Технологическая карта урока по русскому языку
Класс:1
Тема | |
Цель урока | Формировать представление о тексте и предложении как единицах речи; проверить знания детей о правилах оформления предложений на письме |
Тип урока | Конструирование способа действия |
Форма проведения урока | академический |
Формы работы на уроке | индивидуальная, коллективная |
Используемые технологии | Технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии |
Планируемые результаты (предметные) | научатся: различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту; получат возможность научиться: составлять текст из деформированных предложений, небольшие тексты по рисунку, на заданную тему |
Личностные результаты | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
УУД (метапредметные) | Регулятивные - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Основное содержание темы, понятия и термины | Понятие «предложение», «текст» |
Образовательные ресурсы | Карточки с заданиями, карточки- конвертики, смайлики для самооценки Русский язык. 1 класс. Ч 1 В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 10 с. |
Задачи урока | Образовательные – закрепить умения учащихся отличать предложение от группы слов; систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предложения. Развивающие – развитие каллиграфических навыков письма, развитие умения делать выводы на основе выполненных упражнений, развитие устной речи учащихся, развитие интереса к изучению русского языка. Воспитательные – способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (дисциплинированности, внимательности, трудолюбия), воспитание любви и бережному отношению к природе; способствовать воспитанию любви к русскому языку. |
Ход урока:
Этапы урока | Задание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия (метапредметные) | ||||
1.Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент) | Настроится на работу на уроке. Проверить готовность к уроку | Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Проверьте готовность к уроку: ручка, простой карандаш, учебник, рабочая тетрадь. | Приветствуют учителя и друг друга Проверяют наличие необходимых для работы предметов на парте. | | Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
2. Актуализация знаний; фиксация затруднения в деятельности | Чистописание (письмо буквыБ | Начнем урок с минутки чистописания. Для того, чтобы узнать какую букву будем писать сегодня, вам необходимо отгадать загадку и выделить первый звук в слове- отгадке. Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка.) Молодцы – ребята, это белка. Какой звук первый в слове белка? Откройте тетради, запишите дату. Сегодня 7 марта. Пропишите у себя в тетради заглавную и строчную буквы Б,б. Вспомним, как эти буквы соединяются. Пропишите слоги – бу, ба. Слово – белка. Спишите предложение с доски (Белка прыгает на ветке). Молодцы! | Разгадывают загадку, выполняют задание по чистописанию. | -закрепить умение правописания заглавных и сточных букв -закрепить соединение строчных букв | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: -извлечь необходимую информацию из рассказа учителя; -дополнить имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. |
3. Постановка учебной задачи | Беседа по теме «Текст и предложение» | – Вы любите читать книжки? – Что напечатано на каждой странице книжки? – Из чего состоит текст? Молодцы. | Отвечают на вопросы: Да. Текст. Из предложений | -знают понятие текст, предложение | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания- умеют выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме урока; Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (открытие детьми новых знаний). | Выполнить упр. 1, с. 10. | Откройте учебники на странице 10. Прочитайте задание упражнения 1. – То, что вы прочитали, – это отдельные предложения или текст? Правильно это текст. Давайте вспомним правила: 1.Текст состоит из предложений 2.Предложения в тексте связаны между собой по смыслу 3.Текст можно озаглавить Об одном явлении или о разных говорится в предложениях? О ком и о чем говорится в каждом предложении? Можно сказать, что во всех предложениях говорится о приближении весны? Какие картинки можно нарисовать к тексту? Какой заголовок из данных может подойти к тексту и картинкам: «Первый весенний денек», «Скоро весна!», «Весна пришла»? Придумайте свой заголовок. | Выразительно читают текст, отвечают на вопросы, придумывают заглавие текста, делают вывод (Что такое текст и предложение) | - закрепить понятие текст, предложение - осуществлять поиск необходимой информации из учебника | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию,допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя |
5.Физкультминутка | | Вы потрудились и устали, давайте отдохнем. Вновь у нас физкультминутка, Голова устала тоже. Наклонились, ну-ка, ну-ка! Так давайте ей поможем! Распрямились, потянулись, Вправо-влево, раз и два. А теперь назад прогнулись. Наклоны вперёд и назад. Думай, думай, голова. Вращение головой. Разминаем руки, плечи, Хоть зарядка коротка, Чтоб сидеть нам было легче, Отдохнули мы слегка. Дети садятся за парты. Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Рывки руками перед грудью. | Выполняют упражнения. | | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Выполнить упр. 2, с. 11. | Выполним упражнение 2, на странице 11. – Определите, какая мысль выражена словами каждого предложения. Соотнесите рисунок к тексту и текст. Какими предложениями из текста мы можем подписать рисунок? Выполните задание по следующему алгоритму: 1. Сначала прочитай предложение вслух. 2. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам. 3. Затем прочитай шепотом, запоминай, как пишутся слова. 4. После этого проговори по слогам первое слово. 5. Напиши его. Проверь. Так же записывай каждое слово предложения. | Выполняют упражнения. Читают текст, отвечают на вопросы, записывают предложение в тетрадь | - закрепить алгоритм списывания текста - выстраивать осознанное речевое высказывание о соотношении рисунка и текста; | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
6. Включение в систему знаний. Повторение. | Работа в парах. Составить предложение | -У вас на партах лежат конвертики, достаньте из них содержимое. -Как вы думаете, что нужно сделать? -Нужно составить предложения. Работаем в парах, кто готов берёт соседа за руку и поднимает вверх. -Прочитаем по цепочке и получиться целый текст. Наступило весеннее утро. Тёплые лучи солнца растопили лёд. У берёзы весело зашумела стайка воробьёв. Гордая ворона уселась на ветви ели. 5)Весь лес пробудился. Из нескольких предложений мы составили текст. Имеет ли он смысл? Что если поменять 2 и 3 предложение местами? Сможем ли мы понять, о чем текст? Ребята, в тексте предложения связаны между собой по смыслу и интонационно. | Составляют предложение | - закрепить умение составления предложений из группы слов | Коммуникативные: сотрудничество в парах, группах, умение договариваться с партнером, строят высказывания в устной и письменной форме. - закрепить умение работать в парах, в группах Регулятивные : контроль, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня знаний. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Нарисуй схему к каждому предложению. 1) Светит весеннее солнышко. 2) Бегут ручьи. | -Перед вами лежат карточки с заданиями, возьмите их в руки. -Подпишите и выполните задание. Задание. Нарисуй схему к каждому предложению. 1) Светит весеннее солнышко. 2) Бегут ручьи Молодцы, на перемене сдайте карточки. | Выполняют задание на карточках | -закрепить умение составления схем предложения | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять самооценку; -адекватно оценивать правильность выполнения |
8,Итог занятия | Обобщить полученные на уроке сведения | Что такое предложение? Что такое тест? Можно ли составить текст, если предложения не связаны по смыслу между собой? | Отвечают на вопросы. | - систематизировать, обобщать изученное; | Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - оценивать результаты своей деятельности и всего класса. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | | -Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Вы все активно работали на уроке. Я предлагаю вам оценить себя самостоятельно и для этого использовать смайлики. Перед каждым из Вас по 3 смайлика, выберите тот смайлик в зависимости от того, как вы оцениваете свою работу на уроке. Я понял, что такое предложение, и могу это объяснить одноклассникам. Я понял, что такое предложение, но не уверен, что объясню другому. Я не совсем понял, что такое предложение. -Что получилось лучше всего? -Что запомнилось больше всего? -Что было трудно? -Спасибо за урок! Урок окончен. | | - систематизировать, обобщать изученное; -делать выводы | Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; -строить монологическое высказывание |