Урок «Технология выращивания рассады овощных культур ( томаты, перцы)» (Труд, 7 класс)

6
0
Материал опубликован 4 April 2017 в группе

МКОУ «Берёзовская основная общеобразовательная школа-интернат

 психолого-педагогической поддержки»

 

      Составитель:

 учитель сельскохозяйственного труда Сазонова Л.В.

 

    Урок  по сельскохозяйственному труду в 7 классе

 

Тема урока: Технология выращивания рассады овощных культур ( томаты, перцы)

Тип урока:  Практическое занятие

 

Цель урока:  Познакомить с правилами выращивания рассады овощных культур.  Научить детей пересаживать рассаду.

      Задачи:

Образовательные:

- Расширить знания обучающихся о правилах выращивания рассады овощных культур;

   - Закрепить умение учащихся работать по образцу (в практической части).

 Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Развивать речь обучающихся, включая в неё специальную
терминологию (рассада, посев, сроки посева, технология, пикировка); 

Использовать зрительный  контроль при отборе посевного материала.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность при выполнении практических заданий;

 Воспитывать   чувство   коллективизма,   взаимовыручки,  товарищеской взаимопомощи .

Для того чтобы решить эти задачи, были использованы следующие методы:

Словесные (беседа, рассказ, объяснение).

 Наглядный (образцы,  демонстрационный материал) 

 Практический (выполнение практической работы).

На уроке было использовано демонстрационный материал (плакаты, технологическая карта, посевной – посадочный материал, ручной инвентарь).  

Планируемые результаты:

Предметные - познавательные результаты: умеют правильно и осознанно выполнять практические работы, имеют представление о культурах, умеют работать с технологическими картами, находить необходимую информацию.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают друг друга.

Регулятивные результаты: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации.

Коммуникативные результаты: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах, группах.

 

Работа построена так, чтобы учащиеся повторили и закрепили материал предыдущих уроков, которые пригодятся им для дальнейшей работы по теме «Выращивание  рассады овощных культур ».   

  

 

 1. Организация начала занятия

            Елена Благинина
Весна

Еще в домах пылают печки
И поздно солнышко встает,
Еще у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лед;
Еще к сараю за дровами
Не проберешься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик;
Еще мы все тепло одеты –
В фуфайки, в ватные штаны...
А все-таки весны приметы
Во всем, во всем уже видны:
И в том, как крыши потеплели,
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны...
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу,
И все веселые веснушки
Уселись на одном носу.

Да, да весна идет, весне дорогу.

       Вот и наступила весна. Выглянуло солнышко всюду рассыпает оно свои золотые лучи.

Есть в народе такая пословица «Весенний день год кормит».

Как вы думаете, о чём она?

Весенний день год кормит. Кто и когда впервые произнес эти слова – неизвестно, только вот уже неисчислимое множество поколений крестьян обязательно их вспоминают, когда  начинают весенние – полевые работы.

Весенний день год кормит означает, что если мы потрудимся в весенний день на огороде, в теплице то осенью соберем хороший урожай, которым будем питаться всю осень, зиму и весну, т.е до следующего урожая.

2. Сообщения темы урока

 Есть такие культуры, например томаты, перцы, баклажаны, которым требуется больше тепла и света, что не может дать наша короткое Сибирское лето. И поэтому эти растения выращивают рассадным способом. Посев семян на рассаду начинают в феврале, в марте месяца.

Перед нами стоит выбор, какие культуры мы хотим вырастить. Для  этого нужно знать народно хозяйственное значение этих культур. Мы предлагаем послушать о культурах, которые в данное время выращиваем. (рассказ о томатах – …., о перцах – …)

 

3.Теоретическое повторение

 

ТОМАТЫ

Томат, или помидор — одно из самых распространен­ный овощных растений. Слово помидор пришло к нам от итальянского «помо д'оро», т. е. золотое яблоко, и французского «помо д'амур» — яблоко любви. Томат происхо­ди!  из тропических районов Южной и Центральной Аме­рики. В Европу томат был завезен в XVI(16) веке. На террито­рии нашей страны томат возделывают с XVIII(18) века. В Сибирь томаты были завезены крестьянами-переселенцами в XIX(19) веке.

Томаты едят сырыми, вареными, маринованными, соле­ными. Из них делают различные соусы, пасты, томатный сок. 200 г свежих томатов удовлетворяют суточную потребность организма в витаминах А и С. Они содержат витамины В1 В2, В3, К, РР, сахар, минеральные соли, лимонную и яблочную кислоты.

Томат — растение многолетнее, если уберечь его от морозов, то оно может плодоносить в течение нескольких лет Плоды его сочные, мясистые, многосемянные ягоды, разнообразные по форме и окраске. Бывают, например, сорта с плодами плоскими, округлыми, грушевидными, уд­линенно-овальными, от гладких до сильноребристых. Цвет плодов преобладает красный, но есть также розовые, оранжевые, желтые и почти белые. А по размеру они — от мелкого ореха до гиганта массой 800—1000 г. Они могут быть наполнены соком и иметь много семян, но могут быть мясистыми и малосемянными.

ПЕРЕЦ

Эта культура в разных странах зовется по-разному красный, острый, испанский, жгучий, болгарский и т д. Он бывает сладкий и горький (острый). Ботаники подраз­деляют перец на четыре вида: перуанский, колумбийский, опушенный и мексиканский.

У нас в стране выращивается преимущественно мекси­канский перец.

 Само название говорит о том, что он родом из Мекси­ки. Появление перца в Европе связано с именем Христо­фора Колумба. Его возвращение из Америки в 1493 г. сов­падает с первым упоминанием о перце как овощной куль­туре. Долгое время перец применяли как пряность. И только когда были выведены сорта сладкого перца, его ста­ли употреблять в пищу свежим, в салате, фаршированным, маринованным, соленым.

В Сибири перец выращивать стали в последние 40 лет.

По содержанию питательных веществ перец превосхо­дит томаты и баклажаны. Плоды богаты сахаром, витами­нами С, В1 В2, белком. Горечь плодов зависит от наличия в них алкалоида капсаицина.

Плоды перца — двух - четырехгранная пустотелая многосемянная ягода — бывают разнообразные по окраске (красные, желтые, коричневые, оранжевые), по форме и размеру.

Технология выращивания перцев во многом сходна с выращиванием томатов, но, учитывая более длинный пе­риод от всходов до созревания (130—150 дней) и слабый начальный рост, посев семян проводят значительно рань­ше, чем томатов.

Для того чтобы посеять семена их нужно подготовить. А как это сделать расскажут нам учащиеся …….

4. Практическая работа.

 Подготовка   семян   к   посеву.

      Для тог чтобы получить высокий урожай нужно тщательно подготовить семена.

Отобрать для посева крупные  семена

   2.Отделить повреждённые вредителями семена. Для этого нужно приготовить раствор поваренной соли (1 столовую ложку соли растворить в 1л воды). Опустить в раствор семена и перемешать. Всплывшие семена удалить. Осевшие на дно семена промыть в чистой воде и просушить.

Перед посевом семена погружают на 10—20 минут в раствор марганцовокислого калия, затем промывают в воде и закаливают в течение 3—5 суток, выдерживая 8—10 часов при температуре 18—22°С и  14—16 часов при температуре 1—3°С. Такая подготовка семян на 10 дней ускоряет плодоношение полученных из них растений.

Как это делается:  поместить в марлю семена, погрузить на 15 минут в раствор марганцовокислого калия, а затем хорошо промыть в воде. В 10 часов утра положить намоченные семена в теплое место (до 22°С), в 18 часов в тот же день взять их оттуда и положить в холодильник на нижнюю полку. В 10 ча­сов утра следующего дня взять из холодильника и снова поло­жить в теплое место.

Продолжать закалку семян переменными температурами в течение 3—4 дней, следить при этом, чтобы семена оставались влажными.

После закаливания приступаем к посеву.

Вот мы с вами подготовили семена, и настало время сеять. Как это правильно выполнить расскажет  учащийся  …….

Посев   семян   в   посевные   ящики.

Для посева нужно заполнить ящик до краев подготовленной почвенной смесью, встряхнуть,  слегка утрамбовать ручной трамбовкой  Дать возможность хорошо прогреться почве. Почвенная смесь должна состоять из трех компонентов: торфа, дерновой земли и песка.

Планчатым маркером    сделать в ящиках    бороздки    глубиной 2 см, разложить в них набухшие семена через 1 см, засыпать бороздки, полить теплой водой. Поставить этикетку, на ней написать название культуры, сорта, дату посева и фамилию ученика.

3. Накрыть ящики пленкой и поставить в теплое место (18—20°С).   Наблюдать за появлением всходов.

Уход    за   рассадой   в   посевных   ящиках. При появлении  одиночных всходов снять пленку, поставить ящики на хорошо освещенное место. Следить за температурой, чтобы она была в пределах 18—20°С , и за влажностью почвы. Если почва подсохла, поливать теплой водой через ситечко.

После всходов на 15 день начинается пикировка рассады. Об этом расскажет и покажет нам ……..

Пикировка рассады томата.

В начале появления второго настоящего листа     (примерно через  15 дней)   распикировать   рассаду   в горшочки   размером 8х8 см либо в ящики на расстоянии 8 см. одного растения от другого

Подготовить для пикировки рассады необходимое оборудование: горшочки, лейку, совок.

Горшочки могут быть разные, из бытовых отходов: пластиковые бутылки, обрезанные под нужный нам размер, упаковки из под сока, сметаны, йогурта и т.д.

На дне горшочка обязательно нужно сделать отверстия, для того чтобы не застаивалась вода, и корни  не погнили.

За 2 часа до пикировки необходимо обильно полить растения водой комнатной температуры.

Наполнить горшочки грунтом, сделать лунки.

Взять рассаду совком из ящика вместе с почвенным комом, положить на посадочную доску, взять растение левой рукой, отщипнуть кончик корешка, опустить растение в лунку, прижать к корням и стеблю почву.

   После пикировки расставить растения на стеллажи в теплице и полить.

 Через 10 дней после пикировки подкормить рассаду раствором удобрений из расчета на 1 литр воды 0,5 аммиачной селитры, 4 г суперфосфата и 1,5 г хлористого калия. Через 10 дней после первой подкормки подкормить рассаду второй раз.

     5. Закрепление  материала

Для правильного выращивания овощей, получения хороших урожаев, необходимо учитывать экологические факторы.

Какие вы знаете экологические факторы?

(Свет, тепло, влага, почвы)

  6. Итог урока.

  7. Выставление и комментирование оценок.

  8. Д/3.: записать в тетрадь 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации