Материал на проверке

«Технология развития критического мышления на уроках компьютерной графики»

0
0
Материал опубликован Сегодня в 07:24



Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа города Свирска»





Авторская разработка:

«Технология развития критического мышления на уроках компьютерной графики»





Преподаватель: Белова Наталья Александровна











2023г.



«Технология развития критического мышления на уроках компьютерной графики»


Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительское отношение к жизни, а созидание и сотрудничество. Поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливает учителя на формирование человека думающего и созидающего, на развитие у учащихся самостоятельности и ответственности, умения учиться и получать знания, используя различные источники. Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на формирование универсальных учебных действий, является применение современных образовательных технологий.

Одной из образовательных технологий, используемых на уроках компьютерной графики, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Включение в учебный процесс этой технологии позволяет формировать все виды УУД. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии, каждая из которых имеет свои задачи.

Технология критического мышления дает ученику:

повышение эффективности восприятия информации;

повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

умение критически мыслить;

умение ответственно относиться к собственному образованию;

умение работать в сотрудничестве с другими;

повышение качества образования учеников;

желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Существует достаточно много приемов, которые можно использовать только на определенных стадиях или на всех стадиях.

На каждой стадии урока используются различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На стадии вызова возможно использование таких методов, как:

предположение темы урока по ключевым словам разгаданного ребуса, нt1738729385aa.jpg апример:

t1738729385ab.jpg


t1738729385ac.png

информатика исполнитель компьютер


по слайдам просмотренной презентации,

составление кластеров,

работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами,

работа с таблицами,

«верные и неверные утверждения»,

«Корзина идей»,

«Перевернутые логические цепочки» и т.д.

Способы организации работы на стадии «вызова» можно проводить как в форме индивидуальной работы, так и в её сочетание с парной и групповой работой. На этапе «вызова» применение таких методов работы позволяет учащимся не только вспомнить материал, изученный на прошлых уроках, но и учиться работать в группе, слушать и слышать друг друга, анализировать информацию, делать выводы, искать пути решения поставленной задачи. Использование таких методов работы позволяет заметить, что ученики больше общаются друг с другом, интересуются мнением других учеников в группе, медленные ученики не ведут себя обособленно так, как и им достается определенная роль в группе.

На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:

- информационное домино,

- нахождение информации,

- выбор нужной информации с помощью ресурсов интернета,

- составление алгоритма решения задачи, обсуждение его в парах,

- поиск нового решения задачи и т.д.

На своих уроках я чаще использую такие приёмы, как «Верю-не верю», «Инсерт», «ЗХУ», «Ассоциация», «Кластеры», «Синквейн». Так, на стадии вызова используются приёмы «Верю не верю», «Корзина идей», таблица «ЗХУ». На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся должен вспомнить то, что он знает.

Прием Кластеры

«Кластеры» – гроздь винограда, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди».

Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» графический прием систематизации материала.

Пример.

t1738729385ad.jpg

Пример 2. Кластер «Компьютерная графика»t1738729385ae.jpg


Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно научились работать за компьютером, умели осмысленно применять знания, выделять главное из прочитанного, правильно понимать вопрос в заданиях. Для достижения этих целей можно использовать различные приемы, например, составление вопросника к тексту, прием «инсерт», прием «верю-не верю».

Прием «Инсерт» чтение текста с пометками:

«+» – я это знал

«-» – я этого не знал

«!» – это меня удивило (думал иначе)

«?» – не понял, есть вопросы, хотел бы узнать подробнее.

После этого заполняется таблица, выписываются основные положения текста

+

-

!

?






Этот прием используется на стадии осмысление.

Графическая форма работы на уроке помогает понять, что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания. «Инсерт» способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль, самооценка), познавательных общеучебных УУД.

На уроках графики стадия «осмысления » проходит, в основном, в виде практических работ, на которых можно проводить такие формы работы, как воспользуйся ресурсами Интернет для поиска информации, найди дополнительную информацию, проанализируй как ее применить в работе, и т. д. Выполняя такие задания, ученики не только отрабатывают практические навыки работы на компьютере, но и учатся осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы и применять ее на практике.


Прием “Ассоциация”

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги


Прием “Инструкции”

На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: “Комбинация изображений»

Инструкция для учащихся:

2.     В каждой группе назначается эксперт в своей области:

Эксперт 1 Инструменты: Прямоугольное выделение, выделение произвольной фигуры.

Эксперт 2 Прозрачное выделение

Эксперт 3 Буфер обмена.

Правила работы в экспертной группе:

3.     Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.

4.     Ищите эффективные способы преподнесения информации.

5.     Разъясните то, что другим осталось не понятным.

6.     Составьте “Экспертный лист”.

Прием “Шесть шляп критического мышления”

 Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

 “Белая шляпа” —> АРТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

Желтая шляпа” —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

Черная шляпа” —> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

Синяя шляпа” —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);

Зеленая шляпа” —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

Красная шляпа” —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

t1738729385af.png

На стадии «рефлексии» возможно использование таких методов, как:

- ромашка вопросов Блума – вопросы 1 - простой, 2 - уточняющий, 3 – объясняющий, 4 – творческий, 5 – оценочный, 6 - практический),

- стратегия «Вопросительные слова» и т. д .

Такие виды работы предполагают организацию работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Тем самым учитель не дает готовый теоретический материал урока, а лишь направляет действия учеников по изучению нового материала. Если ученик сумел освоить сам теоретический материал, то запоминание не будет механическим, а обучение поверхностным. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

На стадии «осмысление» учащимся предлагается найти ответы на поставленные вопросы. Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. Учитель просит учащихся обменяться информацией по найденным вопросам, т.е организует закрепление полученных знаний.

(Расскажите о том, что вам уже было известно? Что нового узнали?

Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?)

На стадии «рефлексии» учитель предлагает учащимся вернуться к списку вопросов, составленному в начале урока, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией. Если у учащихся имеются вопросы без ответов.

Продолжением этапа рефлексии может стать итоговый текст, начинающийся со слов: «Оказывается, …».

Мозговой штурм

При работе нужно обращать внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

I уровень – что ты знаешь?

II уровень – как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)

III уровень – применение, анализ, синтез

Пример задания:

Тема урока «Защита информации»

Вопросы:

Что угрожает информации?

От кого нужно защищать информацию?

Как защитить информацию?

Приём «Синквейн»

Одно существительное – тема синквейна.

Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

Компьютер

Персональный, современный

Хранит, обрабатывает, создает

Компьютер – электронно-вычислительная машина, память

Рефлексия

Мне больше всего удалось ...

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за...

Меня удивило…

Для меня было открытием то, что ...

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

На будущее я учту…

Выводы

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся, развивает творческий потенциал учащихся.

Применение технологии критического мышления на уроках позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшевство, как известно, встречает на своём пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на уроках информатики, где приходится работать с текстами не всегда интересными, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах:

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Для решения возникающих проблем, необходимо, чтобы учащиеся не просто шаблонно повторяли действия учителя, лишь иногда импровизируя, а мыслили и творчески, подходили к решению любой проблемы или задачи, встающей перед ними. На мой взгляд, целенаправленное развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – http://standart.edu.ru/

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011

Описание методических приёмов технологии РКМ. – www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657

приёмы РКМhttp://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm 

Технология развития критического мышления – http://zavuch.by/krit.html

Опыт использования приемов технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ. Ветошкина Наталья Владимировна – http://pedakademy.ru/?p=786

10



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.