, стандартной) форме.

Очень важно учитывать, что процесс обу­чения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрас­тных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследователь­ской культуры школьника [6]:

• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и оп­ровержение, умение видеть противоречия);

• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Назову элементы исследовательской деятельности, используемые на уроках обществознания:

-мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм); проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

-презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

-коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

-поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

-информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Этапы формирования  компонентов исследовательской культуры школьников

Этап

Формы и приемы организации деятельности

 

Компоненты исследовательской культуры

Формируемые метапредметные компетенции

1этап

 5-6 класс

Составление плана

Составление схем опор к тексту, слайдов.

Чтение схемы, карты

 

Сравнение и анализ событий, явлений

Составление вопросов, памяток, таблиц.

 

Выделение терминов и определений к ним- формирование понятийного аппарата. Элементы игровых технологий – «Минута размышления» «Узнай героя» «Кроссворд» и другие…

 

Выдвижение и  доказательство гипотезы, оценки и суждения. Результат – создание проекта

Умение работать с первоисточником – печатным текстом, документом, словарём, картиной, картой, схемой

 

Умение анализировать, сравнивать, доказывать, обобщать, расссуждать

 

Культура  устной и письменной речи

 

 

 

 

Все компоненты

Познавательные

 

 

 

 

Регулятивные

 

 

 

Коммуникативные

 

 

 

 

 

Все компетенции

2 этап

7-9 класс

Составление тезисного плана, конспекта, аннотации.

Использование интернет ресурсов по поиску и отбору информации.

 

Составление схем, диаграмм, таблиц, карт, презентаций к темам.

 

 

Самостоятельная работа с документом.

Решение исторических задач, проблемных ситуаций и вопросов.

 

Игровые технологии на уроке: «Аукцион знаний»

«Интеллектуальное казино» и другие…

Подготовка сообщений, проектов, докладов.

Умение работать с фрагментами монографии, справочной литературой, научными и художественными текстами.

 

Умение анализировать, сравнивать, доказывать, обобщать, рассуждать

 

Анализ источника, выявление скрытых фактов, умений вывода.

 

Все компоненты

 

 

 

 

Все компоненты

 

 

Познавательные

 

 

Регулятивные

 

 

 

Познавательные

 

 

 

Коммуникативные

 

 

 

 

Все компетенции

3 этап

10-11

Класс

Составление сложного развернутого плана, конспекта, аннотации.

Использование интернет ресурсов по поиску и отбору информации.

 

Нестандартные уроки: практикумы, семинары, интернет исследование, презентации, дискуссии.

 

Подготовка докладов, презентаций, рефератов.

Умение работать с монографией, научно-справочной  и художественной литературой.

 

 

Мыслительные операции, анализ, синтез, выделение главного,

 

Анализ источника, выявление скрытых фактов, умений вывода.

Познавательные

 

 

 

 

Регулятивные

 

 

 

Все компетенции

 

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательская работа учащихся. 

В процессе исследовательской деятельности у учащихся:   

формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, целеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

значительно расширяется кругозор в предметных областях;

происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения; 

развиваются творческие задатки.

 Таким образом, методы и приёмы работы, используемые в практике обучения, позволяют развивать  культуру мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их,  аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, презентовать и  аргументировать личный взгляд на события, что является главной составляющей метапредметных компетенций.  

Литература.

1.Государственные стандарты общего образования http://www.rg.ru

2.  Журакова Т.В.Компетентность личности – основа самореализации учащихся в образовательном процессе.  http://mousosh- 6.ucoz.ru

3.Зимняя И.А.Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".

4. Вологдина Н.Л., Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания. – 2013. [Электронный ресурс]. URL:

[Электронный ресурс]. URL: http://shkola78.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/tekhnologija_issledovatelskogo_obuchenija_na_urokakh_istorii_i_obshhestvoznanija/5-1-0-121 5. 5 .Сухорукова Л.В., Формирование навыков и умений исследовательской деятельности обучающихся. – 2013.

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah-istorii-i-obshchestvoznaniya

6. См.: Файн Т. Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2003. №7. С. 35-40.

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.:НИИ школьных технологий, 2006

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

 9. Хуторской А.В.Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос". http://www.eidos.ru

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.