Урок литературы в 5 классе «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана царевича. Поэтика волшебной сказки
Технологическая карта урока по литературе 5 класс по обновленному ФГОС ООО
Тема: «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана царевича. Поэтика волшебной сказки
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Цели:
повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;
учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;
развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,
формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;
воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.
Оборудование: учебник, иллюстрации, проектор, экран.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки; готовности к предстоящей учебной деятельности. Предметный результат: демонстрирует умение использовать деловой язык Метапредметный результат: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить. | Включение в деловой ритм.
Приветствие. | Приветствие, Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Л: самоопределение. Р: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей. К: готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Предметный результат: знать историю создания произведения Метапредметный результат: умение извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию | Воспроизвести знания и способы действия. Учитель предлагает ученикам вспомнить (композиционные элементы сказки, виды народных сказок при помощи иллюстраций, изображённых на экране | Слушают и пытаются дать ответы. | Л: самоопределение. Р: волевая саморегуляция для выполнения заданий. П: анализ объектов с целью выделения признаков, умение строить рассуждение. К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Цель этапа: выявление места и причины затруднения. Предметный результат: знать основные особенности системы конфликта и специфику философского аспекта драмы Метапредметный результат: перерабатывать и преобразовывать информацию | Учитель предлагает задание с планом сказки, который выведен на экране (необходимо исправить ошибки) Дополняет ответы, сопровождает деятельность детей по освоению темы. | Отвечают на вопросы учителя. Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы. | Л: самоопределение. Р: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. П: умение строить рассуждения. К: способность высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Рефлексия деятельности. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке Предметные результаты: подводить итог учебной деятельности Метапредметные результаты: рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка | В качестве рефлексии учитель предлагает написать письмо-пожелание любому герою сказки. Подведение итогов Что было пройдено на уроке? Что нового узнали? Аргументированно выставляет оценки | Пишут и затем озвучивают письма героям Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П: строить рассуждения. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. |
Домашнее задание | Повторить записи в тетради. | Записывают в дневник домашнее задание | |