Урок русского языка в 6 классе «Текст»
Пояснительная записка к презентации
Предмет: Русский язык.
Класс: 6
Тема в соответствии с программой: Текст.
Тип урока: урок развития речи.
Место урока в изученной теме: раздел «Состав слова».
Учебник: В.В. Воронкова. Учебник. Русский язык для 7 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М., «Просвещение» 2006г - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007г.
Цель: Создание условий для компенсации недостатков в развитии связной речи учащихся с особыми образовательными потребностями, успешного повторения знаний по теме «Состав слова» и орфограмм в корне слова.
Задачи:
в формировании личностного результата:
- развивать интерес к русскому языку через решение коммуникативных задач;
- формировать стремление к построению правильных высказываний в устной и письменной речи;
- развивать способность учащихся к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
в формировании предметного результата:
- формировать культуру построения предложений, формулировать ответы на поставленные вопросы; находить и объяснять орфограммы в корне слова, образовывать слова суффиксальным способом;
- формировать навык воспроизведения в письменной форме художественный текст по-памяти.
в формировании метапредметного результата:
- в познавательной сфере: развить умение выделять главное и второстепенное, анализировать и делать выводы;
- в регулятивной сфере: развить рефлексивные качества личности;
- в коммуникативной сфере: развить умения строить речевое высказывание при решении коммуникативных задач, слушать и вступать в диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Информационно-технологические ресурсы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, аудиозапись, цифровой носитель с презентацией Power Point, карточки с заданиями.
Форма организации деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Технологии: личностно-ориентированная, игровая, практико-ориентирвоанная, здоровье-сберегающая, развивающая.
Технологическая карта урока
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
1. На основе технологии практико-ориентированного обучения продолжить формирование умений учащихся построению предложений, связных высказываний, формулировки ответов на поставленные вопросы. 2. Находить и объяснять орфограммы в корне слова, образовывать слова суффиксальным способом. 3. Осуществлять коррекцию и развитие речевых навыков в ходе различных видов работы с текстом (выделение главной мысли, узнавание орфограмм, работы с новыми словами). 4. Активизировать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей. |
- организовывать собственное рабочее место; - овладевать приемами сосредоточения внимания на речи учителя, выделе-нии главного при постановке учебной задачи; - выполнять учебные действия в рамках устной и письменной речи; - сотрудничать со взрос-лыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (игра, учебное взаимодействие); - слышать и принимать мнение окружающих, контролировать свою деятельность; - адекватно понимать оценку взрослого и сверстников, учиться анализировать, рефлексировать результат собственных действий. |
- актуализировать собственные практические знания, наблюдения (некоторые учащиеся – хотя бы на бытовом уровне); - формировать умение строить высказывания на основе собственных знаний; - давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа, сравнивать и объединять их на основе сущест-венных признаков; - осуществлять под руководством учителя подведение к новым понятиям. |
- слышать, слушать и понимать учители и сверстников, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; - уметь договариваться и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; - правильно выражать свои мысли, вести диалог, оказывать поддержку одноклассникам; - соблюдать правила речевого этикета. |
- проявлять положительное отно-шение к ситуации урока, учебному материалу, новым и известным по-нятиям по предмету, а также чувство эмпатии; - сотрудничать со взрослыми и сверст-никами в различных социальных ситуациях; - принимать точку зрения другого, уметь критично относиться к своему высказыванию и мнению; - ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках; - формировать собственную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя. - развивать чувство любви к родной природе, выз-вать эмоциональный отклик на отрывки из литературных произве-дений. |
Ход урока
Название этапа урока |
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов) |
Форма организа- ции деятельнос- ти учащихся |
Деятельность учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
|
1. |
Организационный момент (2 мин.) |
Организовать переключение деятельности после перемены, привлечь внимание и вызвать положительный настрой на урок, подготовить учащихся к работе на уроке. |
Игра «Улыбнись» |
Приветствие. Создание эмоционального настроя на урок: -Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть и желаю вам хорошего настроения и, чтобы на уроке у вас все получи-лось, а для создания хорошего настроения проведем нашу люби-мую игру «Улыбнись» . -А теперь проверьте свои принадлежности, все ли необходимое есть на ваших партах? -Спасибо, отлично! И мы начинаем урок!» |
Дети берутся за руки, улыбаются друг другу и учителю; проверяют свое рабочее место, наличие учебных принадлеж-ностей. |
Личностные: эмоционально-положительный настрой на урок. Регулятивные: планирование учебного пространства, организация рабочего места. |
Наблюдение учителя за эмоциональным состоянием детей, готовностью к совместной деятельности, организацией рабочего места |
2. |
Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. (4 мин.) |
Мотивировать детей к изучению темы через активизацию памяти, мышления, подготовку к осознанию потребности в освоении нового. |
Вводная фронтальнаябеседа. Демонстрация слайда с изображением поздней осени (Презента-ция Power Point). Презентация слайда и звучание четверости-шия . Постановка проблемного вопроса с опорой на личный опыт детей. |
- Ребята, на уроках вы, конечно, много говорили о том времени года, которое по календарю еще продолжается, но в нашей местности уже закончилось. - Назовите его. - Охарактеризуйте. Хмурая неласковая осень К нам тихо, незаметно подошла. Багряный свой наряд на лес набросив, Холодные туманы принесла… - О чем это четверостишие? - Можно ли его назвать текстом? Почему? -Так выразил свои чувства поэт, а кроме холодов, дождей и тумана это время года приносит что-то хорошее? - Какими радостными, хорошими воспоминаниями вы можете поделиться? |
Ученики называют - Осень. - Холодная, дождливая, пасмурная. - О новом времени года - осени. - Да, объединен одной темой, осн. мыслью. Сбор урожая; грибы, ягоды, яркие краски природы и т.п. |
Личностные: смыслообразование и желание приобретать новые знания. Познавательные: умение использовать имеющиеся знания в новой учебной ситуации, актуализировать собственные практические знания, наблюдения. Коммуникативные: правильно выражать свои мысли в монологическом высказывании, вести диалог. |
Наблюдение. |
3. |
Информационный этап (1 мин.) |
Определить тему урока, план работы. |
Фронталь-ная. |
В силу особенностей учащихся, учитель озвучивает все задачи урока: - На сегодняшнем уроке мы будем говорить о дарах осени. Повторим правописание орфог-рамм в корне слова, продолжим учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов, составлять предложения, текст, а так же проведем ваш любимый зрительный диктант. Запишем сегодняшнее число и тему урока «Текст». |
Запись числа и темы урока. |
Личностные: осознание значимости учебного сотрудничества. Регулятивные: прогнозирование деятельности; волевая саморе-гуляция как способность к мобилизации. Коммуникативные: умение слушать.
|
Самоконтроль и самокоррекция. |
4. |
Этап первичного усвоения новых знаний. (15 мин.) |
Продолжить отрабатывать навык работы с учебником при изучении нового материала. Выполнить упражнение учебника. Выполнить словарную работу.
Продолжить отрабатывать навык индивидуальной работы по словообразованию. Продолжить отрабатывать навык составления словосочетаний, предложений. Установить правильность и осознанность восприятия материала учащимися. |
Фронталь-ная. Проблемная ситуация. Демонстрируется слайд (набор букв, среди которых с зашифровано слово «спромнибрусникавфорк» Демонстрируется слайд (изображе-ние брусни-ки и поясне-ние этимо-логии др.русск слова). Брусъ + ник брусник (ч) Корень слова брусник (ч) записан на доске. Таблички с изображени-ем суффиксов - Н , - ИК, - К расклеены по стенам класса. Демонстрируется слайд со словами - багряная, алая, кровавая, пунцовая. . |
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 88 учебника, назовите изображенные на ней ягоды. - Ответим на вопросы упр. 140. - Не только для птиц, но и для человека ягода - лакомство. А как мы сохраняем её на всю суровую зиму? - Каждому из вас на парту я положила осенний листок, в который завернута ягода. Все это накрыто салфеткой, и мы попытаемся узнать, что же это за ягода? – ее название можно найти среди зашифрованных букв, попробуйте сделать это. - Верно, БРУСНИКА! - А теперь поднимите салфетки, которыми накрыт листочек с ягодами, рассмотрите ягоды, попробуйте. Это брусника? - Почему же она так называется? Она темно- красного цвета, а давным – давно слово «брусъ» обозначало цвет «пурпур», «краснота», после добавления суффикса произошло сращение и теперь корень этого слова брусник (ч). -Попробуем образовать однокоренные слова при помощи суффиксов, изображение которых вы найдете, посмотрев внимательно на стены класса. Выберите подходящие суффиксы, приклейте на доску рядом с корнем и произнесите вновь образовавшееся слово. - Мы сказали, что осень приносит разноцветье трав, листьев, ягод. А какого цвета брусника? - Каким близкими по значению словами можно заменить это слово? Составьте словосочетание сществительное+ прилагательное. - Поиграем в нашу любимую игру «Сочинялки». Слова какой части речи можно использовать, чтобы картинка ожила? Как можно составить полное предложение? - Добавим слова, обозначающие действия (глаголы). - Что еще можно добавить? Ответим - ГДЕ растет эта ягода? (т.к. с наречием еще не знакомы). Хорошо, запишем 1 или 2 в тетрадь в качестве образца. -Скажите, у нас получился текст? -Что называется текстом? |
Учащиеся называют изображен-ные на ил-люстрациях учебника ягоды. Отвечают на вопросы учебника. - Варенье, заморозка и т.д. - Это слово «брусника». - Да, конечно! Учащиеся находят нужные для образования слов с корнем брусник (ч) суффиксы и приклеивают их на доску. Произносят правильно и четко образо-ванные слова, проверяют друг друга. - Красного. Учащиеся называют или читают слова со слайда и объединяют в словосочетания (например, «алая брусника» и т.д.). - Глаголы. Учащиеся устно составляют полные распространенные предложения,произносят (полностью) наиболее удачные варианты получивших-ся предло-жений, записывают. Учащиеся читают определение понятия «Текст». |
Личностные: осознание значимости учебного сотрудничества. Регулятивные: прогнозирование деятельности и контроль Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Регулятивные: развитие действий оценивания; контроль и коррекция. Коммуникативные: управление поведением - контроль, коррекция, оценка действий друг друга. |
Самоконтроль и самокоррекция. Наблюдение. Взаимопроверка. Самопроверка и самоконтроль. |
Личностные: участие в твор-ческом, созида-тельном процессе; стремление к речевому самосовершенство-ванию. Познавательные: развитие навыка переработки информации. Регулятивные: развитие способ-ности к само-управлению своей деятельностью, самооценивание в учебной деятельности. Коммуникативные: правильное выражение своих мыслей в моноло-гическом выска-зывании, ведение диалога. |
|||||||
5. |
Физминутка. (3 мин.) |
Осуществить физическую разгрузку, восстановить тонус для дальнейшей работы. |
Групповая. |
Демонстрация известных детям упражнений. |
Выполнение упражнений. |
Личностные: улучшение самочуствия, проявление положительногоотношения к ситуации урока, формирование навыка сотрудничества в различных социальных ситуациях. |
Самоконтроль. |
6. |
Аналитический этап. Закрепление знаний. Работа с текстом. (10 мин.) |
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его освоения. Продолжить отрабатывать навык работы учащихся по группам. Развивать зрительную память. |
Фронталь-ная. Групповая (в классе изначально определены три техно-логические группы, в соответст-вии со степенью имеющихся отклонений). Демонстрируется слайд, звучит стихотворение К. Баль-монта* Индивидуальная. |
- Молодцы! Продолжаем работу. На слайде вы видите слова (Траве, ярко- красные, вспыхивают, в, ягоды. Бруснику, радостно, вкусную, срывать, человеку. Сбереги, где, места, растет, она.) Составьте из данных вразбивку слов предложения. - Можно ли этим предложения назвать текстом? Почему? - Можно ли этим предложения назвать текстом? Почему? - Определите главную мысль текста. - Послушайте, как поэт Константин Бальмонт воспевает время созревания ягод. - Выразите свое отношение к данному отрывку. Понравились ли вам строки поэта? Почему? Каждая группа учащихся получает задание по тексту: 1 гр. Прочитайте. Найдите слова с безударными гласными, вставьте, объясните. 2 гр. Прочитайте. Найдите слова с непроизносимой согласной, вставьте, объясните. 3 гр. Прочитайте. Найдите слово, которое обозначает ягоду, вспомните, от какого слова оно произошло. - Поработаем с первым четверостишием. Какое еще задание вы бы хотели выполнить? - У всех получилось? Прочтите еще раз, что вы записали? |
Учащиеся составляют предложения. Один из них произносит текст полностью. Отвечают на вопросы. - Они связаны общей темой, объединены по смыслу. - Бережное отношение к природе. Учащиеся отвечают на вопросы. Выполняют задания и доказательно объясняют выбор орфограммы. Учащиеся самостоятельно ставят учебную задачу и, затем, выпол-няют ее - записывают первое четверости-шие по- памяти. |
Регулятивные: овладевать приемами сосредоточения внимания на речи учителя, информации на электронных носителях, выделе-нии главного, выполнять учебные действия в рамках устной и письмен-ной речи; Познавательные: давать характе-ристики изучаемым объектам на основе их анализа, сравнивать и объединять их на основе сущест-венных признаков. Коммуникативные: правильно выражать свои мысли, вести диалог, оказывать поддержку одноклассникам. |
Наблюдение. Самоконтроль и самооценка. |
7. |
Постановка домашнего задания. (5 мин.) |
Объяснить и записать домашнее задание (работа с текстом по в соответствии с принадлежностью учащихся к той или иной группе). |
Групповая. |
- Ребята, вы продолжите работать с текстами и дома. Запишите задание: 1 гр. составляет текст - описание ягоды (3-4 предложения). 2 гр. составляет два предложения о бруснике. 3гр. выполняет работу по карточкам (карточки выдаются учителем, содержат элементарные задания). |
Учащиеся осознают степень сложности домашнего задания, задают вопросы на понимание. |
Контроль в перспективе. |
|
8. |
Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.) |
Создать ситуацию, требующую самооценивания и оценивания учебной деятель-ности: - соотнесение полученного результата с поставленной целью; - оценивание результата собственной учебной деятельности, эмоционального состояния на уроке. |
Фронталь-ная. |
- Ребята, вспомним, о чем мы говорили сегодня, что узнали нового? - У нас все получилось? - Молодцы! Как вы чувствовали себя на сегодняшнем уроке? Давайте поговорим об этом. Каждый ученик начинает со слов: «Сегодня на уроке мне было… или я был…». Если не хотите говорить – поднимите свой смайлик. - Спасибо. Я вами очень довольна! Урок окончен. - Поблагодарим друг друга! |
Учащиеся высказывают-ся. - О дарах осени - ягодах, опии-сывали бруснику, узнали, как образовалось это слово; работали над составлением предложений, а также с текстом и орфограмма-мии в нем. Учащиеся высказывают-ся. Если ребенок не хочет говорить или стесняется – поднимает смайлик с веселым или грустным выражением (во время урока они есть у каж-дого в нали-чии). Дети аплодируют друг другу. |
Регулятивные: развитие действий оценивания; контроль и коррекция. Коммуникативные: управление речевым поведе-нием, контроль, коррекция, оценка действий и оказание поддержки одноклассникам. Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственными учебными дейст-виями; проявление положительного эмоционального отклика на ситуацию урока: умение критично относиться к своему выска-зыванию и мнению; формирование собственной позиции в отно-шении окружа-ющих, самого себя. |
Самооценка. |
* Художественный текст, используемый для работы на уроке:
Посп…вает брусника,
Стали дни х..лоднее.
И от птичьего крика
В сер…це только грус…нее.
Стаи птиц ул..тают
Прочь, за синее море.
Все дерев…я блистают
В разноцветном уборе.
К. Бальмонт.