Тема: «Афанасий Фет “Это утро, радость эта…”.

1
0
Материал опубликован 8 October


Конспект урока литературного чтения

9 «Б» класс

Тема: «Афанасий Фет “Это утро, радость эта…”.

Цель: Создание условий для осмысления содержания стихотворения.

Задачи:

1. Развивать умение учащихся читать бегло, выразительно, целыми словами; отвечать на вопросы полными развернутыми ответами; определять основную мысль прочитанного произведения.

2. Корригировать память, внимание и мыслительную деятельность учащихся; развивать связную речь учащихся через полные правильные ответы на вопросы.

3. Способствовать формированию умения привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений, вызванных восприятием природы, в процессе размышлений над лирическим произведением.


Планируемые результаты

Предметные:

Знать: «Стихотворение А.Фета «Это утро…» .

Уметь: видеть и замечать прекрасное в природе; научить выразительно читать стихотворения.


Тип урока: открытие “нового” знания






Этап урока, методы и приемы

Хроно метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они искренне желают вам удачи. Вам нужно постараться, чтоб урок получился интересным и полезным. А для этого нужно быть внимательными и активными.


Эмоционально

настраиваются на урок



II. Актуализация знаний и мотивация


Словесный:

учебный диалог

5 мин.

- Ребята, произведение какого автора мы изучали на прошлом уроке? Что вам было задано на дом?

Проверка домашнего задания.

Несколько детей по очереди выходят к доске, выразительно читают стихотворение или рассказывают наизусть.


А.Фета

Чтение на оценку


Анализ выступающих


III. Постановка учебной задачи


Словесный:

подводящий диалог


4 мин.

- Учитель: Можно ли остановить мгновение? Запечатлеть неповторимые моменты жизни, явления природы? Можно, если речь идет о русском поэте А.А.Фете. Вот он, перед вами.

Учитель: Строгий, серьезный, проницательный взгляд; от этого человека исходит уверенность, чувствуется твердость характера. Трудно представить, что за этой непроницаемой внешностью скрывается легкоранимое сердце - сердце одного из самых нежных лириков А.Фета.

Сегодня мы с вами познакомимся с

ещё одним стихотворением А.Фета. Откройте учебники на страницах 146 и 147. Как называется стихотворение? (по первой строке).

Афанасий Фет “Это утро, радость эта…”,



Сформулируйте тему урока.

Какую цель мы поставим с вами на урок?

Знакомство со стихотворением. Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем учиться выразительно читать стихотворение Фета «Это утро…».


Формулируют тему урока

Познакомиться с новым

стихотворением А.Фета


IV. Открытие нового знания


Первичное слушание текста

Цель:

- формировать умение воспринимать на слух новое произведение

- обеспечить заинтересованное, увлеченное отношение к произведению, готовность найти в нем значимое для себя























Анализ произведения

Цель:

- помочь детям

более глубоко понять смысл произведения

- способствовать

совершенствованию навыка чтения (анализ требует многократного перечитывания текста)























V. Первичное закрепление


Выразительное чтение произведения

Цель:

- формировать умение правильно выбрать оптимальный темп чтения,

интонацию, делать  логические паузы и  ударения при чтении


8 мин.



































7мин.






























8 мин.

Послушайте внимательно стихотворение, попытайтесь себе представить картину природы, описанную поэтом, чтобы вы могли ответить на вопросы по содержанию. Видеофрагмент.


О каком времени года говорится в стихотворении? Какова его тема?

Тема природы — одна из любимых у поэта.

Ежегодно в природе все повторяется, казалось бы, одно и то же, а ждем чего-то необычного. Людей творческих весна вдохновляет на создание художественных произведений, а многие создают настоящие шедевры. И так было во все времена...


Герой рассказывает о том, какой он видит весну. Рассказывает нам, что такое весна в его представлении. - Как вы представляете лирического героя Фета?

( Это восторженный человек, который в упоении бродит по окрестностям, озирается по сторонам, смотрит то вверх, то в бок, то вдаль, то рассматривает все вблизи. И все . что попадается ему на глаза, вызывает восхищение, наполняет его взгляд и сердце безмерной радостью.


-Повторное чтение стихотворения учителем. Организует чтение произведения с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения.

Стихотворение читает учитель, в данном уроке право выбора ученикам на этапе первичного слушания не предоставляется, так как

ученики не чувствуют границ предложений (стихотворение состоит из одного предложения) и соответственно неверно распределяют дыхание и выбирают интонации, искажая задуманное автором звучание предложений.

Учитель:- настраивает на эмоциональное восприятие;

- образец чтения;

- убеждает ученика в том, что учитель готов сотрудничать с ним, что он тоже в поиске нужных поэтических интонаций.

Из скольких предложений состоит стихотворение?

Правильно. Мы читаем это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху.

Этот приём "одного предложения" смог как нельзя лучше передать движение жизни, "воскрешение" природы весной.

Посмотрите внимательно, какая часть речи отсутствует в стихотворении?

В стихотворении нет ни одного глагола и почти нет прилагательных, но, тем не менее, стихотворение необыкновенно выразительно.


Переходим к следующему пункту плана – словарная работа.


Словарная работа

-Обратим внимание на новые слова в стихотворении «Это утро, радость эта», которые встретятся вам сегодня в тексте, и, на мой взгляд, могли бы вызвать у вас затруднение.

1) Вереницы-ряд птиц,летящих одна за другой 2) Говор-здесь будто говорят 3) Долы-долина 4) Зык-громкий и резкий звук 5) Затменье-одно небесное тело заслоняет свет от другого небесного тела. 6) Селенье-село 7) Мгла- пелена тумана, пыли, дыма 8) трели - звуки


С каким настроением вы будете читать стихотворение? (Каждый обосновывает свой выбор)

Какой выберете темп чтения? Почему?

При выразительном чтении, не стоит забывать о знаках препинания.



Напоминает компоненты выразительного чтения

- интонация (повествовательная)

- пауза (после запятой короткая, после точки длинная)

- ударение (расставить ударение в словах)

- темп (чувство грусти – медленно, радости- быстрее)

Вопрос:

Как вы думаете, в каком ритме следует читать это стихотворение: медленно, плавно, быстро, стремительно?

Обратить внимание на то, что в стихотворении нет ни одной точки. Оно читается на одном дыхании, с нарастанием возбуждения, по мере того как перечисляются признаки весны.

Передать голосом радость от пробуждения всей природы весной.



Выразительное чтение

А сейчас давайте потренируемся в выразительном чтении.


Слушают





  (о весне, о природе, о красоте, о любви, о человеке)









Отвечают на вопросы





Ученики следят по учебнику и подчёркивают непонятные слова.













Слушают стихотворение , отвечают на вопросы.














Слушают, запоминают значение слов

















Осуществляют выразительное чтение стихотворения соблюдая правила выразительного чтения.



VI.

Самостоятельная работа Практический: чтение

Стихотворения

Цель:

- проверить свое умение применять полученные знания;


5 мин.

Повторное чтение

- Мы с вами разобрали сложные слова, некоторые строчки. Поработали над стихотворениями. Сейчас вы в пол голоса еще раз читаете два

стихотворения. Теперь можем приступать к выразительному чтению.

Чтение стихотворения

VII. Подведение итогов


Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;



1 мин.

Ребята, какое стихотворение мы сегодня на уроке изучали?

Кто автор?


- Меняется политическая обстановка, меняется жизнь общества, но вечными остаются общечеловеческие ценности: любовь, красота, восхищение красотой природы, музыка – все то, что составляет мир поэзии А.А.Фета.


Слушают задание







VIII. Рефлексия деятельности

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


1 мин.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним какая была цель урока? Вы её достигли?

С какими новыми словами вы сегодня познакомились?

Я считаю, что вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за урок!

Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения

Отвечают на вопросы




Оценивают свою работу на уроке














История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.

Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.

Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет всё, что видит вокруг. В нём всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально стихотворение состоит из трёх шестистопных строф.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/eto-utro-radost-eta.html

В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/eto-utro-radost-eta.html


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.