12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шабельский Дмитрий Валентинович504
Россия, Ставропольский край, Село Сенгилеевское
7

ТК Литература 5 класс по обновленному ФГОС ООО на тему: "Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана царевича. Поэтика волшебной сказки"

Технологическая карта урока по литературе 5 класс по обновленному ФГОС ООО


Тема: «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана царевича. Поэтика волшебной сказки

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цели:  

повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;

учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;

развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,

формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;

воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.

Оборудование: учебник, иллюстрации, проектор, экран.











Ход урока


Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формируемые УУД 

Организационный момент. 

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно – 

значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки; 

готовности к предстоящей учебной деятельности. 


Предметный результат: демонстрирует умение использовать деловой язык 

Метапредметный результат: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить.

Включение в деловой ритм.  

 

Приветствие.

Приветствие, Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. 



Л: самоопределение. 

Р: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей. 

К: готовность к сотрудничеству


Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению 

нового способа действия. 

Предметный результат: знать историю создания произведения

Метапредметный результат: умение извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию


Воспроизвести знания и способы действия.

Учитель предлагает ученикам вспомнить (композиционные элементы сказки, виды народных сказок при помощи иллюстраций, изображённых на экране


Слушают и пытаются дать ответы.

Л: самоопределение. 

Р: волевая саморегуляция для выполнения заданий. 

П: анализ объектов с целью выделения признаков, умение строить рассуждение. 

К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 


Постановка учебной задачи. 

Цель этапа: выявление места и причины затруднения. 

Предметный результат: знать основные особенности системы конфликта и специфику философского аспекта драмы

Метапредметный результат: перерабатывать и преобразовывать информацию

Учитель предлагает задание с планом сказки, который выведен на экране (необходимо исправить ошибки)



Дополняет ответы, сопровождает  деятельность детей по освоению темы.

Отвечают на вопросы учителя.

Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы.

Л: самоопределение. 

Р: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. 

П: умение строить рассуждения. 

К: способность высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 


Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. 

Цель 

этапа: проверка первичного умения применять новые знания в типовых условиях. 


 Предметный результат: владеть литературоведческими терминами, умение анализировать информацию

Метапредметный результат: преобразовывать информацию из одной формы в другую

 


Учитель предлагает для понимания сущности сказки следующий вопрос

Отвечает один ученик, который готовил сообщение

«Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?»



На этот вопрос подготовлено небольшое сообщение одним из учеников:



согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).



Далее учитель предлагает следующие вопросы для анализа сказки:

Где нашли невест старшие братья?

Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

(Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»).

Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого. (К 1 ВОПРОСУ!!!)



Физкультминутка


2. Испытания как элемент поэтики волшебной сказки

Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?



Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

Что означают слова царя: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть»?

Как они характеризуют героиню?

Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).




Второе испытание. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ».

Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками со­ткать ковер?

(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).

-Какие  новые  черты  характера  героини  вы  разглядели  в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

-Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)

«Сказка- ложь!!!!»

 Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)


Как поступил Иван? (Своевольно)

-Какие мудрые слова сказал ему старичок?

 Почему звери помогали Ивану-царевичу?    (Он их пожалел, и они его пожалели)    

Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую? - Русский народ даже такую пословицу сложил:

«За добро добром и платят».

О чем может быть еще эта сказка???


Совестно с учителем анализируют фрагменты сказки





рассуждают о поступках героев, дают им характеристику помощи текста произведения.


Определяют идейно-тематическое своеобразие русской народной сказки.


Выражают свою точку зрения.

Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, оценка, коррекция. 

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

П: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста; 

Анализировать, сравнивать, делать выводы. 


Рефлексия деятельности. 

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, 

самооценка работы на уроке 

Предметные результаты: подводить итог учебной деятельности

Метапредметные результаты: рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка



В качестве рефлексии учитель предлагает написать письмо-пожелание любому герою сказки.



Подведение итогов

Что было пройдено на уроке?

Что нового узнали?



Аргументированно выставляет оценки

Пишут и затем озвучивают письма героям

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

П: строить рассуждения. 

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. 

Домашнее задание

Повторить записи в тетради.

Записывают в дневник домашнее задание







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.