Применение технологий «Грамматически ориентированный урок английского языка по технологии обучения в сотрудничестве»
«Грамматически ориентированный урок английского языка по технологии обучения в сотрудничестве»
Современный этап развития образования ставит перед учителем ряд вопросов: как развить у ребёнка интерес к предмету, как формировать мотивацию, как учить детей, чтобы они сами стремились к познанию. По моему мнению, использование современных технологий в учебном процессе позволяет создать условия, которые помогут решить поставленные задачи, и каждый школьник сможет максимально развивать себя, свой интеллект, своё мышление, свои творческие способности.
Для классов, с большим количеством учащихся и разным уровнем их подготовки, представляется наиболее интересным применение технологии обучения в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе — вот что составляет суть данного подхода.
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты творческим подходом, но при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:
- группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики;
- группе дается задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
- оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
- учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.
Основными вариантами обучения в сотрудничестве являются:
1. Student team learning (STL, обучение в команде).
2. «Jigsaw» («Ажурная пила»).
3. «Jigsaw-2» («Пила-2»).
4. Learning together (учимся вместе).
Подробно изучить и освоить данную технологию помогают источники в сети Интернет. В рамках данной статьи я предлагаю пример использования данной технологии, план-конспект урока английского языка по грамматике, который я провожу в 7 классе по теме: «Past Simple & Present Perfect», «Простое прошедшее время или настоящее завершённое время, правила употребления».
Цель: открытие новых знаний по теме «Простое прошедшее время или настоящее завершённое время, правила употребления», развитие навыков употребления английских времён.
Технология: обучения в сотрудничестве.
Цели урока:
Образовательные:
- повторить правильные и неправильные глаголы английского языка;
- познакомить с правилами употребления простого прошедшего времени или настоящего завершённого времени.
Развивающие:
- развитие у учащихся языковой догадки, логики, памяти, внимания, умения анализировать.
Воспитательные:
- воспитание толерантного отношения к чужой точке зрения;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Оснащение урока: проектор, компьютер, презентация, обучающий видеофильм, раздаточный материал.
Ожидаемый результат: Ученик в конце урока должен уметь правильно употреблять простое прошедшее время и настоящее завершённое время.
Ход урока.
1. Организационный момент (формирование групп).
T.: - Good morning! How are you? (беседа с учениками).
Let’s make some groups for our next work! I give you a colorful paper circle. Take place there, where you see your color! (занимают места по цвету полученных кружков).
- Your next task! Greet each other in unusual form! (например, стукнуть друг друга по плечу)
- Let's recite 3 forms of the verbs together, the loudest, and the best! (подбираем глаголы необходимые для вашего урока)
2. Повторение пройденного материала (Слайд №1 с буквами P.S. ? P.P).
Т.: -What do these letters mean?
P.: - P.S. Past Simple, P.P. Present Perfect
T.: - Each team should write different forms of these tenses
1) простое предложение P.S.
2) отрицательное предложение P.S.
3) простое предложение P.P.
4) отрицательное предложение P.P
(Работая в группах учащиеся составляю на листах А4 структуры предложений, обсуждают в группах, затем эксперты от каждой группы представляют схемы)
3. Задание на новый материал.
T.: -Translate these sentences! Вчера я купила новое платье. Я купила новое платье.
(Каждая группа предлагает свой вариант перевода!)
T.: -Какое время вы будете использовать при переводе первого и второго предложения!
- Что нам нужно знать для правильного перевода?
- А в чём затруднение?
(Осознание проблемы не знания правила употребления времён.)
T.: - Now you watch a video lesson about using P.S. &P.P. (смотрят видео урок с комментариями учителя)
T.: - Discuss it again in groups! (обсуждают в группах свои конспекты при поддержке учителя)
T.: - Divide the given words and adverbs into two groups! (каждая группа получает карточки с наречиями, которые распределяют на две группы, затем у доски работают по представителю от каждой группы)
4. Реализация продукта. Результат.
T.: - Make a test! (Выполняют тест на компьютере вместе с группой, тест можно подготовить в программе «Мастер тест», что позволит ученикам сразу увидеть свой результат).
Практическое применение технологии обучения в сотрудничестве показывает, что учиться вместе не только легче, но интереснее. А мне как учителю эта система дает возможности для творческого подхода и к предмету, и к моим ученикам. После первого опыта использования метода обучения в сотрудничестве, стало ясно, что слабые ученики стали более уверенными в собственных силах. А полученная в итоге положительная оценка стала результатом усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, и к совместному труду.
Литература:
1. Полат Е. С. О технологии обучения в сотрудничестве. URL: http://fralla.nethouse.ru/articles/20150 (дата обращения: 09.09.2018).
2. Селевко Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества / Республиканская конференция по активным методам обучения. — Пермь, 1991.