12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Барановская Антонина Михайловна505
Работаю в Омском техникуме мясной и молочной промышленности. Преподаватель физики; астрономии; естествознания; термодинамики, теплотехники и гидравлики. Куратор 212 группы (второй курс), самых замечательных ребят)
Россия, Омская обл., Омск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «Астрономия» предназначено для изучения астрономии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования.

Астрономия всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.

Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.

Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.

Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.

Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Изучение курса рассчитано на 36 часов для профессий: 19.01.11 Изготовитель мороженого, 19.01.12 Переработчик скота и мяса.

Основу данного КТП составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего общего образования базового уровня.

В КТП теоретические сведения дополняются демонстрациями, практическими работами, наблюдениями и экскурсиями.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Для проверки знаний используются разные виды текущего контроля: тесты, практические и самостоятельные работы. По учебному плану по астрономии как итог изучения предусмотрена итоговая оценка по текущей успеваемости учащихся.

Календарно - тематический план учебной дисциплины «АСТРОНОМИЯ»,

для профессий 19.01.11 Изготовитель мороженого, 19.01.12 Переработчик скота и мяса

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вид занятия

Интерактивные и инновационные методы

Наглядные пособия и технические средства

Самостоятельная работа обучающихся

(задания для учащихся):

Повторение

Всего

Сам. Раб.

Теор.

Практ.

         

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Раздел 1. Предмет астрономии.

4

2

2

           

1

Тема 1.1. Введение. Предмет астрономии. Наблюдения – основа астрономии.

 

2

2

 

комбинированное

Интерактивная лекция

Презентация

Нарисовать принципиальную схему устройства оптических телескопов различных типов (рефлекторы и рефракторы).

[1], §1-2

 

Раздел 2. Основы практической астрономии.

10

4

4

2

         

2

Тема 2.1. Звёзды и созвездия. Небесные координаты и звёздные карты. Видимое движение звёзд на различных географических широтах.

 

2

2

 

комбинированное

 

Карта звёздного неба.

Наблюдение основных созвездий и наиболее ярких звезд осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

[1], §3-5

3

Тема 2.2. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

 

2

2

 

комбинированное

Интерактивная лекция.

Карта звёздного неба.

Наблюдение основных созвездий и наиболее ярких звезд осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

[1], §6-9

4

Практическая работа №1 «Использование подвижной карты звёздного неба».

   

2

2

практическое

 

Подвижная карта звездного неба

   
 

Раздел 3. Строение Солнечной системы.

4

2

2

           

5

Тема 3.1. Развитие представлений о строении мира. Конфигурация планет. Синодический период.

 

2

2

 

лекция

 

Видеофильм о планетах Солнечной системы.

Нарисовать подробную схему расположения планет в Солнечной системе с указанием основных характеристик планет.

[1], §10-11

 

Раздел 4. Законы движения небесных тел.

8

2

4

2

         

6

Тема 4.1. Законы движения планет Солнечной системы. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

   

2

 

лекция

     

[1], §12-13

7

Тема 4.2. Движение небесных тел под действием сил тяготения.

 

2

2

 

комбинированное

   

Подготовить сообщения по теме (на выбор): «Искусственные спутники Земли», «Пилотируемые космические аппараты», «Невесомость», «Ракета (история, принцип действия, применение)», «Первый космический полет», «Перегрузка и ее действие на человека».

[1], §14

8

Практическая работа №2 «Решение задач на законы Кеплера и закон всемирного тяготения».

     

2

практическое

       
 

Раздел 5. Природа тел Солнечной системы.

10

2

8

           

9

Тема 5.1. Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

   

2

 

комбинированное

 

Видеофильм о Солнечной системе.

 

[1], §15-16

10

Тема 5.2 Система Земля—Луна. Планеты земной группы.

 

2

2

 

комбинированное

 

Видеофильм о планетах.

Наблюдение движения Луны и смены ее фаз. Подготовить мультимедийную презентацию на тему: «Гипотезы происхождения Луны»

[1], §17-18

11

Тема 5.3 Далёкие планеты. Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты.

   

2

 

комбинированное

 

Видеофильмы о планетах.

 

[1], §19-20

12

Обзор компьютерных приложений для определения положения Солнца, Луны, планет и звёзд.

   

2

 

комбинированное

компьютерная симуляция

Ресурсы сети Интернет, мобильные приложения.

   
 

Раздел 6. Солнце и звёзды.

8

2

6

           

13

Тема 6.1. Солнце — ближайшая звезда.

   

2

 

комбинированная

 

Видеофильм о Солнце.

 

[1], §21

14

Тема 6.2. Расстояния до звёзд. Характеристики излучения звёзд.

   

2

 

комбинированное

 

Видеофильм о звёздах.

 

[1], §22

15

Тема 6.3. Массы и размеры звёзд. Переменные и нестационарные звёзды.

   

2

 

комбинированное

 

Видеофильм о звёздах.

Составить таблицу «Классификация звёзд».

[1], §23-24

 

Раздел 7. Наша Галактика – Млечный путь.

2

 

2

           

16

Тема 7.1. Наша Галактика – Млечный путь.

   

2

 

комбинированное

Интерактивная лекция

Видеофильм о Млечном пути.

 

[1], §25

 

Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной.

2

 

2

           

17

Тема 8.1. Другие звёздные системы — галактики. Основы современной космологии.

2

 

2

 

комбинированное

 

Видеофильм о Вселенной.

 

[1], §26-27

 

Раздел 9. Жизнь и разум во Вселенной.

6

4

2

           

18

Тема 9.1. Жизнь и разум во Вселенной.

 

4

2

 

комбинированное

 

Видеофильмы о экзопланетах, полете на Марс.

Подготовить эссе по теме: «Есть ли разумная жизнь во Вселенной?»

[1], §28

 

Итого:

54

18

32

4

         

Список используемой литературы:

Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2018.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.