Методическая разработка «Технология внутриклассного оценивания»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Кадетская школа № 7 им. В. В. Кашкадамовой»
ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРИКЛАССНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учитель русского языка и литературы
Князькин Владимир Николаевич
Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт для основной школы содержит список планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Но то, как оценить УУД ученика, на сегодняшний день, остается непонятным, а порой и невозможным. Проще говоря, у учителя (особенно предметника) не хватает «инструментов» оценивания «непредметных» знаний и умений. Отмечу, что Закон Российской Федерации «Об образовании» дал возможность образовательным организациям самим определять организацию и проведение оценивания развития обучающихся в классе. Школы же в свою очередь отписали возможность оценивания развития класса непосредственным руководителям классов – классным руководителям.
Опыт коллег позволяет сделать вывод, что в основном учитель (и тут уже не важно, какого предмета) старается «притянуть» результативность ученика именно к той области знаний, в которой учитель является ведущим. Отмечу, что сформированность УУД измерить практически невозможно, так же невозможно их подогнать под систему. Тут всё как в жизни, сколько людей – столько мнений! Большинство педагогов современных школ «спешит» сделать ученика способного сдать ОГЭ и ЕГЭ, в связи с этим на интуитивное оценивание развития ученика как личности учитель не обращает внимания. В большинстве случаев оценивание осуществляется спонтанно (на самом деле каждый учитель это делает, но объяснить что именно не может). Связано это в первую очередь с требованиями законных представителей (заказчика), требованиями современной жизни, возможностями здоровья (ни для кого не секрет, что детей с абсолютным здоровьем с каждым годом всё меньше). Это существенно изменяет подход к педагогической системе оценивания.
Отметить ребенка внутри класса – это возможно?
Оценивание внутри класса позволяют сделать так, чтобы ребенок мог успешно учиться, а учителя эффективно учить. Внимательный учитель может заметить самые незначительные изменения в ребенке изо дня в день. Такой учитель обладает преимуществом в том, что класс становится некой площадкой для исследования, на которой он может вносить некие изменения, для того чтобы прийти к пониманию процесса становления ребенка и более эффективно влиять на него через собственное преподавание. Оценивание ребенка внутри класса – основной компонент такого исследования. Умелый педагог сумеет вовлечь учащихся (родителей и других коллег) в непрерывное наблюдение за тем, как происходит развитие ребенка.
Именно это позволит педагогу получить обратную связь, которая даст информацию о том, насколько учитель эффективен как учитель, детям покажет, насколько они прогрессируют как ученики, родителям – возможности. Учитель, имеющий возможности и желание (что важно!) получит ответы на важные для него вопросы преподавания и учения, сам организует оценивание внутри класса, самостоятельно его проведет и проанализирует полученные данные. И тогда возможность приложить полученные результаты к собственной учительской деятельности для учителя значительно возрастет.
Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и осторожно проводя эксперименты в ходе учебного процесса, учитель может многое узнать о том, как ребенок воспринимает материал и как он реагирует на те или иные приемы преподавания. Оценивание внутри класса помогает каждому учителю получить информацию о том, как развиваются и как хорошо учатся его ученики.
Главные принципы оценивания внутри класса
Ребенок – центр процесса!
Оценивание внутри класса концентрирует внимание учителя и ученика в большей степени на наблюдении и корректировке развития, а не преподавания. Оно дает учителю, ученику и родителю (законному представителю) информацию, на основании которой они принимают решения о том, что необходимо улучшить.
Главный в данном процессе – учитель!
Автономия – это основное условие оценивания внутри класса, творческий подход и профессионализм учителя, поскольку именно учитель решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. Важен тот факт, что учитель не обязан обсуждать результативность взаимодействия ни с кем другим (зависит это от желания самого учителя)
Многогранность!
Поскольку оценивание концентрирует внимание учителя и ученика в большей степени на наблюдении и корректировке, оно требует активного участия школьников и их законных представителей. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания и самонаблюдения. Кроме того, растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность учителя, стремящегося помочь им стать успешными в жизни. Учителя также работают более концентрированно, ведь они постоянно задаются вопросами: «что я делаю?», «зачем я это делаю?», «как я это делаю?» Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками и их законными представителями, он совершенствует в первую очередь свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
Учиться и еще раз учиться!
Цель оценивания внутри класса – улучшать качество развития и знаний ученика, а не обеспечивать основание и возможности для выставления и получения отметок. Оценивание никогда не является балльным, оно анонимно.
Это важно, но не главное!
Оценивание должно соответствовать определенным характеристикам и потребностям учителя, учеников и изучаемых дисциплин. Не всегда «проверенная схема» будет актуальна и востребована в другом классе. Всё индивидуально. Собственно в умении адаптировать процесс под определенный класс, под конкретного ученика, раскрывается профессионализм учителя.
Без перемен!
Оценивание внутри класса – это долгий процесс (говоря языком проектной деятельности - долгосрочный).Учитель должен использовать широкий ассортимент техник и подходов, с учётом особенностей, времени, того, что можно быстро освоить. Здесь важна обратная связь, причём непрерывная! Для того чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учитель запускает механизм рефлексии, проводя новое оценивание. Непрерывность данного процесса непременно перерастет в ежедневную учебную работу, происходящую в классе, коммуникационный механизм, таким образом, связывающий учителя с учениками, становится более действенным и результативным.
Инструментарий учителя.
Оценивание внутри класса в структуре воспитательных и учебных целей, ориентированных на развитие личности.
Банк «Время»
В учительской практике существует множество техник оценивания внутри класса. Практикующие учителя разрабатывают и внедряют множество емких, но порой неэффективных методик. Все они отличаются и большая часть из них апробирована на практике.
Я предлагаю использовать технику Банк «Время»
Зачем нужен этот Банк?
Банк позволяет оценить, как хорошо или плохо обучающиеся могут видеть «общую картину» собственного развития. Данная техника в современной педагогике нова.
Что это?
Банк «Время» – это… каждый раз пытаюсь дать единую определяющую, но не могу. Сажу лишь, что это такой педагогический «ход конём», который реально заставляет детей думать, анализировать себя.
Что предполагается
Время для подготовки учителя | Тут главное самому «прожить» эту технику |
Подготовка обучающихся | Ученикам подготовка не нужна, будет даже лучше, если ученики познакомятся с этой техникой спонтанно |
Время проведения | Урок. Хотя большая часть детей говорит об этом еще очень долго. |
Предметы, на которых можно использовать Банк «Время» | Все |
Размер класса | Любой (работа может быть индивидуальной и групповой) |
Специальные технические требования | Нет |
Результаты анализа | То «зерно», которое останется в голове ребенка и будет результатом, а оно останется, поверьте! (причем не только у ребенка) |
Что ещё нужно иметь в виду при работе с Банком «Время» | Этот Банк – очень серьёзное когнитивное задание для учеников |
Описание
Банк «Время» представляет собой двумерную иерархически организованную систему вопросов, которая отражает структуру ценностей в жизни (или на определенном этапе жизни) ребенка, какой её видит ученик, учитель или эксперт. Банк не имеет рамок. Используя его, учитель может видеть картину ценностей обучающего от частного к общему. Используя данную технику, учитель может:
проникнуть в то, как ученики понимают ценности;
проверить уровень понимания учеников и возникшее у их ложное толкование понятия жизнь и ценности жизни;
оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
Кроме этого, данную технику можно использовать учителю для собственной подготовки к занятиям либо как графический органайзер во время урока, а также для того, чтобы организовать рефлексию своих знаний. Банк «Время» может стать хорошим основанием для совместной работы в группах сотрудничества.
Пошаговая инструкция
Детям предлагается обратиться в банк (причем учитель не произносит название банка!)
Учитель рассказывает о том, что банк выдает каждому ученику сумму в размере 86400 денежных единиц.
Учитель объясняет условия данной щедрости банка. Деньги эти выдаются на всё что угодно. Но в конце дня неиспользованный остаток у учащихся изымается безвозвратно, а на следующий день сумма повторяется. Учитель просит учеников подумать над вопросом «На что вы потратите эти деньги в рамках одного дня?» Этот этап, как правило, занимает несколько минут.
Попросите учеников написать самые невероятные приобретения, то, что они действительно хотели бы купить, на что потратить.
Надо дать ученикам время (5-7 минут). Важно, чтобы они
сделали как можно больше покупок (возможно, построили несколько иерархических уровней). В то время как ученики работают, учитель должен ходить по классу, помогая им, но, не давая указаний. Надо напомнить ученикам, что покупки они совершают самостоятельно. Надо поддерживать креативность и подчеркивать, что единственно правильного ответа не существует.
Далее ученики должны озвучить ответы (некоторые дети любят рисовать, так пусть проиллюстрируют свои желания).
Этот процесс продолжается, пока не выскажутся все дети.
Далее следует сфокусировать внимание на существенных приобретениях учащихся.
Важно показать ученикам, что это их самостоятельный осознанный выбор.
Далее учитель сообщает детям, что такой банк на самом деле существует, и называется он «Время». Учитель поясняет, что ежедневно мы проживаем 86400 секунд жизни. Следует сделать акцент на том, что каждый человек имеет такую возможность использовать (потратить) эти секунды жизни ежедневно на то, что действительно важно! Учитель еще раз предлагает учащимся подумать над вопросом «На что вы потратите эти секунды в рамках одного дня?». Учителю важно делать акценты на то, чтобы обучающиеся могли проследить, как меняются их «приобретения».
Несомненно, положительным эффектом в образовательной деятельности является то, что данную технику (однажды применённую классным руководителем) может использовать любой учитель-предметник на этапе целеполагания в урочной деятельности. Дети начинаются задумываться о «растратах» своих секунд жизни. Данная техника получила широкий отклик среди детей (и законных представителей) при организации распорядка дня. Дети учатся делить свою деятельность на «важную», «нужную», «полезную» и т.д.
Как анализировать Банк «Время»?
Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на ценностных аспектах, выявленных учениками, отражающих точность и глубину их развития как личности. Учитель может задать себе следующие вопросы:
Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия ЦЕННОСТЬ?
Как понятийный ряд учеников меняется через несколько дней или недель?
Учитель должен понимать, что психологические особенности современных детей уникальны и сугубо индивидуальны. В связи с этим, я бы рекомендовал внедрять данную технику с разрешения педагога-психолога.
P.s.: Методики такой нет, я использовал рассказ Марка Леви «Между небом и Землей» и преобразовал для педагогики.
Список используемой литературы:
Марк Леви «Между Небом и Землей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Кадетская школа № 7 им. В. В. Кашкадамовой».
Учитель русского языка и литературы Князькин Владимир Николаевич