Поскольку решение образовательных проблем и задач не исчерпывается применением ограниченного набора и строго определенных технологий, то в деятельности педагогов предусматривается как выбор уже известных, так и разработка новых технологий.
Выбор образовательной технологии прежде всего зависит от того, какое понимание вкладывает в этот термин педагог:
1) теоретическая информация о различных способах достижения конкретной цели в виде различных стратегий практических действий субъектов образовательного процесса;
2) преобразование имеющейся теоретической информации в предписывающую информацию для педагога, педагога и обучающегося, только для обучающегося о конкретных содержательно-процессуальных действиях, которые необходимо произвести и которые действительно осуществляются с целью обеспечения надлежащего (желаемого) образовательного эффекта;
3) проект действий субъектов, реализация которого в образовательной практике гарантированно обеспечит достижение поставленной цели.
Далее выбор определяется следующим:
• целью, для достижения которой выбирается технология;
• возможностями самого педагога – владением технологией и пониманием ее возможностей в решении образовательных задач;
• индивидуально-психологическими особенностями субъектов образовательного процесса. Смысл проектирования новой образовательной технологии состоит в том, чтобы создавать вариант, удовлетворяющий определенным (заданным) признакам, и прогнозировать результаты его применения в образовательной практике.
Шаги при разработке новой технологии
1. Прогнозирование возможностей новой технологии в отношении достижения конкретной цели, ее предназначения и функций в образовательной среде.
2. Конструирование алгоритма (схемы, цикла) действий, необходимых для успешного достижения цели конкретного класса.
3. Моделирование стратегий действий педагога и других субъектов образовательного процесса и характера их взаимо-действия в рамках сконструированного алгоритма.
Можно говорить по крайней мере о двух основных стратегиях появления новых образовательных технологий. Первый путь связан с технологической интерпретацией той или иной теории или концепции (социологической, психологической, педагогической и др.), которая позволяет проекти-ровать новые технологии в виде системы действий и реализовывать их в образовательной практике. В этом случае технология выступает средством перевода конкретной теории, идеи или принципа на язык практических действий субъектов образовательного процесса. Второй путь создания новой образовательной технологии – анализ и обобщение опыта конкретного педагога или педагогического коллектива.
Порядок действий педагога в описании своей технологии
Педагог: 1) технологически – в определенной логике и последовательности – описывает опыт решения образовательных задач конкретного типа, еще не нашедшего отражения и объяснения в науке; 2) вскрывает противоречие своего нового опыта с установившимися положениями науки или традиционного опыта решения такого рода задач, вскрывает однобокость тех или иных выводов или рекомендаций, предлагает новые и более современные методы решения; 3) выстраивает и описывает этапы (технологические шаги) как целостные единицы в структуре своей деятельности, описывает ведущие методы и приемы на каждом этапе; 4) научно обосновывает выбранную логику в рамках конкретной теории или концепции, принципа или метода; 5) описывает параметры и критерии оценки эффективности данной технологии в решении выделенной группы образовательных задач; 6) описывает условия и границы применения технологии в образовательной среде.
Условия эффективного применения технологий в образовательной практике:
• знание педагогом возможностей выбранной технологии, требований к ней, определяющих специфику деятельности всех участников образовательного процесса и границ ее применения, степень и уровень владения этой технологией;
• владение способами и методами реализации технологии на практике;
• компетенции и профессионально-личностные качества педагога, необходимые для выполнения требований к реализации технологии.