Статья «ФГОС во внеурочной деятельности»
ФГОС во внеурочной деятельности
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.
внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию;
она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Выбор ОУ модели организации внеурочной деятельности младших школьников в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
I этап- определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе начального общего образования;
II этап – анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением;
III этап – анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;
IV этап – выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.
Следование алгоритму позволит ОУ наиболее эффективно реализовать ту часть основной образовательной программы, которая в общей степени определяется социальным заказом школе и обеспечивает оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов ОУ для создания необходимых условий успешного введения ФГОС.
Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением.
Модели внеурочной деятельности, основание выбора которых соответствует условиям организации образовательного процесса в ОУ:
Внутришкольная модель реализуется в ОУ самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.
Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров. Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие ОУ, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.
Иная классификация организационных моделей внеурочной деятельности представлена в Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»:
- модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования). Связующим звеном являются такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества этой модели заключается в привлечении специалистов дополнительного образования, а также в организации образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию.
- модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Данную модель характеризует:
создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;
содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберегающие условия.
- оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, тьютор и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
- инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации.
При выборе моделей организации внеурочной деятельности младших школьников в различных условиях реализации образовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:
ООП НОО реализуется в ОУ через учебный план и внеурочную деятельность;
Внеурочная деятельность является одним из основных организационных механизмов реализации программы ОУ, это обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Она определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём для каждого обучающегося или группы обучающихся.
Анализируя цель, принципы внеурочной деятельности образовательной программы начального общего образования, предлагаемые модели и ресурсное обеспечение нами была выбрана модель «Школы полого дня», смешанная модель.
Модель ВД нашей школы предполагает организацию ВД по нескольким направлениям:
Образовательные программы ВД в линейном режиме (коррекционно-развивающие индивидуальные и групповые занятия, логопедические занятия, ОБЖ, подвижные игры, «Основы граждановедения», «Занимательная математика»,).
Образовательные программы ВД в режиме концентрированного обучения («Веселый этикет», театральная студия «Какаду», «Волшебный мир бумаги», «Коллекция идей»)
Коллективно-творческие дела, являющиеся частью воспитательной системы.
Программы учреждений дополнительного образования.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы, которые включены в общую годовую циклограмму.
Фиксация участия ребенка осуществляется классным руководителем и воспитателем в карте занятости учащегося, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Вначале учебного года нами была проведена большая подготовительная работа. В конце учебного года и вначале сентября учителями классов внедряющих ФГОС было проведено анкетирование родителей с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.
По итогам анкетирования были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а педагогами были составлены рабочие программы по своему направлению. Было составлено расписание занятий. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе или в учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы были сформированы из детей разных классов с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов в объёме не менее 10 часов в неделю.
Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, клубы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики, краткосрочные курсы.
В этом учебном году в нашем ОУ направления развития личности реализуются следующими курсами и клубами.
Направление развития личности |
Спектр программ внеурочной деятельности |
Спортивно-оздоровительное |
Клуб «Здоровячок» Клуб «Олимпионик» Клуб «Полярная звезда» |
Духовно-нравственное |
Кружок «Казачок» Отряд правоохранительной направленности «Русичи» |
Социальное |
Курс «Переходим на зелёный» Курс декаротивно-прикладного творчества «Волшебный мир бумаги» Курс декаротивно-прикладного творчества «Коллекция идей» Кружок «Флористика» |
Общеинтеллектуальное |
Клуб «Грамотей» Учебно-практическая конференция детских проектов Кружок «Начально-технического моделирования» |
Общекультурное |
Курс театрализованной деятельности «Радуга» Театральный кружок «Какаду» Клуб «Весёлый этикет» |
1.Спортивно-оздоровительное направление представлено в нашей школе
спортивным клубом «Олимпионик» (автор Петров В.М.) Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
клубом «Здоровячок» (Автор Султанова И.В.) Цель которого - формирование у младших школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Клуб туристической направленности «Полярная звезда» (автор Приймак О.К. Цель -
2.Общекультурное направление представлено
кружком Любительский театр «Радуга» (автор Макарова Т.М.), театральной студией «Какаду». Их целью является освоение мира художественной культуры на основе реализации собственного творческого потенциала и овладения языком музыкального театра;
Клуб «Веселый этикет» (Трясцина С.Н.). Цель: адаптация школьников к социальной среде через развитие коммуникативных способностей личности.
3. Духовно-нравственное направление осуществляется через
кружки «Казачок» (Андреева Е.А.), Отряд правоохранительной направленности «Русичи» (Автор Вахрина Т.В.). Цель: формирование патриотизма и нравственно-этического воспитания как средства развития личности учащихся. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Социальное направление представлено
Краткосрочными курсами «Коллекция идей» (автор Гавриленко Е.В.), «Волшебный мир бумаги» (автор Гладкова Т.Г.), кружок «Флористика» (Иванова М.Ю.) - нацелены на раскрытие творческого потенциала личности через привитие устойчивого интереса посредством занятий флористикой и декоративно-прикладным творчеством;
Курс « Переходим на зелёный» (Автор Дедова Т.Б.), который реализует программу «Прекрасный мир цветов» направленую на формирование интереса к сфере деятельности, связанной с выращиванием растений. Цель программы: углубить знания обучающихся о разнообразии комнатных растений и растений открытого грунта; привить практические умения и навыки по выращиванию растений; освоение социального опыта, необходимого для жизни в обществе, участие в общественно-полезной деятельности школы;
5. Общеинтеллектуальное направление клубом «Грамотей» (автор Макарова Т.М.), цель которого создание условий для формирования устойчивого интереса к изучаемым предметам, готовности осваивать изучаемый материал по русскому языку, математике, природоведению учащимися с ЗПР.
кружок «Начальное техническое моделирование» (Жежерун О.И.). Цель: расширение знаний о значении техники в жизни людей, формирование умения самостоятельно конструировать
Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Педагоги в октябре 2013г. участвовали в краевой практической конференции «Формирование личностных УУД в урочной и внеурочной деятельности», где представили опыт ВД в форме открытых занятий по курсам «Весёлый этикет» и «Коллекция идей».
В мае 2013 года Клубы «Здоровячок» и «Русичи», краткосрочный курс «Волшебный мир бумаги» были представлены на краевой практической конференции «Современные подходы к воспитанию детей с ОВЗ в условиях специализированных и неспециализированных ОУ».
Программы краткосрочных курсов ВД «Коллекция идей», «Переходим на зеленый», «Волшебный мир бумаги» получили экспертное заключение городского методического совета и приняли участие в Городской ярмарке педагогических инноваций 2013.
В январе 2013 г детские работы были представлены на городской выставке «Чудеса своими руками», где заняли призовые места.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Сегодня вашему вниманию представлены 4 занятия. Два занятия спортивно-оздоровительной направленности-это занятие клуба «Олимпионик» и занятие клуба «Здоровячок». Занятие курса театрализованной деятельности «Радуга» и курс декоративно-прикладного творчества «Волшебный мир бумаги».