12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Алина Валентиновна7350
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Применение технологии объектного изучения дисциплины «Астрономия»

При формировании профессиональных компетенций в рамках изучения общеобразовательной дисциплины «Астрономия» целесообразно ориентироваться на развитие представлений о целостной картине материального мира, на формирование у студентов понимания сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.

В содержании программы можно выделить объекты изучения - типовые элементы, которые являются общими при изучении различных разделов и тем, и позволяют формировать базовые компетенции при характеристике этих элементов. Объекты изучения можно представить в качестве системообразующего «скелета», которые не являются единственными элементами программы, а составляют её основу.

При обучении дисциплине «Астрономия» можно использовать такие объекты изучения как астрономическое событие (кульминация, солнцестояние, равноденствие, конфигурации планет, затмения и др.), астрономический объект (планета, астероид, комета, звезда, галактика и др.), астрономический метод (суточный параллакс, годичный параллакс, эффект Доплера и др.).

Схема выделения объектов изучения является гибкой и вариативной. Например, эффект Доплера можно рассматривать и как астрономическое событие, и как астрономический метод. В первом случае акцент делается на изучение физического явления, а во втором - на применении данного явления для определения скоростей небесных объектов.

При характеристике объектов изучения обучающиеся применяют универсальные учебные действия, что способствует формированию базовых компетенций.

Базовые компетенции являются основой при формировании общих и профессиональных компетенций.

Рассмотрим пример применения технологии объектного изучения при формировании общих и профессиональных компетенций для профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). На уроке формируется представление об астрономическом объекте звезда: определение, характерные признаки, происхождение, в качестве примера выбираем ближайшую звезду Солнце. Студентам предлагается самостоятельная работа: наблюдать и/или сфотографировать Солнце через светофильтр сварочной маски. На данном этапе формируется ОК 2 (организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем), а также ПК 1.3. (проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки). При анализе полученных результатов студенты изучают защитные функции светофильтра: отсекать фиолетовую и красную, а, следовательно, и ультрафиолетовую и инфракрасную части спектра.

Примером астрономического объекта может быть не только конкретный объект, но и определённый тип, разновидность объектов. Для астрономического объекта звезда примером наблюдения могут быть чёрные дыры, белые карлики и т.д. При формирования профессиональных компетенций «Мастер по обработке цифровой информации» можно предложить студентам выполнить творческие задания по созданию электронных продуктов, характеризующих определённые объекты изучения. Предлагаю вашему вниманию фрагмент видеоролика «Мы живём в чёрной дыре!», выполненный студенткой Первоуральского политехникума. Очевидно, что в данном случае формируются общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

И профессиональные компетенции: ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.

ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.

ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.

ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.

ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.

Кстати, качественно выполненные продукты в дальнейшем можно использовать на уроках.

Объекты изучения являются интегрирующими элементами, которые объединяют различные разделы программы по содержанию и по структуре. Таким образом, технология объектного изучения позволяет сформировать целостное представление об окружающем мире и способствует пониманию сущности наблюдаемых явлений.

Это свойство технологии я предлагаю использовать при формировании компетенций профессии «Повар, кондитер» в рамках естественно-научный профиля. Студентам предлагаются творческие задания по созданию кондитерских изделий с использованием астрономической, космической символики. В данном случае формируются профессиональные компетенции (ПК 5.4. Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента, ПК 5.5. Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации пирожных и тортов разнообразного ассортимента) и общие компетенции (ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам), личностные (осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем), метапредметные (владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания) и предметные результаты (понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений).

При обучении профессии «Продавец, кассир-контролёр» в рамках социально-экономического профиля предлагается сделать упор на практическое применение астрономии с формированием творческих компетенций. Студенты выполняют задания по поиску идей для оформления торгового зала в космическом стиле, к знаменательным событиям в астрономии и космонавтики. При этом формируются профессиональные (ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании) и общие компетенции (ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы), предметные (сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии) и метапредметные результаты (владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания).

Таким образом, технология объектного изучения является универсальным инструментом, позволяющим формировать, в том числе, и профессиональные компетенции.


Презентация
PPTX / 208.29 Кб







Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.