12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Барановская Антонина Михайловна505 Работаю в Омском техникуме мясной и молочной промышленности. Преподаватель физики; астрономии; естествознания; термодинамики, теплотехники и гидравлики. Куратор 212 группы (второй курс), самых замечательных ребят) Россия, Омская обл., Омск |
Календарно-тематический план по дисциплине «Астрономия»
Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «Астрономия» предназначено для изучения астрономии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования.
Астрономия всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 36 часов для профессий: 19.01.11 Изготовитель мороженого, 19.01.12 Переработчик скота и мяса.
Основу данного КТП составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего общего образования базового уровня.
В КТП теоретические сведения дополняются демонстрациями, практическими работами, наблюдениями и экскурсиями.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Для проверки знаний используются разные виды текущего контроля: тесты, практические и самостоятельные работы. По учебному плану по астрономии как итог изучения предусмотрена итоговая оценка по текущей успеваемости учащихся.
Календарно - тематический план учебной дисциплины «АСТРОНОМИЯ»,для профессий 19.01.11 Изготовитель мороженого, 19.01.12 Переработчик скота и мяса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Интерактивные и инновационные методы | Наглядные пособия и технические средства | Самостоятельная работа обучающихся (задания для учащихся): | Повторение | ||||||||
Всего | Сам. Раб. | Теор. | Практ. | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||
Раздел 1. Предмет астрономии. | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||
1 | Тема 1.1. Введение. Предмет астрономии. Наблюдения – основа астрономии. | 2 | 2 | комбинированное | Интерактивная лекция | Презентация | Нарисовать принципиальную схему устройства оптических телескопов различных типов (рефлекторы и рефракторы). | [1], §1-2 | |||||||
Раздел 2. Основы практической астрономии. | 10 | 4 | 4 | 2 | |||||||||||
2 | Тема 2.1. Звёзды и созвездия. Небесные координаты и звёздные карты. Видимое движение звёзд на различных географических широтах. | 2 | 2 | комбинированное | Карта звёздного неба. | Наблюдение основных созвездий и наиболее ярких звезд осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. | [1], §3-5 | ||||||||
3 | Тема 2.2. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. | 2 | 2 | комбинированное | Интерактивная лекция. | Карта звёздного неба. | Наблюдение основных созвездий и наиболее ярких звезд осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. | [1], §6-9 | |||||||
4 | Практическая работа №1 «Использование подвижной карты звёздного неба». | 2 | 2 | практическое | Подвижная карта звездного неба | ||||||||||
Раздел 3. Строение Солнечной системы. | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||
5 | Тема 3.1. Развитие представлений о строении мира. Конфигурация планет. Синодический период. | 2 | 2 | лекция | Видеофильм о планетах Солнечной системы. | Нарисовать подробную схему расположения планет в Солнечной системе с указанием основных характеристик планет. | [1], §10-11 | ||||||||
Раздел 4. Законы движения небесных тел. | 8 | 2 | 4 | 2 | |||||||||||
6 | Тема 4.1. Законы движения планет Солнечной системы. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 2 | лекция | [1], §12-13 | |||||||||||
7 | Тема 4.2. Движение небесных тел под действием сил тяготения. | 2 | 2 | комбинированное | Подготовить сообщения по теме (на выбор): «Искусственные спутники Земли», «Пилотируемые космические аппараты», «Невесомость», «Ракета (история, принцип действия, применение)», «Первый космический полет», «Перегрузка и ее действие на человека». | [1], §14 | |||||||||
8 | Практическая работа №2 «Решение задач на законы Кеплера и закон всемирного тяготения». | 2 | практическое | ||||||||||||
Раздел 5. Природа тел Солнечной системы. | 10 | 2 | 8 | ||||||||||||
9 | Тема 5.1. Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 2 | комбинированное | Видеофильм о Солнечной системе. | [1], §15-16 | ||||||||||
10 | Тема 5.2 Система Земля—Луна. Планеты земной группы. | 2 | 2 | комбинированное | Видеофильм о планетах. | Наблюдение движения Луны и смены ее фаз. Подготовить мультимедийную презентацию на тему: «Гипотезы происхождения Луны» | [1], §17-18 | ||||||||
11 | Тема 5.3 Далёкие планеты. Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты. | 2 | комбинированное | Видеофильмы о планетах. | [1], §19-20 | ||||||||||
12 | Обзор компьютерных приложений для определения положения Солнца, Луны, планет и звёзд. | 2 | комбинированное | компьютерная симуляция | Ресурсы сети Интернет, мобильные приложения. | ||||||||||
Раздел 6. Солнце и звёзды. | 8 | 2 | 6 | ||||||||||||
13 | Тема 6.1. Солнце — ближайшая звезда. | 2 | комбинированная | Видеофильм о Солнце. | [1], §21 | ||||||||||
14 | Тема 6.2. Расстояния до звёзд. Характеристики излучения звёзд. | 2 | комбинированное | Видеофильм о звёздах. | [1], §22 | ||||||||||
15 | Тема 6.3. Массы и размеры звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. | 2 | комбинированное | Видеофильм о звёздах. | Составить таблицу «Классификация звёзд». | [1], §23-24 | |||||||||
Раздел 7. Наша Галактика – Млечный путь. | 2 | 2 | |||||||||||||
16 | Тема 7.1. Наша Галактика – Млечный путь. | 2 | комбинированное | Интерактивная лекция | Видеофильм о Млечном пути. | [1], §25 | |||||||||
Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной. | 2 | 2 | |||||||||||||
17 | Тема 8.1. Другие звёздные системы — галактики. Основы современной космологии. | 2 | 2 | комбинированное | Видеофильм о Вселенной. | [1], §26-27 | |||||||||
Раздел 9. Жизнь и разум во Вселенной. | 6 | 4 | 2 | ||||||||||||
18 | Тема 9.1. Жизнь и разум во Вселенной. | 4 | 2 | комбинированное | Видеофильмы о экзопланетах, полете на Марс. | Подготовить эссе по теме: «Есть ли разумная жизнь во Вселенной?» | [1], §28 | ||||||||
Итого: | 54 | 18 | 32 | 4 |
Список используемой литературы:
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2018.