12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ремезова Елена Николаевна18

Технология развития критического мышления на уроках истории


Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии.

Критическое мышление это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

принимать независимые продуманные решения.

Важным в данной технологии является следование трем фазам:

вызов, пробуждение

осмысление новой информации

рефлексия

Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

Формирование нового стиля мышления

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

Развитие аналитического, критического мышления.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Что дает технология критического мышления учителю:

Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.



Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу.

Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.

Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

Развитие умения анализировать полученную информацию.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю


Критически мыслящий человек задает вопросы:

Что я знаю?

Что я узнал нового?

Как изменились мои знания?

Что я буду с этим делать?




Особенности и правила технологии развития


критического мышления

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

1-я стадия

ВЫЗОВ

2-я стадия

ОСМЫСЛЕНИЕ

3-я стадия

РЕФЛЕКСИЯ

Актуализация знаний

Побуждение интереса к получению новой информации

Постановка учеником собственных целей обучения

Получение новой информации

Корректировка поставленных учеником целей обучения


Рождение нового знания

Постановка учеником новых целей обучения






Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:


Вызов

Цели:

Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.

Активизация деятельности учащихся. 

Формирование мотивации на учебную деятельность.

Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.


Осмысление

Цели:

Получение обучаемыми нового знания.

Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым.

Освоение способа работы с информацией.

Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.


Рефлексия

Цели:


Присвоение нового знания.

Создание целостного представления о предмете изучения.

Постановка новых целей в учебной деятельности.

Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.






Некоторые стратегии технологии развития критического мышления


Стадия Инсерт «Реализация смысла» («Условные значки»)

«ü» – уже знал

«+» – новое

«» – думал иначе

«?» – есть вопросы

Данная учебная стратегия была разработана Л.Л.Вогэн и Т.Х.Эстес. Аббревиатура ИНСЕРТ – это «калька» с английского I.N.S.E.R.T., что примерно можно перевести как «инновационная система разметки для эффективного чтения текста». Прилагательное «инновационная» подразумевает, что в процессе работы по этой стратегии рождается новое знание.


Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе.

Тема «Великие географические открытия и их последствия»


Значки

Ключевые слова

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

+

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

?

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары



Стратегия ЗХУ

Стратегия ЗХУ была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 году. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится образовательный процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление и рефлексия.

«З» знаем


«Х» хотим узнать


«У» узнали


Что мы знаем?


Что мы узнали?


Что мы хотим узнать?




Стратегия ЗХУ на уроке истории древнего мира

Археология – наука о раскопках


«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнали на уроке

Кто такие археологи

Что такое исторические источники

Как работают археологи

Как находят археологические памятники

Какие существуют виды исторических источников



Синквейн

Слово "синквейн" происходит от французского слова "пять" и означает "стихотворение, состоящее из пяти строк".

Синквейн- это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке,он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.

Правила написания синквейна:

Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.


Синквейн на уроке истории


Россия

царская, самодержавная

воюет, подавляет, свергает

эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты

сдвиг в российском обществе


Монголо - татары

сильные, коварные

нападают, сражаются, проигрывают


Китай

Восточный, могущественный

Строит, объединяет, собирает

Великая Китайская стена

Конфуций

Прием «Фишбоун»(«Рыбная кость»)

Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ

Направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Рассмотрим конкретно на примере урока истории во время изучения темы "Причины феодальной раздробленности на Руси".

Голова – это будут причины феодальной раздробленности.

Верхние косточки — причины: стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.

Нижние косточки — факты: перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.

Хвост — вывод: феодальная раздробленность была неизбежной.

Вот так примерно будет выглядеть составленная и заполненная схема Фишбоун на уроке истории в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность на Руси". Сначала было очень трудно детям, но потом, когда они научились это делать, такой прием им понравился, и они с удовольствием работают с ним на уроках.


t1584034282aa.jpg



Заключение

В процессе изучения предмета история важно все: и благоприятная психологическая атмосфера на уроке, и осознание необходимости использования полученных знаний в повседневной жизни (не только знать, но и применять). Вот почему учителю важно сначала самому осознать важность применения новых технологий. Знания могут позабыться по прошествии времени, а умения действовать в определенных ситуациях, ненавязчиво сформированные на уроке, остаются надолго. Во время урока необходимо задействовать и разум, и чувства ученика. Важны не только знания алгоритма, но и чувства, с которыми он получает эти знания. Эмоционально окрашенный ответ о историческом событие, его причинах и значении, сопровождающийся видеорядом или стендовым докладом, свидетельствует об искренней заинтересованности ученика в изучаемой теме, в активном погружении в нее сверстников.

Выводы

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

Находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;

Сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

Выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.



Использованная литература и интернет-ресурсы

Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В.  «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001

Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.

Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999.

О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156

Технология развития критического мышления на уроке истории http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html

Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2012г.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.