Календарно-тематический план по дисциплине «Астрономия»
Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «Астрономия» предназначено для изучения астрономии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования.
Астрономия всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 36 часов для профессий: 19.01.11 Изготовитель мороженого, 19.01.12 Переработчик скота и мяса.
Основу данного КТП составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего общего образования базового уровня.
В КТП теоретические сведения дополняются демонстрациями, практическими работами, наблюдениями и экскурсиями.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Для проверки знаний используются разные виды текущего контроля: тесты, практические и самостоятельные работы. По учебному плану по астрономии как итог изучения предусмотрена итоговая оценка по текущей успеваемости учащихся.
Календарно - тематический план учебной дисциплины «АСТРОНОМИЯ»,для профессий 19.01.11 Изготовитель мороженого, 19.01.12 Переработчик скота и мяса
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Вид занятия |
Интерактивные и инновационные методы |
Наглядные пособия и технические средства |
Самостоятельная работа обучающихся (задания для учащихся): |
Повторение |
||||||||
Всего |
Сам. Раб. |
Теор. |
Практ. |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||||
Раздел 1. Предмет астрономии. |
4 |
2 |
2 |
||||||||||||
1 |
Тема 1.1. Введение. Предмет астрономии. Наблюдения – основа астрономии. |
2 |
2 |
комбинированное |
Интерактивная лекция |
Презентация |
Нарисовать принципиальную схему устройства оптических телескопов различных типов (рефлекторы и рефракторы). |
[1], §1-2 |
|||||||
Раздел 2. Основы практической астрономии. |
10 |
4 |
4 |
2 |
|||||||||||
2 |
Тема 2.1. Звёзды и созвездия. Небесные координаты и звёздные карты. Видимое движение звёзд на различных географических широтах. |
2 |
2 |
комбинированное |
Карта звёздного неба. |
Наблюдение основных созвездий и наиболее ярких звезд осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. |
[1], §3-5 |
||||||||
3 |
Тема 2.2. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. |
2 |
2 |
комбинированное |
Интерактивная лекция. |
Карта звёздного неба. |
Наблюдение основных созвездий и наиболее ярких звезд осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. |
[1], §6-9 |
|||||||
4 |
Практическая работа №1 «Использование подвижной карты звёздного неба». |
2 |
2 |
практическое |
Подвижная карта звездного неба |
||||||||||
Раздел 3. Строение Солнечной системы. |
4 |
2 |
2 |
||||||||||||
5 |
Тема 3.1. Развитие представлений о строении мира. Конфигурация планет. Синодический период. |
2 |
2 |
лекция |
Видеофильм о планетах Солнечной системы. |
Нарисовать подробную схему расположения планет в Солнечной системе с указанием основных характеристик планет. |
[1], §10-11 |
||||||||
Раздел 4. Законы движения небесных тел. |
8 |
2 |
4 |
2 |
|||||||||||
6 |
Тема 4.1. Законы движения планет Солнечной системы. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
2 |
лекция |
[1], §12-13 |
|||||||||||
7 |
Тема 4.2. Движение небесных тел под действием сил тяготения. |
2 |
2 |
комбинированное |
Подготовить сообщения по теме (на выбор): «Искусственные спутники Земли», «Пилотируемые космические аппараты», «Невесомость», «Ракета (история, принцип действия, применение)», «Первый космический полет», «Перегрузка и ее действие на человека». |
[1], §14 |
|||||||||
8 |
Практическая работа №2 «Решение задач на законы Кеплера и закон всемирного тяготения». |
2 |
практическое |
||||||||||||
Раздел 5. Природа тел Солнечной системы. |
10 |
2 |
8 |
||||||||||||
9 |
Тема 5.1. Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. |
2 |
комбинированное |
Видеофильм о Солнечной системе. |
[1], §15-16 |
||||||||||
10 |
Тема 5.2 Система Земля—Луна. Планеты земной группы. |
2 |
2 |
комбинированное |
Видеофильм о планетах. |
Наблюдение движения Луны и смены ее фаз. Подготовить мультимедийную презентацию на тему: «Гипотезы происхождения Луны» |
[1], §17-18 |
||||||||
11 |
Тема 5.3 Далёкие планеты. Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты. |
2 |
комбинированное |
Видеофильмы о планетах. |
[1], §19-20 |
||||||||||
12 |
Обзор компьютерных приложений для определения положения Солнца, Луны, планет и звёзд. |
2 |
комбинированное |
компьютерная симуляция |
Ресурсы сети Интернет, мобильные приложения. |
||||||||||
Раздел 6. Солнце и звёзды. |
8 |
2 |
6 |
||||||||||||
13 |
Тема 6.1. Солнце — ближайшая звезда. |
2 |
комбинированная |
Видеофильм о Солнце. |
[1], §21 |
||||||||||
14 |
Тема 6.2. Расстояния до звёзд. Характеристики излучения звёзд. |
2 |
комбинированное |
Видеофильм о звёздах. |
[1], §22 |
||||||||||
15 |
Тема 6.3. Массы и размеры звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. |
2 |
комбинированное |
Видеофильм о звёздах. |
Составить таблицу «Классификация звёзд». |
[1], §23-24 |
|||||||||
Раздел 7. Наша Галактика – Млечный путь. |
2 |
2 |
|||||||||||||
16 |
Тема 7.1. Наша Галактика – Млечный путь. |
2 |
комбинированное |
Интерактивная лекция |
Видеофильм о Млечном пути. |
[1], §25 |
|||||||||
Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной. |
2 |
2 |
|||||||||||||
17 |
Тема 8.1. Другие звёздные системы — галактики. Основы современной космологии. |
2 |
2 |
комбинированное |
Видеофильм о Вселенной. |
[1], §26-27 |
|||||||||
Раздел 9. Жизнь и разум во Вселенной. |
6 |
4 |
2 |
||||||||||||
18 |
Тема 9.1. Жизнь и разум во Вселенной. |
4 |
2 |
комбинированное |
Видеофильмы о экзопланетах, полете на Марс. |
Подготовить эссе по теме: «Есть ли разумная жизнь во Вселенной?» |
[1], §28 |
||||||||
Итого: |
54 |
18 |
32 |
4 |
Список используемой литературы:
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2018.