Урок литературы в 5 классе «Тексты для редактирования (по методу Н.А.Шапиро) по сказке "Царевна-лягушка"»

2
2
Материал опубликован 26 January 2022

Тексты для редактирования (по методу Н.А.Шапиро)

по сказке «Царевна-лягушка». 5 класс

Текст №1

, натянули свои упругие луки и выстрелили.

... Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

… — полетела стрела к богатому торговцу во двор. Подняла ее дочь торговца.

… — полетела его стрела прямо в грязное болото, и подняла ее лягушка-квакушка.

, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на дворе торговца. А Иван- государь долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в грязное болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

Ква-ква, Иван-государь! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

и отвечает:

Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

Возьми, Иван- государь, жалеть не будешь!

, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-царственное.

Задание.

1.Восстановите исходный текст. Для этого: вставьте в начало абзацев подходящий переход из списка.

Список переходов:

1)Пустил стрелу средний брат…

2)Опечалился Иван-царевич…

3)Пустил стрелу Иван-царевич…

4) Старшие братья как пошли искать свои стрелы…

5) Подумал-подумал Иван-царевич …

6) Иван-царевич хотел было бежать…

7) Пустил стрелу старший брат.

8) Вышли братья на широкий отцовский двор…

2. Замените выделенные слова словами из сказки.


Исходный текст.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!

Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.



Текст №2

1.— Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!

2.Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…

3.— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?

4.А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

5. Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.

6.— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!


Задание.

1) Восстановите последовательность частей текста. Запишите цифры в правильном порядке.

2) Выберите  из списка и запишите верное  толкование выделенных слов.

Список слов:

не кручиниться - не радоваться, не сидеть, не горевать, не злиться;

красной (девицей) – алой, больной, красивой, гордой;

буйну (голову) – горемычную, тяжёлую, кудрявую, красивую;

почивать – спать неспокойно, находиться в полном покое, бодрствовать.


Исходный текст.

А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?

Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!

Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…

Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.




Текст №3

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет ________ карета, тройкой ____________коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса _________ — сама как солнце _______светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.

Взяла Василиса _________ Ивана-царевича за руки и повела за столы ______, за скатерти __________…

Стали гости есть, пить, веселиться.

Василиса _________ из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.

Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса ___________плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру ________ лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.

Пошли плясать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.


Задание.

1) Восстановите текст: вставьте пропущенные слова. Вспомните, каким средством художественной выразительности они являются.

2)Найдите последний абзац текста. Какие слова помогают понять, почему царь рассердился и приказал выгнать жён старших царевичей?

3) Перескажите выразительно текст.



Исходный текст.

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится. Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.

Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…

Стали гости есть, пить, веселиться.

Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.

Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.

Пошли плясать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Александровна, спасибо. Тексты для редактирования (по методу Н.А.Шапиро) понравились. Этот метод пригодится и в моей работе.

31 January 2022

Большое спасибо,тексты очень помогли моей родственнице.Она учитель русского языка и литературы.

8 February 2022