Технология развития критического мышления – эффективный способ формирования исследовательского поведения младших школьников
Технология развития критического мышления –
эффективный способ формирования
исследовательского поведения младших школьников
Сегодня целью обучения становится не столько овладение определенными знаниями и навыками, сколько развитие наблюдательности, мышления, умения быстро ориентироваться в новых непривычных условиях, условиях требующих сообразительности и специальных исследовательских навыков. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Исследовательское поведение - поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; фундаментальная форма взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностная характеристика деятельности человека (Поддьяков А. Н.- доктор психологических наук, профессор МГУ).
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно исследовательское поведение создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Исследовательское поведение для младшего школьника – главный источник получения представлений о мире.
Для того, чтобы сформировать исследовательское поведение учащихся, нужно знать следующее:
исследовательское поведение – это стиль жизни современного человека;
главный инструмент – исследовательский метод обучения;
исследовательский метод – творческий исследовательский поиск;
творческий поиск – познание окружающего мира.
Для того, чтобы исследовательское поведение развивалось, обучающиеся должны иметь бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии, конструктивной деятельности. Исследовательское поведение ребёнка может быть реализовано в любой предметной сфере. Поэтому практически все виды деятельности, которые свойственны детям младшего школьного возраста, и практически все окружающие ребёнка предметы дают большие возможности для развития умений и навыков исследовательского поиска.
Эффективными средствами формирования исследовательского поведения младших школьников является применение педагогом современных образовательных технологий. Интеграция технологии проектной деятельности, технологии развития исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления (ТРКМ), позволяет младшим школьникам вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей, представлений и сформировать их исследовательское поведение.
Остановимся на технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Почти все приёмы данной технологии являются основой для формирования познавательных общеучебных универсальных действий: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из заданных текстов, умение структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать методы информационного поиска. В перечне основных навыков критического мышления необходимо назвать наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценивание, объяснение, доказательство, то есть все навыки, которые должны быть сформированы у обучающихся начальных классов.
Вечный детский вопрос "почему?" — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Младшие школьники всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. Если же ребенком движет любознательность, то и в этом случае нельзя просто отмахиваться от его вопросов. Игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем. А также помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.
Предлгагаем познакомиться с некоторыми приёмами ТРКМ, которые способствую развитию исследовательского поведения младших школьников.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» - обеспечение дифференцированного подхода в обучении.
Вечный детский вопрос «почему?» это уже использование одного из приёмов ТРКМ)– приёма «толстых» и «тонких» вопросов. Тонкие вопросы требуют однословного ответа, вопросы репродуктивного плана: Кто? Что? Какой? Где? Когда? Толстые вопросы требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Приведём пример использования данного приёма - игра «Гирлянда»
1 этап – используя «тонкие» вопросы
2 этап – используя толстые вопросы.
Стартовое слово – лягушка.
«Тонкие» вопросы: | «Толстые» вопросы: |
- Лягушка какая? - Зеленая. - Зеленая кто (что)? - Трава. - Трава что делает? (растет) - Растет что (кто)? (ребенок) - Ребенок какой? (веселый) - Веселый кто бывает? (клоун) - Клоун что делает? (смеется) | - Почему лягушка земноводное животное? - Почему среда обитания лягушки должна находиться рядом с водоёмами? - Что будет, если кожа лягущки высохнет? - Знаете ли Вы, почему в старину было принято бросать лягушку в ведро с молоком? ( Для того, чтобы молоко не скисало) |
Таким образом, преимущество использования «толстых» вопросов в том, что ребёнок учится размышлять, анализировать, делать выводы.
Приём ТРКМ «Мозговой штурм» также способствует формированию исследовательского поведения младших школьников.
- Каких птиц вы знаете?
- Назовите виды птиц?
- Чем питаются птицы?
- Какие части тела помогают птицам в полете? и т.д.
- Чего больше боятся зимующие птицы: холода или голода?
Прием «Пирамида предсказаний»
Цель приема «Пирамида предсказаний»: обучение детей формулировке и построению гипотез. Детям предлагают придумать последствия невероятных происшествий. Гипотезы и предложения детей взрослый принимает без ограничений, критики и комментариев, но задает вопросы, побуждая детализировать замысел.
Что будет, если исчезнут птицы?
Что будет, если экзотических птиц поселить в наших условиях?
Что было бы, если бы …. ты вдруг, проснувшись, обнаружил, что ты не человек, а бабочка (крокодил, кузнечик)?
Что было бы, если бы …. все твердое стало внезапно мягкое?
Что было бы, если бы …. на Земле не стало воды?
Что было бы, если бы …. люди не взрослели, а всегда оставались детьми?
Что было бы, если бы …. все превратились в левшей?
Что было бы, если бы …. наши мысли были всем слышны?
Что было бы, если бы …. ты превратился в шкаф?
Что было бы, если бы …. вдруг исчезли все книги? и др.
В процессе доказательства гипотезы развиваются такие психические процессы, как память, мышление, воображение. А это и есть начальная ступень в развитии критического мышления.
Прием «Синквейн» учит находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Использование данного приёма будит поисковую активность детей, формирует исследовательские навыки, развивает исследовательские способности детей.
Предлагаем синквейн по теме «Вода»
1-я строка – название синквейна – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; | 1. Вода |
2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль; | 2. Прозрачная, родниковая |
3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; | 3. Плещется, бежит, льется |
4-я строка – фраза на тему синквейна; | 4. Без воды нет жизни на земле |
5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы. | 5. Жидкость |
Предложенные методики просты в освоении, не требуют какой-то специальной подготовки для тех, кто хотел бы ими заняться. Примеряйте шляпы, пишите синквейны, создавайте копилки идей, выращивайте дерево предсказаний и пройдет совсем немного времени, как вы заметите, что ваши ученики стали делать меньше ошибок в анализе ситуаций и выбирать более эффективные решения.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. А значит, эта технология - один из эффективных способов формирования исследовательского поведения младшего школьника.