12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Варавина Людмила Николаевна19

Технология развития критического мышления на уроках литературы и русского языка.

Варавина Л.Н.

МБОУ СОШ №105, г. Воронеж

ТРКМ – это универсальная технология, которая может быть использована на любом уроке. Она позволяет повысить мотивацию к изучению предмета или темы, развивает креативность, гибкость, мобильность, самостоятельность мышления, умение смотреть на проблему критически и с разных точек зрения, ракурсов. ТРКМ развивает также коммуникативность, формирует культуру речи и письма, запускает механизм самоорганизации и самообразования.

При подготовке к урока по ТРКМ необходимо соблюдать 3 стадии: стадия «вызова», «осмысления» и «рефлексии». На каждой стадии необходимо применять разнообразные методы и приемы, характерные этой стадии.

Стадия «вызова». Это создание мотива к обучению. На данной стадии важно актуализировать и обобщить имеющиеся знания обучающихся, вызвать интерес к изучению темы не только на уроке, но и дома.

Методы и приемы: «мозговой штурм», «верно – неверно», составление схем и таблиц, «корзина идей», «кластеры», «дерево предсказаний» и др.

«Верно-неверно». Данный прием хорошо использовать в самом начале урока, также на стадии «осмысления». На экране (доске, листах для работы в парах, группе) представлено несколько утверждений по изучаемой теме. Дети должны определить, что верно, что нет, обосновывая свой ответ. В конце урока необходимо вернуться к утверждениям и обосновать утверждения, над которыми затруднялись в начале урока.

«Корзина идей». Прием может быть использован и в индивидуальной работе, и в групповой. «Корзина идей» позволяет активизировать мыслительную деятельность, а также выяснить все, что знают дети по данной теме. В течение 1-2 минут ребята набрасывают в корзину (у каждого на листочке или на доске) все мысли и идеи по изучаемой теме, не обсуждая их. Затем идет обмен мнениями. Далее каждый называет только то из своей «корзины», что не назвал предыдущий выступающий.

«Кластеры». Прием позволяет строить смысловые связи признаков и понятий по теме. На доске записывается ключевое понятие по изучаемой теме. Ученики дописывают рядом новые, относящиеся к теме. У новых понятий могут быть тоже свои признаки и понятия. Дети строят стрелочками связи между понятиями. Таким образом, создается схема, выражающая общее представление об изучаемом предмете или явлении. Главное, не останавливаться и записывать все мысли по теме, создать как можно больше связей.

«Дерево предсказаний». Используется для формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения по какой-либо теме.

2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где:

ствол дерева – тема,

ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено),

листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

t1701851292aa.gifДерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.

3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.

Вторая стадия – «осмысление». Цель: соотнести имеющиеся знания с новыми, закрепить понимание нового материала, систематизируя его.

Приемы: «тонкие и толстые вопросы», «Ромашка Блума» и т.д.

«Тонкие и толстые вопросы» очень помогают при работе над произведением на уроках литературы, когда простые вопросы, на которые можно ответить одним словом «да» или «нет», постепенно сменяются сложными («толстыми») вопросами, которые заставляют задуматься, поразмышлять над прочитанным. Данный прием может быть использован на любой стадии урока. Важно также научить детей самих составлять «тонкие» и «толстые» вопросы для своих одноклассников и при работе над сочинением по произведению. Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

кто...

что...

когда...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

Стадия «рефлексии». Цель: обобщение формируемого понятия, формирование целостной картины, формирование отношения к изучаемому.

Приемы и методы: синквейн, диаманта, хайку, «РАФТ», эссе и др.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Пример диаманты

Обломов

Ленивый, добрый,

Лежащий, мечтающий, умирающий.

Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.

Работающий, решающий, живущий,

Настойчивый, расчетливый

Штольц.

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Алгоритм написания хайку:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

Тоска

Я видела деревню

С одним домом

Тоскливо…

«РАФТ». Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема). Цель работы в том, что ученик сам выбирает для себя роль и пишет текст не от своего лица. Затем выбирает, для кого будет писать, и определяет стиль создаваемого текста. Это может быть письмо (письмо с фронта после изучения произведений на военную тематику), заметка в газету, жалоба чиновнику, послание и т.д.

Технология развития критического мышления повышает интерес к предмету, мотивацию к изучению, познанию; позволяет по-другому относиться к собственным ошибкам и неудачам, к групповым, коллективным и индивидуальным видам работы; развивает творческие способности обучающихся, внимательность, логичную связную речь, креативное мышление.





Библиография.

Игорь Загашев. Лекция 1 . Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября» – http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html

Анна Веретенникова. Американский опыт – толчок к критическому мышлению. –http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_03.htm#p1

В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73. – http://www.ecsocman.edu.ru/direktor/msg/171918.html



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.