Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Текст. Виды текстов»
Текст.Виды текстов
PPT / 3.74 Мб
/data/files/a1669274271.ppt (Текст.Виды текстов)Тема: Текст. Виды текстов.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цели:
1) образовательные:
- познакомить учащихся с видами текстов;
- научить ставить вопросы к текстам: что произошло? какой? какая? почему?
- научить классифицировать тексты;
2) развивающие:
- формировать умение работать с предложением и текстом;
- формировать умение работать в группе;
3) воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- учить видеть прекрасное;
- воспитывать аккуратность при письме.
Методы: поисково-исследовательский.
Форма учебной деятельности: работа в группах.
Умения и навыки:
Формирование общеучебных умений: умения контролировать и оценивать свою деятельность, видеть свою роль на уроке в целом через работу с листом достижений на каждом этапе уроке.
Учебно-информационные умения:
умения работать с текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;
умение участвовать в диалоге в процессе работы в группах;
умения элементарно обосновать высказанное суждение на этапе работы с правилами, которые необходимо соблюдать.
Учебно-логические умения:
умение работать по заданному алгоритму;
умения различать виды текстов и ставить к ним вопросы: что произошло? какой? какая? почему?
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка, магнитная доска.
Фрагмент урока.
Слайд № 1
Фрагмент урока русского языка в 3 в классе МБОУ СОШ № 57 г. Ульяновска
Учитель: Морсина В.Е.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Октябрь», идут слайды с осенними пейзажами.
Учитель читает стихи:
Иван Бунин
Листопад
(отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
- Что я прочитала? (Стихотворение.)
- Как ещё можно назвать? (Текст.)
- На какую тему? (Про осень.)
Слайд № 2
Определение темы и целей урока.
Тема: Текст. Виды текстов.
Слайд № 3
Контрольный вопрос.
- Какие бывают виды текстов?
Организация восприятия и осознание нового материала.
- Итак, давайте вспомним, что такое текст?
Слайд № 4
Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Текст можно озаглавить.
Организация работы по группам.
Итак, нам сегодня предстоит самим узнать виды текстов, и на какие вопросы они отвечают.
Давайте вспомним, как надо работать по группам.
Задание для группы № 1
Составление связанного текста из деформированных предложений.
- У каждого из вас деформированные предложения, составьте предложения. Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Озаглавьте.
осень, в, лес, Пришла
сыровато, Чуть-чуть
лёгких, На, листочки, висят, паутинках
темнеть, Небо, стало
ветер, резкий, Подул.
Задание для группы № 2
Деление сплошного текста на предложения.
- Разделите сплошной текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Озаглавить.
Какими только красками не пылает осенний лес ты видел такой лес берёзки надели золотые платья листья клёна разрумянились густая листва дуба стала как медь сосна и ель остались зелёными пестрый ковёр листьев шуршит под ногами опавшие листья надёжно укрывают всё живое от морозов.
Задание для группы № 3
Составление связного текста из неполных предложений.
- Дополните предложения, так чтобы получился связный рассказ. Подберите к тексту название.
Самое _______________ время года – осень, потому что _______________ птицы __________. Снова ______________ мокрый ветер. В _____________ небе стоит ____________ луна. Но ей холодно и __________________. На пороге _______________. И от этого на душе______________.
Слова для справок: грустное, последние, спрятались, зашумел, туманном, одинокая, неуютно, зима, грустно.
Слайд № 5.
Самостоятельная работа.
Звучит музыка П.и. Чайковского «Октябрь».
Работа с листом достижений. Проверка.
Слайд № 6
1 группа
Пришла в лес осень. Чуть-чуть сыровато. На лёгких паутинках висят листочки. Небо стало темнеть. Подул резкий ветер.
- Как озаглавили текст.
- Результаты по листу достижений.
- Что это? (текст- сообщение или текст- повествование) отвечает на вопрос: что произошло?
- Можно подобрать одну картинку?
Лист достижений
Отметить « + » (да) « - » (нет)
Задания | Критерии оценки | ||
правильно | самостоятельно | без затруднений | |
1. Составление текста | | | |
2. Озаглавили текст | | | |
3. Сделали вывод | | | |
Слайд № 7
2 группа
Какими только красками не пылает осенний лес! Ты видел такой лес? Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосна и ель остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. Опавшие листья надёжно укрывают всё живое от морозов.
Текст-описание.
Какой? Какая? Озаглавить.
- Можно подобрать несколько картинок.
Слайд № 8
3 группа
Самое грустное время года – осень. Потому что последние птицы спрятались. Снова зашумел мокрый ветер. В туманном небе стоит одинокая луна. Но ей холодно и неуютно. На пороге зима. И от это на душе грустно.
Озаглавить.
Текст-рассуждение.
Почему?
-Нельзя сделать фотографии.
Работа с листом достижений.
Слайд № 9
Контрольный вопрос.
- Какие бывают виды текстов?
Подведение итогов.
Самооценка.
Карта успеха класса.
задания | правильно | самостоятельно | без затруднений |
1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 | |
1. Работа с текстом. | | | |
2. Определение видов тестов. | | | |
3. Творческая работа: составление текста. | | | |
Сегодня на уроке «Я»:
- научился….
- было интересно ….
- было трудно….
- мне пригодятся знания….
Рефлексия.
Слайд № 10.
Картина осени.
Спасибо за внимание.
Самоанализ урока.
Тема: Текст. Виды текстов.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цели:
1)образовательные:
- познакомить учащихся с видами текстов;
- научить ставить вопросы к текстам: что произошло? какой? какая? почему?
- научить классифицировать тексты;
2) развивающие:
- формировать умение работать с предложением и текстом;
- формировать умение работать в группе;
3) воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- учить видеть прекрасное;
- аккуратность при письме.
Методы: поисково-исследовательские.
Показан фрагмент урока. Работа над новой темой. Класс делится на три группы по уровню обученности и умения работать самостоятельно.
В первую группу входят ученики с низким уровнем обученности и самостоятельности. Им даётся задание: составление связного текста из деформированных предложений.
Во вторую группу – со средним уровнем обученности и самостоятельности. Задание: разделить сплошной текст на предложения и поставить в конце предложения нужный знак.
В третью группу - с высоким уровнем обученности и самостоятельности. Задание: составление связного текста из неполных предложений.
Все группы с заданиями справились.
Цель урока достигнута.
Самое _______________ время года – осень, потому что _______________ птицы __________.
__________________________________________
Снова ______________ мокрый ветер.
_________________________________________
В _____________ небе стоит ____________ луна.
_________________________________________
Но ей холодно и __________________.
_________________________________________
На пороге _______________.
_________________________________________
И от этого на душе____________.
_________________________________________
Слова для справок: грустное, последние, спрятались, зашумел, туманном, одинокая, неуютно, зима, грустно.
Какими только красками не пылает осенний лес ты видел такой лес берёзки надели золотые платья листья клёна разрумянились густая листва дуба стала как медь сосна и ель остались зелёными пестрый ковёр листьев шуршит под ногами опавшие листья надёжно укрывают всё живое от морозов.
осень, в, лес, Пришла
________________________
сыровато, Чуть-чуть
________________________
лёгких, На, листочки, висят, паутинках
_________________________
темнеть, Небо, стало
________________________
ветер, резкий, Подул.
________________________