12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Виктория Галанина55
Россия, Красноярский край, Енисейск

Предмет: Русский язык.

Класс: 6

Тема в соответствии с программой: Текст.

Тип урока: урок развития речи.

Место урока в изученной теме: раздел «Состав слова».

Учебник: В.В. Воронкова. Учебник. Русский язык для 7 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М., «Просвещение» 2006г - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007г.

Цель: Создание условий для компенсации недостатков в развитии связной речи учащихся с особыми образовательными потребностями, успешного повторения знаний по теме «Состав слова» и орфограмм в корне слова.

Задачи:

в формировании личностного результата:

- развивать  интерес к русскому языку через решение коммуникативных задач;

- формировать стремление к построению правильных высказываний в устной и письменной речи;

-  развивать способность учащихся к самооценке на основе наблюдения  за собственной деятельностью.

в формировании предметного результата:

- формировать  культуру построения предложений, формулировать ответы на поставленные вопросы; находить и объяснять орфограммы в корне слова, образовывать слова суффиксальным способом;

- формировать  навык воспроизведения в письменной форме художественный текст по-памяти.

в формировании метапредметного результата:

в познавательной сфере: развить умение  выделять главное и второстепенное, анализировать и делать выводы;

в регулятивной сфере: развить рефлексивные качества  личности;

в коммуникативной сфере: развить умения строить речевое высказывание при решении коммуникативных задач, слушать и вступать в диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Информационно-технологические ресурсы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, аудиозапись, цифровой носитель с презентацией Power Point, карточки с заданиями.

Форма организации деятельности на уроке:  фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Технологии: личностно-ориентированная, игровая, практико-ориентирвоанная, здоровье-сберегающая, развивающая.

 

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

1. На основе технологии практико-ориентированного обучения продолжить формирование умений учащихся построению предложений, связных высказываний, формулировки ответов на поставленные вопросы.

2. Находить и объяснять орфограммы в корне слова, образовывать слова суффиксальным способом.

3. Осуществлять коррекцию и развитие речевых навыков в ходе различных видов работы с текстом (выделение главной мысли, узнавание орфограмм, работы с новыми словами).

4. Активизировать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей.

- организовывать собственное рабочее место;

- овладевать приемами сосредоточения внимания на речи учителя, выделе-нии главного при постановке учебной задачи;

- выполнять учебные действия в рамках устной и письменной речи;

- сотрудничать со взрос-лыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (игра, учебное взаимодействие);

- слышать и принимать мнение окружающих, контролировать свою деятельность;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстников, учиться анализировать, рефлексировать результат собственных действий.

- актуализировать собственные практические знания, наблюдения (некоторые учащиеся – хотя бы на бытовом уровне);

- формировать умение строить высказывания на основе собственных знаний;

- давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа, сравнивать и объединять их на основе сущест-венных признаков;

- осуществлять под руководством учителя подведение к новым понятиям.

- слышать, слушать и понимать учители и сверстников, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

- уметь договариваться и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;

- правильно выражать свои мысли, вести диалог, оказывать поддержку одноклассникам;

- соблюдать правила речевого этикета.

- проявлять положительное отно-шение к ситуации урока, учебному материалу, новым и известным по-нятиям по предмету, а также чувство эмпатии;

- сотрудничать со взрослыми и сверст-никами в различных социальных ситуациях;

- принимать точку зрения другого, уметь критично относиться к своему высказыванию и мнению;

- ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках;

- формировать собственную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя.

- развивать чувство любви к родной природе, выз-вать эмоциональный отклик на отрывки из литературных произве-дений.


 


 

Ход урока

 

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов)

Форма организа-

ции деятельнос-

ти учащихся

Деятельность учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Организационный момент

(2 мин.)

Организовать переключение деятельности после перемены, привлечь внимание и вызвать положительный настрой на урок, подготовить учащихся к работе на уроке.

Игра «Улыбнись»

Приветствие. Создание эмоционального настроя на урок:

-Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть и желаю вам хорошего настроения и, чтобы на уроке у вас все получи-лось, а для создания хорошего настроения проведем нашу люби-мую игру «Улыбнись» .

-А теперь проверьте свои принадлежности,

все ли необходимое есть на ваших партах?

-Спасибо, отлично! И мы начинаем урок!»

Дети берутся за руки, улыбаются друг другу и учителю;

проверяют свое рабочее место, наличие учебных принадлеж-ностей.

Личностные:

 эмоционально-положительный настрой на урок.

Регулятивные:

планирование учебного пространства, организация рабочего места.

Наблюдение учителя за эмоциональным состоянием детей, готовностью к совместной деятельности, организацией рабочего места

2.

Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

(4 мин.)

Мотивировать детей к изучению темы через активизацию памяти, мышления, подготовку к осознанию потребности в освоении нового.

Вводная фронтальнаябеседа.

Демонстрация слайда с

изображением поздней осени (Презента-ция Power Point).

Презентация слайда и звучание четверости-шия .

Постановка проблемного вопроса с опорой на личный опыт детей.

- Ребята, на уроках вы, конечно, много говорили о том времени года, которое по календарю еще продолжается, но в нашей местности уже закончилось.

- Назовите его.

- Охарактеризуйте.

Хмурая неласковая осень

К нам тихо, незаметно подошла.

Багряный свой наряд на лес набросив,

Холодные туманы принесла…

- О чем это четверостишие?

- Можно ли его назвать текстом? Почему?

-Так выразил свои чувства поэт, а кроме холодов, дождей и тумана это время года приносит что-то хорошее?

- Какими радостными, хорошими воспоминаниями вы можете поделиться?

Ученики называют

- Осень.

- Холодная, дождливая, пасмурная.

- О новом времени года - осени.

- Да, объединен одной темой, осн. мыслью.

Сбор урожая; грибы, ягоды, яркие краски природы и т.п.

Личностные:

смыслообразование и желание приобретать новые знания.

Познавательные:

умение использовать имеющиеся знания в новой учебной ситуации, актуализировать собственные практические знания, наблюдения. Коммуникативные:

правильно выражать свои мысли в монологическом высказывании, вести диалог.

Наблюдение.

3.

Информационный этап (1 мин.)

Определить тему урока, план работы.

Фронталь-ная.

В силу особенностей учащихся, учитель озвучивает все задачи урока:

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о дарах осени. Повторим правописание орфог-рамм в корне слова, продолжим учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов, составлять предложения, текст, а так же проведем ваш любимый зрительный диктант.

Запишем сегодняшнее число и тему урока «Текст».

Запись числа и темы урока.

Личностные: 

осознание значимости учебного сотрудничества.

Регулятивные:

прогнозирование деятельности;

волевая саморе-гуляция как способность к мобилизации.

Коммуникативные:

 умение слушать.


 


 

Самоконтроль и самокоррекция.

4.

Этап первичного усвоения новых знаний.

(15 мин.)

Продолжить отрабатывать навык работы с учебником при изучении нового материала.

Выполнить упражнение учебника.

Выполнить словарную работу.

 

Продолжить отрабатывать навык

индивидуальной работы по словообразованию.

Продолжить отрабатывать навык составления словосочетаний, предложений.

Установить правильность и осознанность восприятия материала учащимися.

Фронталь-ная.

Проблемная ситуация.

Демонстрируется слайд (набор букв, среди которых с зашифровано слово «спромнибрусникавфорк»

Демонстрируется слайд

(изображе-ние брусни-ки и поясне-ние этимо-логии др.русск слова).

Брусъ + ник

брусник (ч)

Корень слова брусник (ч) записан на доске. Таблички с изображени-ем суффиксов

- Н , - ИК,

- К расклеены по стенам класса.

Демонстрируется слайд со словами - багряная, алая, кровавая, пунцовая.

.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 88 учебника, назовите изображенные на ней ягоды.

- Ответим на вопросы упр. 140.

- Не только для птиц, но и для человека ягода - лакомство. А как мы сохраняем её на всю суровую зиму?

- Каждому из вас на парту я положила осенний листок, в который завернута ягода. Все это накрыто салфеткой, и мы попытаемся узнать, что же это за ягода? – ее название можно найти среди зашифрованных букв, попробуйте сделать это.

- Верно, БРУСНИКА!

- А теперь поднимите салфетки, которыми накрыт листочек с ягодами, рассмотрите ягоды, попробуйте. Это брусника?

- Почему же она так называется? Она темно- красного цвета, а давным – давно слово «брусъ» обозначало цвет «пурпур», «краснота», после добавления суффикса произошло сращение и теперь корень этого слова брусник (ч).

-Попробуем образовать однокоренные слова при помощи суффиксов, изображение которых вы найдете, посмотрев внимательно на стены класса. Выберите подходящие суффиксы, приклейте на доску рядом с корнем и произнесите вновь образовавшееся слово.

- Мы сказали, что осень приносит разноцветье трав, листьев, ягод. А какого цвета брусника?

- Каким близкими по значению словами можно заменить это слово? Составьте словосочетание сществительное+ прилагательное.

- Поиграем в нашу любимую игру «Сочинялки». Слова какой части речи можно использовать, чтобы картинка ожила? Как можно составить полное предложение?

- Добавим слова, обозначающие действия (глаголы).

- Что еще можно добавить? Ответим - ГДЕ растет эта ягода? (т.к. с наречием еще не знакомы).

Хорошо, запишем 1 или 2 в тетрадь в качестве образца.

-Скажите, у нас получился текст?

-Что называется текстом?

Учащиеся называют изображен-ные на ил-люстрациях учебника ягоды.

Отвечают на вопросы учебника.

- Варенье, заморозка и т.д.

- Это слово «брусника».

- Да, конечно!

Учащиеся находят нужные для образования слов с корнем брусник (ч) суффиксы и приклеивают их на доску. Произносят правильно и четко образо-ванные слова, проверяют друг друга.

- Красного.

Учащиеся называют или читают слова со слайда и объединяют в словосочетания (например, «алая брусника» и т.д.).

- Глаголы.

Учащиеся устно составляют полные распространенные предложения,произносят (полностью) наиболее удачные варианты получивших-ся предло-жений, записывают.

Учащиеся читают определение понятия «Текст».

Личностные: 

осознание значимости учебного сотрудничества.

Регулятивные:

прогнозирование деятельности и контроль

Коммуникативные:

 умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Личностные:

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Регулятивные:

развитие действий оценивания; контроль и коррекция.

Коммуникативные:

управление поведением - контроль, коррекция, оценка действий друг друга.

Самоконтроль и самокоррекция.

Наблюдение. Взаимопроверка.

Самопроверка и самоконтроль.

Личностные:

участие в твор-ческом, созида-тельном процессе;

стремление к речевому самосовершенство-ванию.

Познавательные: 

 развитие навыка переработки информации.

Регулятивные: 

развитие способ-ности к само-управлению своей деятельностью,

самооценивание в учебной деятельности.

Коммуникативные:

правильное выражение своих мыслей в моноло-гическом выска-зывании, ведение диалога.

5.

Физминутка.

(3 мин.)

Осуществить физическую разгрузку, восстановить тонус для дальнейшей работы.

Групповая.

Демонстрация известных детям упражнений.

Выполнение упражнений.

Личностные: улучшение самочуствия, проявление положительногоотношения к ситуации урока, формирование навыка сотрудничества в различных социальных ситуациях.

Самоконтроль.

6.

Аналитический этап. Закрепление знаний. Работа с текстом.

(10 мин.)

Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его освоения.

Продолжить отрабатывать навык работы учащихся по группам.

Развивать зрительную память.

Фронталь-ная.

Групповая

(в классе изначально определены три техно-логические группы, в соответст-вии со степенью имеющихся отклонений).

Демонстрируется слайд, звучит стихотворение К. Баль-монта*

Индивидуальная.

- Молодцы! Продолжаем работу. На слайде вы видите слова (Траве, ярко- красные, вспыхивают, в, ягоды.

Бруснику, радостно, вкусную, срывать, человеку. Сбереги, где, места, растет, она.) Составьте из данных вразбивку слов предложения.

- Можно ли этим предложения назвать текстом? Почему?

- Можно ли этим предложения назвать текстом? Почему?

- Определите главную мысль текста.

- Послушайте, как поэт Константин Бальмонт воспевает время созревания ягод.

- Выразите свое отношение к данному отрывку. Понравились ли вам строки поэта? Почему?

Каждая группа учащихся получает задание по тексту:

1 гр. Прочитайте. Найдите слова с безударными гласными, вставьте, объясните.

2 гр. Прочитайте. Найдите слова с непроизносимой согласной, вставьте, объясните.

3 гр. Прочитайте. Найдите слово, которое обозначает ягоду, вспомните, от какого слова оно произошло.

- Поработаем с первым четверостишием. Какое еще задание вы бы хотели выполнить?

- У всех получилось? Прочтите еще раз, что вы записали?

Учащиеся составляют предложения. Один из них произносит текст полностью.

Отвечают на вопросы.

- Они связаны общей темой, объединены по смыслу.

- Бережное отношение к природе.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выполняют задания и доказательно объясняют выбор орфограммы.

Учащиеся самостоятельно ставят учебную задачу и, затем, выпол-няют ее -

записывают первое четверости-шие по- памяти.

Регулятивные: 

овладевать приемами сосредоточения внимания на речи учителя, информации на электронных носителях, выделе-нии главного, выполнять учебные действия в рамках устной и письмен-ной речи;

Познавательные: давать характе-ристики изучаемым объектам на основе их анализа, сравнивать и объединять их на основе сущест-венных признаков.

Коммуникативные:

правильно выражать свои мысли, вести диалог, оказывать поддержку одноклассникам.

Наблюдение. Самоконтроль и самооценка.

7.

Постановка домашнего задания.

(5 мин.)

Объяснить и записать домашнее задание (работа с текстом по в соответствии с принадлежностью учащихся к той или иной группе).

Групповая.

- Ребята, вы продолжите работать с текстами и дома. Запишите задание:

1 гр. составляет текст - описание ягоды (3-4 предложения).

2 гр. составляет два предложения о бруснике.

3гр. выполняет работу по карточкам (карточки выдаются учителем, содержат элементарные задания).

Учащиеся осознают степень сложности домашнего задания, задают вопросы на понимание.

 

Контроль в перспективе.

8.

Подведение итогов. Рефлексия.

(5 мин.)

Создать ситуацию, требующую самооценивания и оценивания учебной деятель-ности:

- соотнесение полученного результата с поставленной целью;

- оценивание результата собственной учебной деятельности, эмоционального состояния на уроке.

Фронталь-ная.

- Ребята, вспомним, о чем мы говорили сегодня, что узнали нового?

- У нас все получилось?

- Молодцы! Как вы чувствовали себя на сегодняшнем уроке? Давайте поговорим об этом. Каждый ученик начинает со слов: «Сегодня на уроке мне было… или я был…». Если не хотите говорить – поднимите свой смайлик.

- Спасибо. Я вами очень довольна!

Урок окончен.

- Поблагодарим друг друга!

Учащиеся высказывают-ся.

- О дарах осени - ягодах, опии-сывали бруснику, узнали, как образовалось это слово; работали над составлением предложений, а также с текстом и орфограмма-мии в нем.

Учащиеся высказывают-ся.

Если ребенок не хочет говорить или стесняется – поднимает смайлик с веселым или грустным выражением (во время урока они есть у каж-дого в нали-чии).

Дети аплодируют друг другу.

Регулятивные:

развитие действий оценивания; контроль и коррекция.

Коммуникативные:

управление речевым поведе-нием, контроль, коррекция, оценка действий

и оказание поддержки одноклассникам.

Личностные:

способность к самооценке на основе наблюдения за собственными учебными дейст-виями;

проявление положительного эмоционального отклика на ситуацию урока:

умение критично относиться к своему выска-зыванию и мнению;

формирование собственной позиции в отно-шении окружа-ющих, самого себя.

Самооценка.


 

* Художественный текст, используемый для работы на уроке:

Посп…вает брусника,

Стали дни х..лоднее.

И от птичьего крика

В сер…це только грус…нее.

Стаи птиц ул..тают

Прочь, за синее море.

Все дерев…я блистают

В разноцветном уборе.

К. Бальмонт.


Презентация к уроку по теме "Текст"
PPT / 916 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.